Типичные ошибки музыкального руководителя при постановке танцевального номера (из опыта работы)
учебно-методический материал по музыке

Гуторова Ирина Анатольевна

 Одним из важных этапов занятий по хореографии с детьми – дошкольниками является постановка и разучивание танцев.

Когда речь заходит о танце в детском саду, первым делом возникает вопрос, что танцевать, если у Вас еще нет достаточного опыта в постановке, то самым верным вариантом будет взять описание танца у опытного педагога и по нему работать.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 п. Комсомольский Белгородского района Белгородской области»

Типичные ошибки музыкального руководителя при постановке танцевального номера

(из опыта работы)

Музыкальный руководитель

Гуторова Ирина Анатольевна

2021 год

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, укрепляются мышцы, развивается гибкость. Обучая ребенка танцевать, мы даём ему огромное оружие: умение владеть своим телом. Через это умение мы расширяем его коммуникативный репертуар и прививаем ему двигательную культуру. Постепенно дети начинают двигаться легче, энергичнее и грациознее, развивается ритмичность и музыкальность.

        Одним из важных этапов занятий по хореографии с детьми – дошкольниками является постановка и разучивание танцев.

Когда речь заходит о танце в детском саду, первым делом возникает вопрос, что танцевать, если у Вас еще нет достаточного опыта в постановке, то самым верным вариантом будет взять описание танца у опытного педагога и по нему работать.

 Перед постановкой того или иного танца педагогу следует учесть возрастные особенности детей и их исполнительские возможности. И здесь кроется первая ошибка педагога. Педагог подбирает материал не соответствующий возрасту, или переоценивает возможности детей, давая слишком сложный материал.  Одним из важных требований при постановке танца для детей является его доступность, компактность, четкий рисунок.  Не рекомендуется включать в него большое количество разных фигур  и движений – это утомляет детей. Законченность танцевальной формы и сохранение образа должно стать приоритетом детского танца, только в этом случае он будет  удобен для многократного повторения.

 Большое значение при постановке детского танца имеет выбор музыки. Она должна соответствовать возрасту детей, быть ясной, удобной по темпу и ритму  и в то же время быть яркой, интересной и вызывать у детей желание двигаться, и не мало важно, что она должна нравиться детям. И здесь педагоги допускают вторую ошибку. Наиболее выигрышно у детей смотрятся танцы с хорошей, быстрой и зажигательной музыкой. Дети легче воспринимают веселую музыку, и активнее под нее двигаются, а на праздниках (танцы готовятся в основном к утренникам) живой и эффектный номер будет восприниматься ярким пятном. И если музыка хорошо узнаваема, то у зрителей автоматически будет возникать небольшая эмоция радости. Я не говорю о том, что плавных и медленных танцев быть не должно, наоборот, под плавную музыку надо учиться танцевать, но, в основном это старший дошкольный возраст и музыку лучше подбирать такую, которая хорошо ложится на слух.  Обязательное условие постановки успешного детского танца является органическая взаимосвязь движений с музыкой и с тем танцевальным образом, который она в себе несет.

В танцевальной композиции всегда должен прослеживаться сюжет. Но зачастую мы видим номера без идеи. Такие номера я называю зарядкой под музыку или аэробикой. Когда выходят дети и под какую-то песню начинают выполнять различные движения, перемещаясь в простейших рисунках. Есть в постановке танца прием под названием "зримая песня", когда дети исполняют то, о чем поется в песне, этот прием придуман для детей дошкольного возраста. В каждом номере должна быть идея, т.е. о чем вы хотите сказать зрителю, какие выводы должен сделать зритель, посмотрев ваш номер, и эта идея должна быть понятна детям. Прежде, чем поставить номер задайте себе вопрос - Что я хочу сказать зрителю этим номером?  И тогда в танце появится смысл. Когда педагог сам себе не может ответить на этот вопрос, то какой вывод может сделать зритель, посмотрев его? Вот и получаются не понятные номера ни о чем.

 Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.

 Если танцевальный номер планируется к показу на утренниках, то мы работаем с детьми данной группы, но если это конкурсное выступление, то есть необходимость отбора детей.  И здесь педагоги допускают еще одну ошибку. Это должны быть эмоциональные, раскрепощенные дети, с чувством ритма. Для меня легче работать с контактными, эмоциональными детьми, у которых чувство ритма на среднем уровне, нежели с застенчивыми, замкнутыми детьми с высоким чувством ритма. За счет своего артистизма  номер будет выглядеть живее и интереснее и компенсирует небольшие недочеты.

 Сразу скажу про разметку. Можно разметить пол точечками, снежинками, листочками, чем угодно. Существует два противоположных мнения, но я решительно ЗА разметку, и объясню почему. Дети (да что там говорить, иногда и взрослые), довольно плохо ориентируются в пространстве. Мало того, что им надо запомнить, когда в какую сторону пойти, где встать, где развернуться, так плюс к этому им еще и надо выполнять какие-то движения. Поэтому я не мучаю их сразу расстоянием до соседа, а четко показываю точечку, до которой надо доскакать, добежать, дойти на носочках, и т.д. Позже, когда рисунок будет выучен, они будут танцевать, руководствуясь внутренними ощущениями расстояния. Только этому им надо научиться, и разметка, здесь, конечно же в помощь как детям, так и педагогу. В моей практике были опыты проведения выпускных утренников в Доме Культуры, когда дети танцевали на большой сцене без каких-либо ориентиров, хотя на предварительных репетициях они учились ориентироваться по разметке.

 Прежде чем учить танец, желательно дать детям самим подвигаться под эту музыку. Во-первых - это развивает творческое начало, а во-вторых - Вы можете подглядеть в этот момент у детей несколько удачных движений и вставить их в свой номер.

 Первостепенную роль в процессе разучивания танца играет правильный, отчетливый, выразительный показ педагога. Педагогу важно увлечь детей, сконцентрировать их внимание, вызвать у них желание поскорее научиться танцевать так же красиво. И еще один важный, на мой взгляд, момент. Каждое движение обязательно должно иметь свое название, либо определенный жест. Название словами вам поможет подсказывать на начальном этапе разучивания, а жесты руками помогут подсказать на последующих этапах, и даже на празднике. Бывают моменты, когда дети болели, не ходили, и танец по сути сырой, а утренник проводить приходится и чтобы не вставать танцевать вместе с детьми, лучше воспользоваться подсказкой руками (только не размашисто, а аккуратненько, чтобы заметно это было только детям). Сопровождая показ краткими и точными словесными пояснениями, используя образные сравнения, педагог сможет сделать процесс обучения танцу доступным, осознанным и не затянутым по времени.

Условно, танец можно разделить на 3 части: движения, связки, рисунок. И первое что прорабатывается с детьми, это движения, но сразу сильно не закапывайтесь на этом этапе. Ваша задача познакомить детей с движениями для того, чтобы разучить элементы танца. Следующим этапом подготавливаем связки элементов движений. Далее собираем воедино  весь танец. После того, как танец разучен, отрабатываются его отдельные части. Для этого танец повторяют с остановками. Руководитель указывает исполнителю на ошибки и помогает их исправить. Когда дети хорошо усвоили все танцевальные движения, запомнили последовательность и чередование фигур, можно приступать к окончательной отработке танца.

В массовых танцах следует добиваться согласованности, единства исполнения. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы рисунок танца (круг, линии, колонны, звездочки и т.д.) исполнялся ровно и четко, расстояние между всеми танцующими должно быть одинаковым, все групповые движения нужно исполнять одновременно.

Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы. Руководитель должен добиваться исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания.

 Если танец исполняется на сцене, необходимо научить детей не оставлять сцену сразу же после окончания танца, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы, или  за дверь музыкального зала.

Это те основные моменты, на которые стоит обратить внимание, если вы собираетесь разучивать танец в детском саду, но также необходимо помнить, при кажущейся нам простоте движений, детям они даются с трудом, поскольку их мозг еще развивается, и только начинает накапливать информацию.

Педагогическое мастерство, умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.

Список используемой литературы.

1.  Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду / Зацепина М. Б. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 96с.

2. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/Зацепина М. Б., Антонова Т. В. - М.: Мозаика-синтез, 2005. – 152с.

3. Коренева, Т.Ф. «Музыкально - сценические движения» для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Ф. Коренева. – М., 2003. – 304 с.

4. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в д/с» 1989г.

5. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.

6. Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005.

7.  Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.

8.  Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

9. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

Обмен опытом на районном методическом объединении музыкальных руководителей на тему «Взаимное обогащение профессионального опыта»

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ19.04.2018г. Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального ...

Конспект совместного мероприятия педагога-психолога и музыкального руководителя для педагогов «Танцевальная терапия»

Танцевальная терапия представляет собой особый вид психотерапии, в котором для развития эмоциональной, физической, когнитивной или социальной жизни человека используются движения. Прежде всего, такая ...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

«Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»

Краткое пояснение:Физическое воспитание улучшает осанку детей, исправляются физические недостатки: сутулость, косолапость.Нравственное воспитание-знакомство с временами года, народными плясками.Эстети...

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Название: «Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»

Цель:Способствовать эстетическому направлению в развитии детей дошкольного возраста, умственному развитию личности, умению раскрыть музыкальные способности каждого ребёнка, а также освоение музыкально...