"Развитие ритмических способностей у детей с нарушением речи"
проект по музыке (старшая группа)

Кирпатенко Светлана Николаевна

Детско-родительский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ritm.docx707.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Ласточка»

Детско-родительский  проект

"Развитие ритмических способностей  у детей с нарушением речи"

IMG_20181115_105804.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель

Кирпатенко Светлана Николаевна

Вологда 2017г.

Название проекта: "Развитие ритмических способностей  у детей с нарушением речи».

 Актуальность: С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают от здоровых детей, мало эмоциональны и неуверенны в себе. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.  Для устранения этих недостатков требуется комплексное воздействие логопеда и музыкального руководителя. Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с речевыми нарушениями, а также коррекции речевой и двигательной сфер.

Цель: Коррекция речевой сферы детей средством развития ритмических способностей.

Задачи:

  1. Развить умение воспроизводить ритм звучащими жестами или на музыкальных инструментах.
  2. Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
  3. Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
  4. Через  игры со звуками  расширить возможности музыкального развития детей.
  5. Вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.

Паспорт проектной деятельности.

Вид проекта:

  • Исследовательский
  • Групповой (дети старшей группы)
  • Долгосрочный (1.09. 2017г.–30.11. 2017г.)

Направленность проекта:

- комплексная;

- познавательная;

 -гуманитарная;

- творческая, групповая;

Участники проекта:

- Музыкальный руководитель

- Дети старшего дошкольного возраста

- Педагоги;

-Родители

Формы проведения:

- общие и индивидуальные консультации для родителей;

- проведение открытого занятия;

-совместная деятельность детей и родителей;

- мастер-класс для родителей и детей.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

• Детские музыкальные инструменты.

• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

• Материал для изготовления игрушек-инструментов

Учебно-методическое:

• Детская художественная литература;

• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

• Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат:

Дети. Положительная динамика в развитии чувства ритма. Появление способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и неакцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра.  Усвоение эталонов тактового метра от двудольного к четырёх, затем трёхдольному метру. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка. К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Использование музыкально - ритмического материала в свободной самостоятельной деятельности.   

Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей у

родителей. Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребенка.   
Педагоги: Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей. Творческий подход к проектированию музыкально - обогащенной развивающей среды.     
Музыкальный руководитель: Планирование и реализация работы с детьми по развитию чувства музыкального ритма посредством логоритмики. Помощь педагогу в подборе музыкального репертуара для организации режимных моментов и проведения занятий.       
Вывод:   Использование данного проекта как технологии реализации последовательного развёртывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности детей.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

-Изучение методической литературы по данной тематике

 -Разработка конспектов к занятиям.

- Подбор  игр и упражнений на развитие чувства ритма.

- Создание картотек по тематике проекта.

Основной этап.

• Знакомство детей с музыкальным ритмом:

     - в стихах,

     - в играх с палочками

     - в играх с предметами

Использование ритмических карточек 

Развитие чувства ритма:

    - в музыкально-ритмических движениях

    - в играх на музыкальных инструментах

Завершающий этап.

-Обобщение результатов

-Анализ  деятельности

- Открытое занятие « Ритм - волшебник»

- Мониторинг

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы с детьми и родителями

Цели и задачи

Время выполнения этапов

Участники

1.

Введение в проект

«Для чего нужно развивать чувство ритма»

(выступление на родительском собрании)

Познакомить с планом работы по проекту.

(презентация проекта)

Раскрыть значение ритмических способностей в развитии речи ребенка (листовки-памятки для родителей)

1 неделя сентября

2 неделя сентября

       Педагоги

Родители

Музыкальный руководитель

Ритмические игры

(на занятиях и в свободной деятельности детей)

Размещение в уголке для родителей информации о песенках - ритмах, пособиях и заданиях, рекомендуемых для совместной деятельности с детьми.

(наглядная информация и индивидуальные консультации)

Учить передавать несложный ритмический рисунок звучащими жестами

(создание картотеки по ритмам)

Раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

(памятки, консультации, буклеты)

3 неделя сентября

4 неделя сентября

           Дети

Педагоги

Музыкальный руководитель

2.

Озвучивание сказки – шумелки «Чей голос лучше»

(совместная деятельность родителей и детей)

Развивать:

- быстроту реакции

- чувство темпа и ритма

- артикуляционную

  моторику

(конспект совместной деятельности)

1-2 неделя октября

     Родители

Дети

   

«Влияние чувства ритма на формирование речи детей» (консультация для родителей)

Формировать знания родителей по развитию чувства ритма.

(материал консультации)

3 неделя октября

Музыкальный руководитель

Ритмические игры -  упражнения с палочками

«Созданные музыкальных альбомов «Песенки – ритмы»

(Консультация для педагогов)

«Музыкальные инструменты своими руками»

(мастер-класс для родителей и детей)

Развивать:

- чувство ритма

- зрительное и

  слуховое внимание

Познакомить педагогов с тематикой музыкальных альбомов и обучить их созданию

(материал консультации)

Приобщать детей и родителей к совместной продуктивной деятельности.

(материалы мастер-класса.фотоотчет)

4 неделя октября

1-2 неделя ноября

2 неделя ноября

          Дети

Музыкальный руководитель

Педагоги

Дети

Родители

педагоги

3.

 «Ритм – волшебник»

(открытое музыкальное занятие)

Обогащать музыкально-ритмический опыт детей.

Развивать слуховое внимание, певческий голос, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой.

(конспект занятия)

3 неделя ноября

          Дети

Педагоги

Родители

Подведение практических итогов реализации проекта, проведение мониторинга  

приобретенных детьми практических навыков. Опрос удовлетворённости родителей и педагогов. Рекомендации родителям

Аналитическая справка по итогам реализации проекта Результаты мониторинга. (Практические материалы и рекомендации)

4 неделя ноября

      Дети

Педагоги

Родители

 

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. «Логоритмика для детей 5-6 лет».  – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2009 г.

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.

IMG_20181115_103515.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.

Конспект содержит материалы  опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....

Развитие внимания у детей с нарушениями речи

В данной статье рассказывается о видах внимания,о тех проблемах,которые существуют у детей с нарушениями речи,а также пути коррекции....

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи.

Коррекция родительско-детских отношений, способствующая развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи....

мастер-класс на педагогическом совете "Упражнения для развития дыхания у детей с нарушением речи"

мастер-класс на  педагогическом  совете  для  воспитателейМастер -  класс  на  педагогическом  советеТема: « Упражнения для развития дыхания у детей с нарушение...

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи средствами хореографии. Построение занятий. виды упражнений.

Работа с дошкольниками с речевой патологией имеет свои особенности. Дети с нарушениями речи отличаются пониженной наблюдательностью, вниманием, неумением вслушиваться в инструкцию, плохой переключаемо...