Проект ДЕТИ и РИТМ
проект по музыке

Винокурова Людмила Павловна

Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_i_ritm.docx40.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № г.7 Вязьмы Смоленской области

Проект «Дети и ритм»

музыкального руководителя ДОУ

на 2020/2021 учебный год

                                                                         Разработчик:

 музыкальный руководитель

Винокурова Л.П.

г. Вязьма 2020г.

Содержание проекта:

  1. Введение
  • Актуальность
  • Анализ ситуации
  • Описание проблемы
  1. Стратегия реализации проекта. Цели и задачи проекта
  2. Ожидаемые результаты проекта
  3. Ресурсное обеспечение проекта
  4. Механизм реализации проекта
  5. Этапы реализации проекта
  6. Механизм сопровождения проекта
  7. Экология проекта
  8. Мониторинг проекта
  9. Используемая литература

Паспорт проекта

Название проекта: «Дети и ритм»

Цель проекта: Развитие у  детей чувства ритма в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи проекта:

  • Формировать способности  воспринимать развитие музыкальных образов.
  • Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  • Учить различать  ритмические изменения в музыке  и передавать их звучание ритмичными воплощениями в исполнительской деятельности; понимать простейшие музыкальные понятия: короткие и долгие звуки,  
  • Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Вид проекта: Творческий

Проект по целевой установке: Познавательный

  1. Введение
  • АКТУАЛЬНОСТЬ: Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 6-7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
  • АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной области  «Музыкально -художественной деятельности» позволили выделить многих детей не отличающих особой ритмичностью, что приводит к неправильной оценке   музыкального произведения  и его характерных особенностей.  Это все  создает необходимость развития чувства ритма у детей в разных видах деятельности на музыкальных занятиях.
  • ПРОБЛЕМА:  Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
  1. Стратегия реализации проекта.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к ритму во всех видах музыкальной деятельности, как к одному из средств музыкальной выразительности.

Новизна  работы заключается в интеграции педагогического процесса предполагающее использование новых  форм и методов музыкального воспитания, позволяющие  сформировать и развить у  детей музыкально – сенсорные способности, память, мышление, воображение, познавательную активность ребенка.

Задачи  проекта: 

Образовательные:

  • формировать музыкальные способности, слышать различные ритмические отношения в музыке, умение передавать их хлопками, голосом, движением;
  • формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах; побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

Развивающие:

  • развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
  • развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
  • развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
  • добиваться чистого интонирования, в доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;

Воспитательные:

воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности;

вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;

психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта.
  • накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми;
  • умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;
  • умение четко выполнять танцевальные движения, так как повышается двигательная активность у детей;
  • умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;
  • осанка детей, кровообращение (дыхательные процессы);
  • развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами.
  1. Ресурсное обеспечение проекта:
  • музыкально – предметно - развивающая среда в группах;
  • коллекция детских музыкальных инструментов;
  • наглядный материал;
  • тесное сотрудничество со  старшим  воспитателем, педагогами  групп старшего дошкольного возраста, с родителями.

Материально – техническая база:

  • музыкальный зал
  • видео – аудио – аппаратура (музыкальный центр, фотоаппарат)
  • ноутбук, принтер, проектор
  • методическая литература по данной проблеме.
  • фонотека.
  1. Механизм реализации проекта

Направление работы

Сроки

Ответственные

Структурно – организационное направление

Разработка плана – программы  реализации проекта.

Сентябрь – октябрь.

Муз.  руководитель.

Определение приоритетных направлений работы.

Сентябрь – октябрь.

Муз. руководитель.

Информационно – аналитическое направление

Первичная диагностика:

Детей

Октябрь.

Муз. руководитель.

Анализ современных  программ и технологий.

Сентябрь – декабрь.

Муз. руководитель.

Самоанализ своего творческого потенциала.

Сентябрь – декабрь.

Муз. руководитель.

Психолого – педагогическое направление

Первичная диагностика воспитанников.

Октябрь

Муз.  руководитель.

Разработка  методов и приемов по ритмическому  развитию детей  в разных видах музыкальной деятельности.

Сентябрь – апрель.

Муз. руководитель и педагоги.

Подбор дидактических игр и пособий.

Сентябрь – ноябрь.

Муз .руководитель.

Проведение консультации для педагогов ДОУ.

январь

Муз.  руководитель.

Изготовление инструментария пособий.

Весь год.

Муз. руководитель.

Ознакомление с результатами работы по проекту на педагогическом совете.

Май

Муз. руководитель.

  1. Этапы реализации проекта.

Проект состоит из трех этапов:

  1. Организационный этап
  2. Практический этап
  3. Обобщающий этап.

Задачи организационного этапа:

  • определить приоритетные направления работы
  • систематизировать и обобщить теоретический и методологический материал по данной проблеме.
  • применить и   изучить опыт внедрения  современных методик по развитию чувства ритма у детей.

Мероприятия:

  • разработка  плана программы.
  • диагностические исследования.
  • анализ современных педагогических программ и технологий.
  • создание информационного банка данных.
  • подбор информации о музыкально – дидактических играх.

Решение задач организационного этапа:

Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, А.К. Горский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский). В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые компоненты трудовой деятельности. К. Бюхер обосновал зависимость развития человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б.М. Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, В.Н. Ягодинский подошел к выявлению эстетической сущности данного понятия.

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой,

Опираясь на это и считая главным принципом,  мною был разработан:

  • план программы проекта. Для внедрения проекта были проведены, диагностические исследования детей и  родителей. Было выявлено недостаточное развитие ритмического слуха у детей. Низкий процент восприятия классической музыки  в семье, и творческого самовыражение музыкальных образов.
  • применение и использование различных методы и приемов обучения.

Задачи  практического этапа:

  • создать условия для  успешного развития ритмических способностей у детей.
  • накапливать у детей музыкально – слуховой, зрительный и  кинестетический опыт, их расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  • обучать приемам  точного отражения ритма музыки в различных видах  детской деятельности:  музыкально – художественной, продуктивной, двигательной, познавательной, коммуникативной, игровой.
  • организовывать деятельность по самостоятельному отражению  ритмического развития музыкального произведения.
  • развивать  сотрудничество и сотворчество музыкального руководителя и семьи.
  • повысить свой профессиональный уровень в целях нахождения более конструктивных методов воспитания.

Мероприятия, проводимые в рамках практического  этапа:

  • разработка  методов и приемов по ритмическому  развитию детей в разных видах музыкальной деятельности
  • подбор дидактических игр и пособий.
  • проведение консультаций для педагогов, выступление на педсовете.

Решение задач практического этапа:

Работа  над развитием чувства ритма  по двум направлениям:

  1. Восприятие  музыкального произведения или отрывка, передача его  ритма музыки на слух, ритмических рисунков, метроритмических  пульсаций, ощущение сильных и слабых долей в такте.
  2. Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмических  моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы).

Отражение результатов восприятия в различных видах музыкально - художественно  деятельности:

  • восприятие музыки
  • пение
  • музыкально – ритмические движения.
  • музыкально – дидактические игры.
  • элементарное музицирование.

Задачи обобщающего этапа:

  • подвести итоги реализации проекта.
  • определить перспективы работы, ориентируясь на положительный опыт и выявление недостатков и трудностей.

Мероприятия:

  • диагностические исследования детей – промежуточный результат.
  • ознакомление с результатами работы по проекту на педагогическом совете.
  1. Механизм сопровождения проекта.

  1. Экология проекта

Если для реализации проекта станет препятствием низкая  заинтересованность родителей и некоторых педагогов, то проект будет реализован в более узком направлении: музыкальный руководитель – дети.

  1. Мониторинг проекта.

Цели и задачи мониторинга:

  • Проследить динамику развития музыкально – эстетического сознания. (интерес, эмоции и чувства, оценки музыки)
  • Определить степень освоения определенной музыкальной способности – чувство ритма.
  • Наметить пути для дальнейшего  развития чувства ритма детей.

Субъект мониторинга: 

  • музыкальный руководитель.

Объект мониторинга: 

  • дети.

Мониторинг музыкальной способности  - чувство ритма,  осуществляется  два раза в год – в начале  и в конце года.

  1.  Используемая литература.
  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.
  2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь.  Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.
  3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.
  4. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.
  5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.
  6. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.
  7. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М. 1995.
  8. Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008.
  9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
  10. Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Развитие чувстсва ритма у детей дошкольного возраста"

Цель проекта: "Формирование у детей осознанного отношения к ритму как к одному из средств музыкальной выразительности"....

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.

Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...