Методические рекомендации по обучению на ДМИ
методическая разработка по музыке

Самойлова Алёна Витальевна

Методические рекомендации по обучению на детских музыкальных инструментах и по дальнейшему использованию на музыкальных занятиях, содержат упражнения и игры, примерные партитуры для детского оркестра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_6._metodicheskie_rekomendatsii_po_dmi.docx40.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников №4 «Сказка»

Обучение  игре на детских музыкальных инструментах

Методические рекомендации для музыкальных руководителей

 и воспитателей ДОУ

Составитель:

Самойлова А.В.

Музыкальный руководитель

Новая Ляля

Игра на детских музыкальных инструментах, как вид исполнительской и творческой деятельности детей, вносит свой вклад в достижение цели формирования основ музыкальной культуры детей .

Существует несколько возможностей применения музыкальных инструментов на занятиях и в повседневной жизни детского сада и семьи:

  • Это игра на шумовых и звуковысотных инструментах в виде оркестровки произведений в соответствии со сменой характера музыки (разные тембры инструментов выбираются в зависимости от образного содержания музыки, настроения в различных частях произведения, для различения музыкальных фраз, акцентов, выразительных интонаций);
  • собственно обучение игре на инструментах (соло, в ансамбле, в оркестре);
  • дидактические игры с применением музыкальных инструментов;
  • творческое музицирование детей в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье.

Детские музыкальные инструменты,

 используемые в работе с детьми

  1. Неозвученные (балалайка с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой и т.д.). Педагоги используют их для организации и создания игровых ситуаций, при которых дети представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Применяются в основном для детей 3-4- лет.
  2. Озвученные музыкальные инструменты
  • Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки) .
  • Игрушки-инструменты, издающие звук одной высоты (дудки, свирели, свистульки);
  • Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки)
  • Игрушки инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, кларнеты, колокольчики)

Задачи обучению на игре ДМИ

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами и постепенно приобретают навыки игры на них.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах, в соответствии с программой, проходит в средней, старшей, подготовительной группах .

В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия пьес, исполненных взрослыми; обучение игре на детских музыкальных инструментах. К концу пребывания в дошкольном учреждении дети овладевают следующим объемом знаний и умений.

Дети должны  знать:

названия инструментов;

характер звучания инструментов (например, цитры по своему звучанию нежные, мягкие, металлофоны звенящие, аккордеоны звучные, тарелки громкие, звонкие, барабан гремящий и т. д.) ,

правила пользования инструментами и их хранение;

приемы игры на них;

расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;

названия  нот — до, ре,  ми,  фа,  соль,  ля,  си,  и   их   место  на пластинках металлофонов и клавишах других инструментов . Дети должны   научиться:

владеть простейшими приемами игры на разных инструментах, например мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре;

правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне, пианино; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы ;

играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп; своевременно вступать и заканчивать игру;

пользоваться элементарными динамическими оттенками;

играть индивидуально простейшие песенки, попевки;

приучаться подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалочки;

импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Способы обучения игре на разных видах ДМИ

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

.Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Выделяют несколько способов обучения игре на музыкальных мелодических инструментах:
• По нотам;
• По цветовым обозначениям;
• По цифрам;
• По слуховому восприятию.

Обучение детей игре
по нотам очень трудоемко, и не используется в детском саду.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок использует запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Цифровая система. Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении: до-1, ре 2, ми-3 и т. д.. Может моделироваться и обозначение длительностей: длинные и короткие палочки или кружочки.

Оба способа обучения детей  позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Игра по слуху. В этом случае уже с самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе, выявления ее высотной направленности, временной связи звуков. Уже с первых занятий педагог должен учить ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм разучиваемых мелодий при этом ребенок усваивает непосредственно слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли», «ля», или же с закрытым ртом - на согласный «м») и старается ее запомнить, отыскивает на инструменте отдельные звуки и короткие мелодические обороты - вначале только поступенные, а со временем - и с включением движения мелодии скачками (через ступень и т.д.). Следует отметить, что подпевание мелодии при подборе ее по слуху содействует слуховой координации ребенка. Но этот прием рекомендуется использовать в случае чистого интонирования мелодии. Если же ребенок интонирует нечисто, подпевание во время игры может мешать ему слушать подбираемую мелодию.

При замедленной или слабой слуховой ориентации ребенка возможен временный прием - подбирание мелодии «с рук», когда педагог проигрывает на инструменте небольшую мелодическую попевку, а ребенок, глядя на руки педагога, старается сыграть услышанное.

Чтобы исполнить мелодию по слуху, ребенок должен запомнить направление ее движения, сравнить и различить звуки мелодии по высоте, уметь воспроизвести ритмический рисунок мелодии и т.д. Для подбора по слуху рекомендуется использовать лишь хорошо знакомые мелодии, которые предварительно целостно воспринимаются, анализируются, запоминаются, пропеваются ребенком, а затем уже воспроизводятся на музыкальном инструменте.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху основана на постепенном расширении диапазона и объема исполняемых мелодий. При этом важно акцентировать внимание ребенка на выразительной передаче характера воспроизводимой мелодии. Поэтому, работая с детьми над освоением ритмических и мелодических особенностей мелодии, педагог не должен упускать из вида качество извлекаемого звука, его соответствие эмоционально-образному строю музыки. Важно, чтобы ребенок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определенное настроение или чувство, воплощённое в музыкальном образе.

Детский оркестр

Детский оркестр — один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

Наиболее простой, доступный из них – шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты и игрушки, как колокольчик, погремушка, барабан, бубен, коробочка. Большого разнообразия инструментов такой оркестр не требует. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки, элементы изобразительности.

При комплектовании оркестра или ансамбля следует придерживаться известной пропорции: желательно, чтобы были представлены все группы инструментов - струнные, духовые, ударные, ударно-клавишные, клавишно-язычковые. Однако по их количественному соотношению следует добиваться, чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Что касается ударной и духовой групп, а также аккордеонов и триол, лучше, если их будет меньше. Они звучат сочно, насыщенно, довольно громко и могут заглушать цитры, металлофоны. К тому же играть на аккордеонах и триодах сложнее.

Детей в оркестре рассаживают так, чтобы справа от руководителя находились низко звучащие инструменты, а слева - высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.

Так выглядит оркестр максимальный по количеству инструментов, смешанный по составу (т.е. включающий все группы инструментов). Однако не всегда используются все группы (например, исключается ударная).

Можно организовать оркестр, состоящий только из однородных инструментов, например из одних металлофонов. Такие оркестровые составы могут звучать как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения.

Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Например, если в пьесе две контрастные части, причем первая веселая, шутливая, а вторая нежная, мягкая, то можно использовать сначала погремушку, бубен (вместе или поочередно), а потом колокольчик, треугольник и т. д. Педагог должен по возможности учитывать желания детей в выборе музыкального инструмента.

Одна из разновидностей шумового оркестра — ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник).

Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд, например, металлофонов.

Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2-3 человека).

Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

Для гармоничного звучания смешанного оркестра необходима большая предварительная работа с детьми – сначала индивидуальная, затем небольшими группами, ансамблем и, наконец, всем составом оркестра.

Для того, чтобы оркестр звучал выразительнее, красочнее, разные элементы фактуры произведения (мелодия, бас, характерный ритм, акценты) лучше поручать инструментам, отличающимся по тембру.

Состав оркестра, количество инструментов каждой группы определяют исходя из самой музыки. При исполнении народных мелодий следует больше привлекать народные инструменты.

При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма.

Методика обучения игре в оркестре сходна с методикой обучения индивидуальной игре и в ансамбле. Дети, которые играют на инструментах, имеющих звукоряд, выучивают свои партии, начиная с осознания направления движения мелодии.

Педагог должен быть внимателен к каждому ребенку.

Музыкально-дидактические игры,

с использованием детских музыкальных инструментов

«К нам гости пришли!»

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Нам игрушки принесли»

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

«Колпачки»

Игровой материал.

Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

«Наш оркестр»

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка .

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

«Ступеньки»

Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка) .

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

«Найди нужный колокольчик»

Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Ом садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

«Наше путешествие»

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель, Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

«Определи инструмент»

Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянных ложки.

Ход игры. Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, дрогой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

«Слушаем внимательно»

Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).

Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.

«Музыкальные загадки»

Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

«Лесные зверушки».

Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инструментов барабана, бубна, погремушки.

Игровые пособия: домики плоскостные, где живут медведи, зайцы, лисички. Шапочки медведей, зайцев, лисичек по количеству одной трети детей. Настольная ширма. Барабан, бубен, погремушка.

Ход игры: Дети разделены на три подгруппы: «зайчики», «лисы», «медведи». Им надевают на головы шапочки с изображением мордочек этих зверей. Каждый из названных зверей располагается в своем домике. Педагог помещается около одной из стен комнаты. Перед ним стол, на нем ширма; за которой лежат музыкальные инструменты. Педагог объясняет, что сейчас звери лесные будут гулять в лесу: «На звуки барабану выйдут погулять «медведи», на звуки бубна - «лисички», а на звучание погремушки - «зайчики». На лесной прогулке звери друг друга не обижают, друг другу дорогу уступают; как только звуки изменяются, на месте стоять остаются, никуда не убегают!» Исполняет звуки неоднократно в разной последовательности! «Звери» исполняют в соответствии с заданными звуками характерные для них движения. По окончании игры все звери должны спрятаться в своих домиках, о чем им сообщается при объяснении игровых правил.

«Зайцы»

Программное содержание: учить детей различать высокие, средние и низкие звуки. Совершенствовать слуховое восприятие детей.

Игровые пособия: плоскостные изображения дерева и куста.

Музыкально-дидактический материал: 2 валдайских колокольчика большего и меньшего размера.

Ход игры. На стульях в разных местах комнаты стоят плоскостные изображения дерева и куста. Дети группируются в две команды. Под кустом живут «зайчики», а под деревом - «лисички». Педагог предлагает им соревноваться между собой в умении различать нежные звуки колокольчиков.

Педагог: «Когда будет звучать большой колокольни «лисички» разбегутся по полянке, а как только зазвучит маленький колокольчик, запрыгают по полянке «зайчики» При смене звуков нужно двигаться только те зверушкам, чей колокольчик звучит, а остальным оставаться на местах там, где их застанет, смена звучания. А я буду все время вас путать, как зверушки свои следы в лесу запутывают. То зазвоню в большой колокольчик, то в маленький. А потом несколько раз в большой, снова в маленький. И опять в маленький. Слушайте внимательно, какой колокольчик звенит. Когда же я совсем перестану играть колокольчики, поставлю их, а «лисицы», «зайцы» должны быстро собраться в cвои норки под кустом и деревом». Игра повторяется несколько раз со сменой команд.

***

Программное содержание: учить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен.

Музыкально-дидактический материал: бубны, металлофон или пианино. Мелодии трех-четырех знакомых детям песен.

Ход игрового упражнения. Педагог раздает детям бубны по одному на каждого ребенка и предлагает им вместе спеть, а затем помочь бубну прозвучать (спеть) мелодии песенок. Поет песни с де ми. Затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать, как звучит мелодия песни на металлофоне или фортепиано, и затем повторить ее ударами по бубну. Отмечает детей, которые правильно передавали ритмический рисунок песни ударами по бубну. Вновь просит прослушать мелодию уже другой песни и помочь бубну ее «спеть» и далее.

***

Программное содержание: научить детей воспринимать и различать длительность звуков.

Игровые пособия: нотные знаки, вырезанные из бумаги - целая, половинная, четвертная, восьмая .

Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.

Ход игрового упражнения Детям говорят, что когда композиторы шут музыку, то долгие звуки они обозначай белыми знаками, а короткие - черными. Вот такими! (Показывает.) Затем предлагает послушать их звучание и продвигаться в пространстве комнаты то шагами (на долгие звуки), то бегом (на короткие звуки) в разных направлениях. Упражнение проводится много раз непоследовательной сменой звучания.

Примерные партитуры для оркестра

 русских народных шумовых инструментов

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

1 – 4 такты

Тамбурин, удочка с колокольчиками

5 – 8 такты

Рубель

9 – 16 такты

Бич хлопушка

17 – 24 такты

палочки

1 – 4 такты

Трещотка

5 – 8 такты

Грематуха

9 – 16 такты

Рогатка с колокольчиками

17 – 24 такты

Вертяшка

1 – 4 такты

Палочки, коробочка

5 – 8 такты

Колотушка

9 – 16 такты

Сорока

17 – 24 такты

Трещотка

Р.н.п. «Калинка»

Припев: 1 – 4 такты

Трещотка

1 куплет: 5 – 8 такты

Коробочка, рогатка с колокольчиками

 9 – 16 такты

Рубель

Припев: 1 – 4 такты

Вертяшка

2 куплет: 5 – 8 такты

Удочка с колокольчиками

9 – 16 такты

Грематуха

Припев:1 – 4 такты

Бич-хлопушка

3 куплет: 5 – 8 такты

Тамбурин

9 – 16 такты

Колотушка

Припев: 1 – 4 такты

Все инструменты

Игра на инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к. собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

  • Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях М., 1930;
  • Метлов Н. А. Музыка — детям. 1985.
  • Ветлугина Н. А. Детский оркестр. М., 1976;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по обучению детей основным видам движений-прыжкам (мастер-класс)

как правильно обучать детей основным видам движений-прыжкам, методика обучения прыжкам, различные виды прыжков....

методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"

В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...

Методические рекомендации по обучению дошкольников основам безопасности

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,Богов, всё что угодно, но только не самих себя».Платон....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Методические рекомендации по обучению детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах

В помощь музыкальным руководителям для обучения детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах....

Методические рекомендации по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Данная статья содержит описание задач по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге....

Методические рекомендации к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах

В старшей группе на занятиях по обучению грамоте дошкольники получают элементарные знания о слоговой структуре слова, словесном составе предложения, обучаются звуковому анализу слов различной структур...