Воспитание национального самосознания
статья на тему

Ханакаева Зарина Ханакаевна

    Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Детство – это возраст, когда человек впитывает в себя все мысли, краски, чувства окружающего мира.

   Ничто не проходит бесследно мимо ребенка. Оно оставляет «след чего-то удивительного, не понятного никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает, чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком, прорасти будущим», - пишет А. Шоров.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния. 

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок.

     Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

     Мир устроен так, что в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Ребенок должен быть окружен добром, красотой и счастьем. В этом ему могут помочь только взрослые. Ведь взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек.  Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

     Литература претерпела - как и все в истории ,очень большие изменения. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репитирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Сказка — это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и вне пространственном измерении. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями.           Сказки учат выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивается счастливым финалом. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.

    Русская народная сказка — это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Они неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо. Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения. Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные).     Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие «забытые» нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. Кто знает, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка. Как не крути, сказка-вымысел. Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.

     Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

     Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве  правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, а увлекательность сюжета, образность и забавность усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Сказка, может познакомить всего с двумя словами других народов, но все-таки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием  не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

      Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» и «темного» миров. И на основе этого - целостность собственной личности, включающей в себя «светлые» и «темные» стороны.

      В процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора.     Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.

     Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется:

  • приветствие (групповой ритуал),
  • прощание (групповой ритуал),
  • разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов),
  • работа (продолжение работы) с новым жанром,
  • общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы.

      Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

      О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Все мы знаем, как нуждается ребенок в проявлении любви, как сам выражает ответную любовь.    Эмоциональная память ребенка, связанная с этими яркими и глубокими переживаниями, сохраняется на всю жизнь, становиться благодатной почвой для формирования национального самосознания.

      Таким образом, педагогическое воздействие должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающими. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.

  

    

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 1 " Мамонтёнок"

                                                    Выполнила: Кокова Галина Николаевна

г. Салехард.

2018г.



Предварительный просмотр:

   Детство – это возраст, когда человек впитывает в себя все мысли, краски, чувства окружающего мира.

   Ничто не проходит бесследно мимо ребенка. Оно оставляет «след чего-то удивительного, не понятного никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает, чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком, прорасти будущим», - пишет А. Шоров.

    Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

    Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния. 

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок.

     Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

     Мир устроен так, что в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Ребенок должен быть окружен добром, красотой и счастьем. В этом ему могут помочь только взрослые. Ведь взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек.  Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

     Литература претерпела - как и все в истории ,очень большие изменения. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репитирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Сказка — это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и вне пространственном измерении. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями.           Сказки учат выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивается счастливым финалом. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.

    Русская народная сказка — это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Они неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо. Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения. Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные).     Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие «забытые» нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. Кто знает, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка. Как не крути, сказка-вымысел. Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.

     Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

     Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве  правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, а увлекательность сюжета, образность и забавность усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Сказка, может познакомить всего с двумя словами других народов, но все-таки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием  не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

      Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» и «темного» миров. И на основе этого - целостность собственной личности, включающей в себя «светлые» и «темные» стороны.

      В процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора.     Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.

     Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется:

  • приветствие (групповой ритуал),
  • прощание (групповой ритуал),
  • разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов),
  • работа (продолжение работы) с новым жанром,
  • общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы.

      Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

      О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Все мы знаем, как нуждается ребенок в проявлении любви, как сам выражает ответную любовь.    Эмоциональная память ребенка, связанная с этими яркими и глубокими переживаниями, сохраняется на всю жизнь, становиться благодатной почвой для формирования национального самосознания.

      Таким образом, педагогическое воздействие должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающими. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.

  

    

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 1 " Мамонтёнок"

                                                    Выполнила: Кокова Галина Николаевна

г. Салехард.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей духовной личности и национального самосознания благодаря использованию малых форм музыкального фольклора.

Приобщение  детей дошкольного возраста  к народной культуре , используя народный музыкальный материал....

Воспитание национального самосознания у дошкольников.

Воспитание национального самосознания у дошкольниковВ настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем разви...

Консультация для родителей. Значение национального самосознания в становлении личности ребенка.

Развитие и формирование личности ребенка происходит в процессе воспитания и обучения. Именно под влиянием воспитания и обучения у ребенка развивается сознание, самосознание, волевая деятельность, чувс...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Консультация для педагогов "Воспитание национального самосознания у дошкольников через ознакомление с родным краем"

Консультация для воспитателей детских садов по нравственному - патриотическому воспитанию дошкольников...

«Мои любимые тальниковые стульчики»: национальный якутский танец как инструмент воспитания национального самосознания и культуры у детей.

Сыромятникова Лукерья Егоровна,отличник образования РС (Я),Педагог дополнительного образования по хореографии МБДОУ детский сад №27 «Кораблик»...