Формирование у детей духовной личности и национального самосознания благодаря использованию малых форм музыкального фольклора.
статья на тему

Тюрина Пелагея Сергеевна

Приобщение  детей дошкольного возраста  к народной культуре , используя народный музыкальный материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ № 4 детский сад Красносельского района

г. Санкт-Петербург

Подготовила: Тюрина Пелагея Сергеевна

                         педагог высшей квалификационной категории

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНОЙ  ЛИЧНОСТИ (ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ, ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА И ЛЮДЯМ ТРУДА) И НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ (ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ, СО ВЗРОСЛЫМИ, РОЛЬ СЕМЬИ), ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

ЦЕЛЬ: использование фольклора, как средства музыкального и духовного воспитания ребенка.

ЗАДАЧИ: -  развивать музыкальные способности

                   - активизировать умение передачи эмоционального состояния через разные виды        

                                               музыкальной  деятельности.

                  -  формировать исполнительские навыки в области движения.

                  - развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности

                     детей

                 -   расширять понятийный словарь.

Духовность  в человеке просто необходимо воспитывать с самого раннего детства. У русского народа есть пословица:   «Нет дерева без корней, а дома нет без фундамента»

     Духовный мир подрастающего человека, это фундамент будущего.

Очень весомую роль в постройке этого фундамента играет музыка, именно народная.

Россия конца XX начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения (младшее поколение все что угодно может сказать старшему, не выбирая слова; праздники народного календаря все перемещались, во главу ставится «шоу»,уместно оно или нет, мало задумываемся, главное вселить, забавлять и т.д.).Все вместе это ведет к бездуховности, отказе проявлять себя творчески. Именно обращение к народности, начиная с раннего детства, закладывает основные понятия общения, именно народная мудрость формирует мышление, развивает ум, способности, навыки.

      «…именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности…»   академик Д. С. Лихачев.

      Очень важен фольклор для  музыкального развития. В процессе использования музыкального народного материала  развиваются музыкальные способности.

       Используя народные песни, дети обучаются напевному пению, народная игра способствует развитию ловкости, осторожности, дает эмоциональный настрой , развивает чувство музыкальной фразы, т.к. народные игры образны, то она  дает начало формированию театрального действия. Игра на народных музыкальных инструментах дает возможность проявлению в детях индивидуальных  черт: сосредоточенности, воле, усидчивости…Улучшается качество пения.

   Особо хочется сказать о танце: здесь развивается пространственное ориентирование, эстетический вкус и  все основные  направления музыкальных способностей.

   Используя  народные произведения на занятиях у детей развиваются коммуникативные качества ( они становятся более раскованными, легче идут на контакт) личности, память, воображение, инициативности, фантазии…. Родители с повышенным интересом и с большим уважением начинают относиться к народным произведениям ( тем более сейчас имеются такие замечательные современные аранжировки). Начинают понимать значимость приобщения детей к народной культуре.  Не отказываются, когда их привлекают к участию в фольклорных мероприятиях.  Необходимо также проводить консультации с родителями на тему, например: «Русский фольклор и игра», «Народные музыкальные инструменты в развитии ребенка»…..

  Казалось бы, простая русская народная попевка «Андрей-воробей», а как по-разному ее можно использовать: - инсценировать (по фразам разным детям, а последнее – «Да» хором)

                                     - игра на русских народных инструментах (детских)

                                     - элементом игры (авторской)….

                                     - с участием взрослых(родителей, педагогов)

Великолепно эта попевка будет звучать на мероприятии: «О народной игрушке», «День птиц», «На поляне игр», «Моя семья» и т.д.

   Русская народная игра «Медведь в огороде». Мелодия проста и понятна: нисходящая с верхней ступени «Ля» 1 октавы к «Ре» 1 октавы, повторяющаяся. Движения игры  выполняются  по тексту. Можно движения начинать с определенного места, можно из круга, но самое главное – это предоставить возможность детям  для творческого воображения:

как ловит «медведь», куда двигается, как двигается?

Детям тоже следует проявить воображение, выполняя движения по тексту. Дети узнают новые р. народные  слова – посевали, уродился, щипаешь, не тужишь.

Детей очень увлекает новое, пока для них неизведанное, они с интересом включаются в такую игру.

   К методам разработки, по которым я сейчас работаю, пришла не сразу. При такой напряженной работе, при таком не разумном засилии технического прогресса в жизнь ребенка со стороны большинства родителей, нужно искать выход. Главная задача – научить детей слушать и слышать музыку, понимать музыкальную речь. Именно народная музыка позволяет, без особого усилия, справиться с этой задачей. Трудно спорить, что фольклор не интересен детям.

    Народная является для ребенка проводником при формировании чувства сопричастности традициям и духовным ценностям своей Родины, Дает возможность ребенку познать всесторонне действительность, узнать историю. Особенности национального труда и быта, нравы своего народа, обычаи. Народная музыка создавалась не для слушания – она жила в действии.

      Русский народ не должен терять своего авторитета среди других народов – авторитета, который достойно завоеван русским искусством, литературой. Именно родная культура найдет дорогу к сердцу, душе ребенка и должна лежать в основе его личности.

     БИБЛИОГРАФИЯ.

 - «Фольклор-музыка-таетр»    Москва ВЛАДОС  2003

 - «Воспитание детей в традициях народной культуры»   Волгоград 2008

 - «Там, где музыка живет»А. кленов  издательство «педагогика» 1985

 - «Русские народные  подвижные игры»  М. Ф Литвинова Москва «просвещение» 1986

-  «Традиционные народные праздники в ОУ» Санкт-Петербург 2008

-  «Знакомство с русским народным творчеством»  Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-

                                                                                                            ПРЕСС»2008

 - «От жеста к танцу» Е.В. Горшкова Москва 2003

 - «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы» Г.А. Гладницкий  Москва 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Комплекс занятий, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия малых форм песенного фольклора»

Необходимость приобщения детей младшего дошкольного возраста к народной музыкальной культуре, в частности к малым формам песенного фольклора, является важнейшим фактором и условием формирования и разв...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Формирование у детей дошкольного возраста чувства национальной гордости при изучении родного языка, культуры, обычаев и традиции

Районное методическое объединение педагогов – организаторовМ Б Д О У №1 « Нальмес»    КОНСПЕКТ НОД«Формирование у детей дошкольного возраста чувства национа...

"Сказки по формированию у детей духовно-нравственных ценностей"

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер....

«Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края».

Организация работы в детском саду по формированию у детей духовности, нравственности, приобщения детей к национальным традициям народов родного края»....