Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования
статья

Очкурова Ирина Петровна

Элементарное музицирование - один из видов музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ochkurova_i.p.docx18.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                            Очкурова Ирина Петровна

                                                            музыкальный руководитель

                                                            МБДОУ «Детский сад №261» г.о. Самара

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования»

Элементарное музицирование - один из видов детской музыкальной деятельности. В процессе этой деятельности развиваются музыкальные способности детей, а также обогащаются их музыкальные впечатления. Игра на ударных музыкальных инструментах расширяет тембровые представления детей, помогает выработать чувство ритма. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма.

В первой младшей группе мы начинаем знакомиться с такими музыкальными инструментами как: колокольчик, фортепиано. Дети учатся различать звуки по высоте, знакомятся со звучанием погремушки и бубна. В этом возрасте знакомство с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, добиваясь то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового и дарит свои открытия.  

Во второй младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, и знакомим с новыми - барабаном и металлофоном. На музыкальных занятиях предлагаем детям творческие индивидуальные задания с   использованием бубна. Например, я подхожу к ребенку, даю ему бубен и прошу назвать своё имя. Ребёнок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Та-ня - два удара, Се-рё-жа - три удара и т. д.). Во второй младшей группе в игровой форме начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом - металлофоном. Например, показываем красочную иллюстрацию, на которой изображена девочка с зонтиком (идёт дождь). Я рассказываю детям: «Пошла Таня погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (я ударяю по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку опять капнуло несколько капель (я ударяю по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (я изображаю это на металлофоне редкими ударами), потом всё чаще и чаще. Дождь усиливается (я ударяю часто). Таня раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился». Затем я уточняю у детей, какой был дождь? Дети отвечают: «Сильный, большой, слабый, маленький», я обращаю внимание на инструмент: «Посмотри­те, дети на каком музыкальном инструменте я передавала капли дождя. Этот музыкальный инструмент называется металлофон». Знакомя малышей с барабаном прячу зайчика и барабан в «чудесный мешочек». Сообщаю детям, что в мешочке кто-то прячется. Открываю его, достаю зайчика и спрашиваю: «Ты кто?» Зайчик отвечает: - Зайчик-попрыгайчик. Дайте мне мой барабанчик. Я достаю из «чудесного мешочка» барабан и зайчик как бы играет палочками под музыку. Затем дети играют на барабане, а зайчик пляшет.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности - игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне развивает у детей мелодический слух, ритм и музыкальную память.  Для обучения игре на металлофоне я использую попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Их мелодии в основном построены на одном звуке. Сначала я знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём её. С самого начала учим точно воспроизводить ритм, для этого предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок попевки, затем использую различные ударные инструменты (палочки, бубны, кубики). После того как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на металлофоне. Для того чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, я наклеиваю перед ней цветной кружочек. Обучение игре на ударных инструментах требует меньшей затраты времени (на них дети воспроизводят только ритм). Во время игры мы учим ребят прислушиваться друг к другу. Таким образом, у нас получается детский оркестр из различных инструментов, что вызывает радость, желание играть вместе. В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника, предлагаем детям творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.

В старшей группе мы ставим новые, более сложные задачи. Учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В этом возрасте уже нужно соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. В игре на музыкальных инструментах стараемся развивать творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» на металлофоне предлагаем подумать, какой еще инструмент может быть использован во время игры. Например, треугольник. Следующее исполнение попевки на металлофонах сопровождается игрой на двух треугольниках. По предложению детей к исполнению на металлофонах можно включить в игру различные ударные инструменты - ложки, трещотки, коробочки, бубны и др. Например, озвучивание музыкальными инструментами сказки «Теремок». Воспитатель за ширмой показывает действия сказки. Дети озвучивают действие музыкальными инструментами. Теремок - ложки, стук в дверь - 2 кубика, мышка - колокольчик, лягушка - бубен, зайка - металлофон, лиса - треугольник, волк - маракасы, медведь - барабан, теремок развалился - играют все инструменты вместе. Получился своеобразный оркестр, в котором с желанием играют все дети.

В подготовительной к школе группе игре на музыкальных инструментах уделяется особое внимание. К этому времени дети уже хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. Ребята не только с помощью музыкального руководителя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль. В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, играть с динамическими оттенками, своевременно вступать и заканчивать свою партию. В этой группе мы продолжаем обучение игре на инструментах не только на примере попевок из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, но и используем русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Например, во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла», я предлагаю детям подумать и назвать инструменты, которые могут звучать во время исполнения этой песни помимо металлофонов. Дети называют бубен, трещотки, колотушки и т.д. Вместе с детьми мы решаем, в какой последовательности лучше чередовать музыкальные инструменты. Например, начать игру с бубнов, которые будут звучать на сильные доли первых двух тактов, затем вступают в игру ложки, трещотки и т. д. В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном и баяном. Я предлагаю рассмотреть иллюстрации с изображением этих музыкальных инструментов, послушать знакомые мелодии в записи. К концу учебного года все дети подготовительной к школе группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах - металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, колокольчиках, колотушках, маракасах и др. Они знают названия инструментов, характер их звучания, правила пользования. Дети легко узнают по слуху не только инструмент, на котором проигрывается мелодия, но и название знакомой песни, повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Таким образом можно сказать, что элементарное музицирование развивает музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"

Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музицирование

Суть проекта заключается в том, что это свежий взгляд на предназначение музыкального воспитания, возможность приобщить детей к радости творчества,  воспитать вкус, потребность в эстетическом насл...