Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"
рабочая программа по музыке (средняя, старшая группа)

Программа предназначена для детей среднего и старшего возраста в дошкольном общеобразовательном учреждение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselye_notki_-planeta.docx50.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

Рекомендована к утверждению                                                    Утверждаю

педагогическим советом                                                                 И.о.заведующего МАДОУ

Протокол №1                                                                                   д/с «Планета Детства»

от «31» августа 2020г.                                                                    ______(Е.В. Шепенева)

                                                                                          Приказ № 118/от

                                                                                                          «31 » августа 2020г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Веселые нотки» на 2020-2021 г.

(для детей  4-7 лет)

срок реализации 1 год

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Составитель: музыкальный руководитель Сафронова А.С.

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда, 2018г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка____________________________стр. 3-10
  2. Учебно-тематический план_________________________стр. 10
  3. Содержание программы____________________________стр. 10-13
  4. Перспективный план по взаимодействию с родителями________________________________________стр. 13
  5. Методическое обеспечение программы_______________стр. 13-14
  6. Список литературы_________________________________стр. 14

  1. Пояснительная записка

     Россия издавна славилась своими песенными традициями. Песни передавались от старшего поколения младшему с самого раннего детства. Это были потешки, пестушки, колыбельные, затем заклички, дразнилки, приговорки, трудовые, обрядовые, лирические, шуточные песни. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился, прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение людей к культурным традициям прошлого совсем иное. Все реже в домах звучит хорошая музыка, за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона поп- и рок-музыки, звучащих с экранов телевизоров, радиоприемников, компьютеров. Современные малыши редко посещают с родителями театры, детские концертные филармонии, музеи. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации. «Все начинается с детства». Всем очень хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального и познавательного развития. «Запоют дети – запоет народ» (К.Д.Ушинский). Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того пение влияет и на общее развитие ребенка: формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов. Обучение пению детей – одна из труднейших задач музыкального воспитания. Главным условием формирования певческих навыков является развитие основных музыкальных способностей: чувства ладовой устойчивости, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма, - поскольку освоить певческую азбуку без сформированности у ребенка этих музыкальных способностей невозможно даже в том случае, когда у него имеется звонкий голос. Однако звонкий голос еще не показатель музыкальности. Встречаются дети (и взрослые) с очень звонкими голосами и красивыми тембрами звучания, но совершенно не умеющие правильно спеть простую небольшую мелодию.

   Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Направленность программы:

по содержанию – художественно - эстетическая

по функциональному предназначению – дополнительное образование

по форме организации – кружковая

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая  2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва « Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

Новизна  программы вокального кружка «Веселые нотки» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с  учетом возрастных и  индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно - ориентированные на игровые технологии.

Актуальность  предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии воспитанников, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

Педагогическая целесообразность:

Целесообразность программы заключается в реализации цели и задач, руководствуясь принципами равноправия, терпимости. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

Отличительные особенности:  

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.

Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
  • Обучить детей вокальным навыкам 

 

Воспитательные:

  • Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
  • Привить навыки сценического поведения;
  • Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала 

 Развивающие:

  • Развить музыкально-эстетический вкус;
  • Развить музыкальные способности детей

Коррекционные

  • Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

 Характеристика возрастных особенностей детей 4-7 лет

На четвертом году жизни дети имеют уже некоторый, небольшой музыкальный опыт. У них почти окреп голос, увеличился диапазон (до, ре 1 октавы – ля, си 1 октавы), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях.

Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более    протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми - фа- си). В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей в МАДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD - диски – чистые и с записями музыкального материала)
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Режим реализации программы:

Возрастная группа

Количество занятий

Длитель-

ность занятий

Форма организа-ции

Срок реализации

Наполняемость групп

в год

в месяц

в неделю

Для 4-7 лет

72

8

2

20-30мин

групповая

1 год

12-20чел.

Состав кружка «Веселые нотки» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на занятиях.

Формы реализации программы:

 -  песни хором в унисон

 -  хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

 -  тембровыми подгруппами

 -  при включении в хор солистов

 -  пение под фонограмму

 -  пение по нотам

- групповая и индивидуальная работа с детьми

- тематические развлечения

- мастер-классы с педагогами и родителями

- консультации для родителей и педагогов

- родительские собрания с использованием ИКТ

- публикация информации на сайте МАДОУ

- оформление предметно-пространственной  среды

Методы  и приемы реализации программы:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Cпособы  и средства реализации программы:

- дидактические игры

- физкультминутки и дыхательная гимнастика

- интегрированная деятельность

- сюрпризные моменты

- просмотр видео и фотоматериалов

- показательные выступления для родителей и воспитанников

- концертные выступления

Целевые ориентиры освоения программы: 

  Главным результатом реализации программы является овладение детьми навыками вокального пения,  а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами музыкального искусства   может почти  каждый ребёнок.

К концу курса дети должны знать и уметь: 

знать:

-правила певческой установки;

-строение и гигиену голосового аппарата;

-основные музыкальные понятия ««Forte» и «Piano»;

уметь:

-узнавать знакомые песни;

-различать звуки по высоте (в пределах октавы);

-петь и четко произносить слова;

-узнавать мелодии песен;

-различать изменения в звучании.

владеть:  

- первоначальными навыками сольного и ансамблевого пения

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:

Мониторинг детского развития проводится два раза в год. 

Развитие вокальных способностей:

- Совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие);

- Развитие музыкального слуха (различных его видов);

- Формирование и накопление певческих навыков (артикуляции, певческого дыхания, дикции и др.);

- Формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, плавности и подвижности голоса, развитие кантилены (протяжного пения), четкой дикции.

Развитие способности музыкально-слуховых представлений:

- Узнавание мелодии по слуху;

- Использования связи музыкально-слуховых представлений и восприятием только что звучащей мелодии (воспроизведения мелодии голосом);

Запоминания определенной высоты и длительности звуков;

- Запоминания определенной высоты нот;

Повторения голосом звуков, спетых или сыгранных на инструменте;

- Подбора по слуху хорошо усвоенных ребенком мелодий на музыкальном инструменте. Обучение певческим навыкам;

-  Пение про себя с продолжением пения вслух.

Моделирования высоты звуков через движение (например, поднятием руки на определенную высоту, которая символизирует высоту ноты).

   

Диагностическая карта по музыкальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста :

п/п

Ф.И. ребенка

Вокальные и музыкально-слуховые способности

Качественное исполнение знакомых песен.

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Умение импровизировать

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

 Навыки выразительной дикции

1.

0-1 баллов – низкий уровень (ребенок не способен в полной мере отразить обозначенный критерий);

2-3 балл – средний уровень (ребенок отражает критерий при помощи воспитателя);

  1. балла – высокий уровень (ребенок свободно отражает обозначенный критерий)

    II.Учебно - тематический план

Название раздела

Общее количество

часов

1.

Вводное занятие

2

2.

Музыкальная грамота

22

3.

Вокальная работа

40

4.

Репетиционные часы

8

Итого:

72

  1. Содержание программы:

Раздел 1. «Вводное занятие»

Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.

 Раздел 2. «Музыкальная подготовка»

Тема 1. Развитие музыкального слуха
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практические, дидактические игры.

Тема 2. Развитие музыкальной памяти
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.

Тема 3. Развитие чувства ритма
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практические, дидактические игры.

Раздел 3. «Вокальная работа»

Тема 1. Прослушивание голосов
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
 
Тема 2. Певческая установка. Дыхание
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и голов. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
 
Тема 3. Распевание
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
 
Тема 4. Дикция
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 
Тема 5. Работа с ансамблем над репертуаром
Содержание. Индивидуальная и коллективная  работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.

Раздел 4. Резерв
 
Календарно – тематическое планирование

Дата

Раздел

Программные задачи

Формы занятий

Формы подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема занятия

сентябрь

1-4

8

Раздел №1

«Вводное занятие»

1-2 .Правила поведения при исполнении музыкальных произведений

1

Научить детей правилам поведения при исполнении музыкальных произведений.

групповая

индивидуальная

Консультация:

«Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

октябрь

1,2,3

6

Раздел №2 «Музыкальная подготовка»

1-6. Развитие музыкального слуха

Научить воспринимать  мелодию разных жанров на слух. Познакомить  с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).

групповая

индивидуальная

Развлекательная программа

«Пойте вместе с нами»

октябрь

ноябрь

4

2

1-4

8

9-16. Развитие музыкальной памяти

Закрепить умения по работе с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).


декабрь

1-3

6

17-22.Развитие чувства ритма

Познакомить детей  с понятием «метр», «темп». Научить игре на ударных музыкальных инструментах  (барабан, бубен, ложки).

декабрь

     4

2

Раздел №3 «Вокальная работа»

1-2.

Прослушивание голосов

Выявить голоса детей при прослушивании

с музыкальным сопровождением и без него.

групповая

индивидуальная

Праздничная  программа

«Музыкальная гостиная»

январь

3,4

8

3-14.Певческая установка. Дыхание.

Выработать  умение правильного поведения воспитанника во время занятия. Познакомить  с основным положением корпуса и голов,   с основами плавного экономичного дыхания во время пения.

февраль

1,2-3

6

14-18.

Распевание.

Научить разогреванию и настройке голосового аппарата воспитанников. Уметь применять упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

февраль

март

4

10

19-28. Дикция.

Отработать отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги. Научить работать  с артикуляционным аппаратом. Уметь использовать скороговорки.

апрель

май

1-4

8

3-4

8

29-40.

Работа с ансамблем над репертуаром.

Развивать певческие навыков. Научить работать над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

IV.Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п

Название мероприятия

Сроки

1.

Консультация «Как правильно ребенка научить петь и слушать музыку»

Сентябрь

2.

Развлекательная программа «Осенний букет»

Октябрь

3.

Викторина «В гости к сказке»

Ноябрь

4.

Развлекательная программа «В гости к Зиме»

Декабрь

5.

Рождественская елка

Январь

6.

Праздничная программа «День защитников Отечества»

Февраль

7.

Праздничная программа «Поздравляем с Днем Весны!»

Март

8.

Игры на природе «Будьте здоровы»

Апрель

9.

Викторина «Что мы знаем о музыке?»

Май

V.Учебно-методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Технические средства обучения:

- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, ноутбук, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

  1. Учебно-наглядные пособия:

- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

- песенный репертуар

-наглядные пособия: портреты композиторов, карточки  с музыкальными инструментами.

VI.Список литературы для педагогов:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989г. – 33 с.

2.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1993г.

3.Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1993г.

4.Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003г. – 232 с.

5.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989г. - 112 с.

6.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005г. – 48 с.

7.Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000г.- 33 с.

8.Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1993г.

9.Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010г.

10. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.

11. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998г. – 44 с.

12. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000г. – 64 с.

13. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004г №2

14. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

15.Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004г. №5

16.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987г. – 144 с.

17.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988г. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые нотки»

Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" включает в себя целый комплекст обучения детей 5-6 лет основным музыкальным формам работы: пение, игра на фортепиа...

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа вокального кружка "Веселые нотки".

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления  разработана для музыкальных руководителей, руководителей вокальных кружков....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Веселые нотки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  художественно – эстетической направленности...

Дополнительная общеобразовательная программа музыкальной направленности " Нотка"

Данная программа содержит знания, личностные ориентиры, нормы поведения, обеспечивающие развитие у детей вокальных данных, творческих способностей , исполнительского мастерства...