«Мои любимые тальниковые стульчики»: национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей.
статья по музыке

Сыромятникова Лукерья Егоровна

Сыромятникова Лукерья Егоровна,

отличник образования РС (Я),

Педагог дополнительного образования по хореографии

МБДОУ детский сад №27 «Кораблик»                                                     

  г. Якутск

 

«Мои любимые тальниковые стульчики»:

национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей.

В настоящее время, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, остро стоит проблема национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура в виде национального танца занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность такого способа воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.). Общепризнанным стало положение, что национальные танцы выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и школьника, и в то же время, как формирующее начало в его развитии и ознакомление с национальной культурой, способствующий к сохранению в будущем традиций.

Цель:        постановка якутского танца на национальном тальниковом стульчике,

                          основанный на орнаментах и узорах, отражающий смысл в движениях.

Задачи:    1)   изучить историю своего края, быт народа и якутские орнаменты и

узоры и их смысл в движениях;

  1.  поставить танец, используя знания;
  2. научить детей всем движениям танца с использованием национального тальникового стульчика, объясняя узоры и орнаменты, тем самым способствовать развитию каждой личности и привить любовь к искусству танца.

Работаю я в двух детских учреждениях: воспитателем в Высшей школе музыки 17 лет и хореографом в детском саде №27 г. Якутска. В Высшей школе музыки ни одно мероприятие не проходит без танцев и нас хореографов просят ставить танцы. Эту миссию я выполняю с удовольствием.

В своей многолетней практике в постановке танца я всегда отталкиваюсь из истории своего народа. В старину наш якутский многострадальный народ жил в отдаленных аласах. В одном аласе проживал один род. Они вместе жили, трудились, растили десятками детей, держали скот и выживали в этом суровом крае.

Пользовались инструментами для работы и приборами домашнего обихода, мебелью, сделанными своими руками. Каждый глава семьи все это умел мастерить. Круглый стол, табуретки, кровать по периметру дома – нары, шкафы. Они заранее делали заготовки из разных природных материалов для своей дальнейшей работы, плотничества. Чистили от веток, от коры, от верхнего слоя, сушили. А иногда «кожицу» специально оставляли для узора.

Женщины, кроме всех внутренних работ, успевали мять кожу, сшить из нее верхнюю одежду и обувь, используя нить, полученную из конской гривы и хвоста.  Из нее же плели головные уборы на лето, делали махалку – «дэйбиир» от комаров. Из бересты изготавливали различную посуду, украшая узорами из нити, изготовленной из конского волоса.

Но больше всего меня тронуло изготовление стульчиков из тальника без единого гвоздя. Коротко расскажу о «процессе» изготовления этого чудного стульчика. Собирались и стар и млад у камелька, и мастерили стульчики. Самый опытный умелец показывал, учил других как правильно изгибать тальник, как крутить. Во время работы шутили, радовались, рассказывали по очереди смешные случаи и все получали большой опыт и огромную радость от результатов работы и общения. Хвастались у кого лучше получилось.

Вот эту тему я использовала для своего танца. Этот стульчик из тальника является основным атрибутом полученного танца. Я долго искала народного умельца, который мог бы передать достоверность самобытности народа.  Сделанные его руками стульчики несут особую теплоту и радость детям. Этот танец дети исполняют с большой радостью и гордятся своими талантливыми предками. С этим танцем мои воспитанники из сада объездили много стран и городов России. И я счастлива от этих блестящих глаз моих воспитанников, от того, что это все им запомнится на долгие годы. Я старалась не только движения танца учить, параллельно ознакомила детей с бытом якутского народа, учила им историю нашего чудного края, о том, как сейчас живут односельчане и как жили в очень трудных условиях наши мудрые предки. Прививаю любовь к родному краю, уважение к людям, живущим здесь.

Тщательно готовилась к постановке танца, прочитала много книг, изучала разные узоры и орнаменты якутского народа. Щепетильно относилась к каждому движению.

На фоне традиционных орнаментов народа я попыталась создать разные движения для исполнения сидя на стульчиках. Опять-таки, сидя на стульчиках, подтягивая рукой одну ногу, лежащую на другой, мои танцоры изображают олонхосутов эпоса. Использовала простые прыжки с разными элементами, которыми подчеркнула самобытность моего народа. На протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают национальные узоры. Прыжок на одной ноге, держа другую ногу противоположной рукой, показывает орнамент природы.

Наша огромная Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резкоконтинентального климата. Через этот стульчик несется радость к жизни, к солнцу, к свету, который ценит наш народ в ожидании короткого лета. По этому танцу можно узнать якутов, что тут живут люди очень открытые, жизнерадостные, находчивые. И я очень рада тому, что прочитавши мою работу, люди узнали тяжесть быта народа моего края. И, однажды увидев этот танец, радовались как мы. Мои дети и я гордимся тем, что все это передаем через свое искусство.

Этот танец вызывает интерес, любознательность воспитанников к культуре своего народа.

Таким образом, разработано содержание национального танца на тальниковых стульчиках, способствующего прививанию любви к танцам через движения, узоры и орнаменты, формирующее новую способность педагога к построению процесса культурного воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В программе находит отражение теоретическое и практическое содержание, знакомящее педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника и школьника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Гоголев А. И. Якуты. Формирование культуры. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993, -229 с.
  2. Серошевский В. Л. Якуты. –М.: Российская политич. Энц., 1896, -713 с.
  3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сыромятникова Лукерья Егоровна,

отличник образования РС (Я),

Педагог дополнительного образования по хореографии

МБДОУ детский сад №27 «Кораблик»                                                      

  г. Якутск

«Мои любимые тальниковые стульчики»:

национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей.

В настоящее время, охватывая различные сферы жизнедеятельности людей, остро стоит проблема национально-культурной идентичности. Отождествление личности с культурой задает человеку смысловые и ценностные координаты, определяет его мировоззрение и мировосприятие, систему значимых символов, норм и правил поведения. Отсутствие национально-культурной идентичности ведет к неспособности человека ориентироваться в предлагаемых ему идеалах и культурных паттернах, что влечет за собой формирование личности вне культурного контекста.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура в виде национального танца занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность такого способа воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.). Общепризнанным стало положение, что национальные танцы выступают как основной признак жизни, стержень всей жизнедеятельности и поведения дошкольника и школьника, и в то же время, как формирующее начало в его развитии и ознакомление с национальной культурой, способствующий к сохранению в будущем традиций.

Цель:        постановка якутского танца на национальном тальниковом стульчике,

                          основанный на орнаментах и узорах, отражающий смысл в движениях.

Задачи:    1)   изучить историю своего края, быт народа и якутские орнаменты и

узоры и их смысл в движениях;

  1.  поставить танец, используя знания;
  2. научить детей всем движениям танца с использованием национального тальникового стульчика, объясняя узоры и орнаменты, тем самым способствовать развитию каждой личности и привить любовь к искусству танца.

Работаю я в двух детских учреждениях: воспитателем в Высшей школе музыки 17 лет и хореографом в детском саде №27 г. Якутска. В Высшей школе музыки ни одно мероприятие не проходит без танцев и нас хореографов просят ставить танцы. Эту миссию я выполняю с удовольствием.

В своей многолетней практике в постановке танца я всегда отталкиваюсь из истории своего народа. В старину наш якутский многострадальный народ жил в отдаленных аласах. В одном аласе проживал один род. Они вместе жили, трудились, растили десятками детей, держали скот и выживали в этом суровом крае.

Пользовались инструментами для работы и приборами домашнего обихода, мебелью, сделанными своими руками. Каждый глава семьи все это умел мастерить. Круглый стол, табуретки, кровать по периметру дома – нары, шкафы. Они заранее делали заготовки из разных природных материалов для своей дальнейшей работы, плотничества. Чистили от веток, от коры, от верхнего слоя, сушили. А иногда «кожицу» специально оставляли для узора.

Женщины, кроме всех внутренних работ, успевали мять кожу, сшить из нее верхнюю одежду и обувь, используя нить, полученную из конской гривы и хвоста.  Из нее же плели головные уборы на лето, делали махалку – «дэйбиир» от комаров. Из бересты изготавливали различную посуду, украшая узорами из нити, изготовленной из конского волоса.

Но больше всего меня тронуло изготовление стульчиков из тальника без единого гвоздя. Коротко расскажу о «процессе» изготовления этого чудного стульчика. Собирались и стар и млад у камелька, и мастерили стульчики. Самый опытный умелец показывал, учил других как правильно изгибать тальник, как крутить. Во время работы шутили, радовались, рассказывали по очереди смешные случаи и все получали большой опыт и огромную радость от результатов работы и общения. Хвастались у кого лучше получилось.

Вот эту тему я использовала для своего танца. Этот стульчик из тальника является основным атрибутом полученного танца. Я долго искала народного умельца, который мог бы передать достоверность самобытности народа.  Сделанные его руками стульчики несут особую теплоту и радость детям. Этот танец дети исполняют с большой радостью и гордятся своими талантливыми предками. С этим танцем мои воспитанники из сада объездили много стран и городов России. И я счастлива от этих блестящих глаз моих воспитанников, от того, что это все им запомнится на долгие годы. Я старалась не только движения танца учить, параллельно ознакомила детей с бытом якутского народа, учила им историю нашего чудного края, о том, как сейчас живут односельчане и как жили в очень трудных условиях наши мудрые предки. Прививаю любовь к родному краю, уважение к людям, живущим здесь.

Тщательно готовилась к постановке танца, прочитала много книг, изучала разные узоры и орнаменты якутского народа. Щепетильно относилась к каждому движению.

На фоне традиционных орнаментов народа я попыталась создать разные движения для исполнения сидя на стульчиках. Опять-таки, сидя на стульчиках, подтягивая рукой одну ногу, лежащую на другой, мои танцоры изображают олонхосутов эпоса. Использовала простые прыжки с разными элементами, которыми подчеркнула самобытность моего народа. На протяжении всего танца дети руками в разных позициях показывают национальные узоры. Прыжок на одной ноге, держа другую ногу противоположной рукой, показывает орнамент природы.

Наша огромная Якутия находится очень далеко. Край считается суровым из-за своего резкоконтинентального климата. Через этот стульчик несется радость к жизни, к солнцу, к свету, который ценит наш народ в ожидании короткого лета. По этому танцу можно узнать якутов, что тут живут люди очень открытые, жизнерадостные, находчивые. И я очень рада тому, что прочитавши мою работу, люди узнали тяжесть быта народа моего края. И, однажды увидев этот танец, радовались как мы. Мои дети и я гордимся тем, что все это передаем через свое искусство.

Этот танец вызывает интерес, любознательность воспитанников к культуре своего народа.

Таким образом, разработано содержание национального танца на тальниковых стульчиках, способствующего прививанию любви к танцам через движения, узоры и орнаменты, формирующее новую способность педагога к построению процесса культурного воспитания с направленностью на личностное развитие детей. В программе находит отражение теоретическое и практическое содержание, знакомящее педагога с закономерностями становления и развития личности дошкольника и школьника, особенностями ее развития и формирования в условиях занятий, психолого-педагогическими механизмами, обеспечивающими успешность выполнения педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Гоголев А. И. Якуты. Формирование культуры. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993, -229 с.
  2. Серошевский В. Л. Якуты. –М.: Российская политич. Энц., 1896, -713 с.
  3. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание национального самосознания у дошкольников.

Воспитание национального самосознания у дошкольниковВ настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем разви...

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

Воспитание национального самосознания

  Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для ...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....

«Нравственное воспитание как основа формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Реализация проекта по выбранной теме, позволит повысить воспитательно-образовательный уровень в вопросах культуры поведения всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов)....

16.05.2024г. Консультация для родителей «Воспитание этикета общения и культуры речи детей дошкольного возраста»

Этикет (в переводе с французкого - ярлык, этикетка) - свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к людям....