Фольклорный праздник для детей 5 - 7 лет "Весна идёт - весне дорогу"
учебно-методическое пособие по музыке (подготовительная группа)

Праздник основан на фольклорном материале и знакомит детей с обычаями и традициями встречи весны народов Поволжья: респубоики Татарстан, Чувашия, Мордовия, Россия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СП «детский сад» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

м.р. Сызранский Самарской  области

Сценарно-режиссерская  разработка  фольклорного праздника

в старше подготовительной группе 5 – 7 лет

 «Путешествие по Волге»

(художественно – эстетическое развитие)

Разработала:  музыкальный  руководитель

                                         высшей квалификационной категории

                                                      СП «детский сад»

 ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос. Варламово м.р. Сызранский

Самарской области

                                     Рыжайкина Светлана Валентиновна  

2021 год

Идея: Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры народов России. Знание устного народного творчества, этнографии развивает фантазию детей. Это возможность обратиться к прошлому и взять оттуда только лучшее. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи, мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа, приобщаем дошкольников к истокам национальной культуры.

Цель:

Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре народов Поволжья. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи весны у русских, татар, мордвы, чувашей. Формирование уважительного отношения к национальным обычаям.

Задачи:

1. Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях народов Поволжья.

2. Развивать познавательный интерес детей к истории своего края, обогащать духовный мир детей.

3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение народных традиций, эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Аудитория: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели возрастных групп.

Форма проведения: праздник.

Музыкальное оформление: фонограммы музыкальных произведений: танцевальная композиция «Весну звали!», «Татарский танец» (татарская мелодия), игра «Луна и Солнце» (чувашская мелодия), детский оркестр (мордовская мелодия), музыкальная игра «Карусель» (мелодии народов Поволжья), музыкально – танцевальная композиция  «Самовар» (музыка и слова З.Роот).

Техническое оборудование: музыкальный центр, мультимедиа система, фортепьяно.

Оборудование: стульчики по количеству детей, детские музыкальные инструменты (колотушка, бубен, бубенцы, свистульки), атрибуты для игр (ободок Луна и Солнце), канат, карусель, национальные  атрибуты и костюмы народов Поволжья.

Световое оформление: естественное освещение.

Сценарный план:

Экспозиция: под музыку в зал заходят ведущий взрослый и Весна, читают стихи, приглашают всех детей на праздник.

Завязка: Под музыку дети в национальных костюмах народов Поволжья исполняют танцевальную композицию «Весну звали!».

Развитие действия: Ведущий просит Весну рассказать, как встречают весну различные народы, проживающие в Поволжье.

Кульминация: Весна приглашает на праздник татарскую весну Навруз. Навруз рассказывает детям о татарском весеннем празднике (презентация). Подгруппа детей исполняют татарский танец.

Весна приглашает на праздник чувашскую весну Суркунне. Суркунне рассказывает детям о чувашском весеннем празднике (презентация). Дети играют в чувашскую национальную игру «Луна и Солнце».

Весна приглашает на праздник мордовскую весну Тундо. Тундо рассказывает детям о мордовском весеннем празднике (презентация). Дети играют в музыкальном оркестре.

Весна рассказывает детям о празднике Масленница (презентация). Дети играют в игру «Карусель» с национальными весенними закличками под национальные мелодии.

Развязка: все дети выходят к центральной стене. Заключительные стихи о дружбе и гостеприимстве народов Поволжья.

Финал: дети  исполняют финальную музыкально – танцевальную композицию  «Самовар».  Фотографии на память.

Действующие лица и исполнители:

Ведущий: воспитатель старше – подготовительной группы;

Весна: учитель – логопед;

Навруз: педагог СП;

Суркунне: педагог СП;

Тундо: педагог СП;

Содержание:

На экране мультимедиа системы русская тройка лошадей.

Ведущий: Пришла красавица Весна, и тает снег вокруг,

И там, куда пришла она, теплее стало вдруг.

Весна: Травушка-Муравушка, зеленись, золотому солнышку поклонись.

Солнечные лучики соберу, всех ребят на праздник позову.

Ведущий делает с Весной из платков ворота.

Ведущий: Ото всех дверей, ото всех ворот,

Проходи скорей, торопись народ.

Весна: Открываются ворота, заходи, кому охота!

Делают шаг в сторону друг от друга, «открывают ворота».

Танцевальная композиция: «Весну звали!»

Дети садятся.

Ведущий: Велика наша матушка Россия! Много разных народов собрала она под своё крыло!

Заждались мы, тебя, Весна!

Все народности собрали на поволжском нашем крае!

Весна: Расскажу я вам, ребята, как весну встречали встарь!

Поведёт рассказ мой в дальнюю даль!

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели и водили хоровод.

Ведущий: Весна, наш край дружный и многонациональный. Каждый народ рад твоему приходу: и мордва, и чуваши, и татары, и русские. Как же ты повсюду успеваешь?

Весна: У каждого народа, у каждой национальности существуют свои традиции и обычаи встречи весны. Есть у меня сестрицы – подружки верные – праздники весенние, первые! Весну встречает каждый народ! Слышу звонкий перепляс, видно моя первая сестрица Навруз недалеко!

Под музыкальное сопровождение танцевальной татарской мелодии заходит татарская весна Навруз.

Навруз: Здравствуйте, ребята! Иснмесез, балалар. Я сестра весны – Навруз. Всех поздравляю с праздником Навруз.

Рассказ о празднике Навруз.

Навруз – это праздник весны, начала нового полевого сезона, который люди отмечают все вместе, это общая радость, веселье, общая надежда на благополучную жизнь.  До начала праздника Навруз люди должны устроить в доме генеральную уборку, обновить гардероб всех членов семьи, простить обиды, со всеми помириться . В день праздника люди ходят в гости, желают друг другу многих лет жизни, благополучия, поют, пляшут народные танцы. Все кушанья должны непременно подчеркнуть земледельческую направленность праздника весны. Празднование Навруза в сельской местности начинается с прокладки первой борозды. При этом за плугом находится самый уважаемый житель села. В первую борозду он бросает горсть зерна. Только после этого могут начинаться все остальные сельскохозяйственные работы.

Выходят дети одетые в национальные костюмы.

Дети по очереди:

  1. Когда приходит к нам Навруз, цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз, весною дышит вся земля!

  1. Когда приходит к нам Навруз, звучит и музыка и смех.

Поздравления принимаем и сами поздравляем всех!

Татарский танец:

Дети садятся.

Весна: Слышу мелодию задушевную! Видимо вторая моя сестрица Суркунне к нам пожаловала!

Под чувашскую мелодию в заходит чувашская весна Суркунне.

Суркунне: Салам, таванзем!

Весна: Здравствуй, Суркунне – весна, чувашская красавица!

Рассказ о празднике. 

По древним чувашским поверьям, если достойно проводить зиму, она не обидится, не помешает встречать весну. Потому и старались праздник провести как можно веселее.

К празднику готовились заранее. Девушки и женщины шили себе новые наряды, припасали красивые платки, фартуки. Мужчины  начинали усиленно ухаживать за лошадьми: освобождали их от работ, кормили овсом, ремонтировали и украшали сани.

Как было принято издавна, праздник начинала детвора. Каждый ребенок стремился как можно раньше (до рассвета) выйти на улицу. Того, кто первым скатится с горки, называли «шыв çулĕ уçакан» (открывающий путь вешним водам). Ему дарили подарки: семечки, орехи, сладости. Бытовало поверье, у кого санки скатятся дальше всех, у того в хозяйстве будет лучше урожай. Молодые девушки украшали ветви деревьев разноцветными ленточками, загадывая при этом желание. Днём устраивали катания на лошадях. В народе полагали, что шум, производимый при катании на лошадях, увешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и лентами, изгоняет злых духов из деревень, лесов, с полей и лугов. К полудню все собирались на центральной (главной) улице деревни. Поджидая друг друга, устраивали различные игры. Гулянья и  веселье длилось всю неделю. Кто бы ни приходил в эти дни, пожилой ли человек или ребенок, всех приглашали в дом, усаживали за стол и угощали национальными блюдами.

Ведущий: Послушайте, какие мудрые пословицы у чувашского народа:

При старании и на горе можно вырастить пшеницу.

Кто не ленится - тот мастером станет

Поработаешь до пота, поешь досыта.

Ребенок: Мой любимый край чувашский!

Как прекрасен ты весной!

Хороводы, песни, пляски – расцветай, наш край родной!

Суркунне: На чувашском весеннем празднике мы с ребятами поиграем в чувашскую народную игру!

Национальная игра:

Ведущий: Веселая весна у чувашского народа! А следующая? Чья весна ещё придет к нам в гости?

Весна: Почти все собрались, ещё одной не хватает. Где же наша Тундо – мордовская весна?

Звучит мордовская народная мелодия, заходит Тундо – мордовская весна.

Тундо: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, друзья! Мордовский народ тоже любит веселиться! 

Рассказ о празднике.

Мордовский обряд встречи весны проводился для того, чтобы прославить природу, обеспечить хороший урожай, достаток и благополучие семьи. В этот день люди выходили на открытое пространство, запускали бумажных птичек в воздух, закликали перелётных птиц, которые, как считалось, весну приносили на крыльях.

Закличка «Нармоннят» («Птицы»).

             1.Нармоннят, нармоннят,                          Птички, птички,

                Лямбе кизонь кандынят.                         Принесите теплое лето.

             2. Минь пачада анттядезь,                       Мы вас блинами накормим,

                 Лофца ведьта симптядезь.                   Молоком напоим.

Большим уважением пользовалась у мордвы верба. По преданию, она имела свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и  животным. В весенний праздник люди ходили по домам и веточками вербы легко дотрагивались до спящих детей, приговаривая:

    Верба хлыст,                                          Вербный хлыст,

    Верба кра!                                              Вербная почка!

    Шумбраши максоза Шкайнясь!          Пусть здоровья даст бог!

 А ещё в этот день закликали Весну.

Кеворек алня шаванять лангса,             Катись яичко по блюдечку,

Кевортьк  тейнек мазы тундать.        Прикати весну красную.

Мазы  тунда сак, сак!                            Приди Весна – красная!

Выходят дети:

1 ребёнок: На Российских огромных просторах
Есть зеленый затерянный рай.
Это светлый, уютный и скромный
Мой любимый мордовский край!

2 ребёнок. На просторах республики нашей
Вместе с русскими дружно живем.
Вместе с ними и сеем и пашем,
Вместе пляшем и песни поем.

3 ребёнок. Земли мордовские широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож,
Поезжай за моря-океаны,
Лучше Мордовии ты не найдешь!

Тундо: Мордовские гулянья никогда не обходились без игры на народных инструментах. Задорной музыкой встречают люди приход весны! Хочу показать вам мордовские музыкальные инструменты. Многие из них заимствованы у других народов. Колотушка, свистульки, трещотки, бубенцы, нюди – мордовская дудочка, барабан, бубен. Очень весело они звучат в музыкальном оркестре! Хотите поиграть?

Музыкальный оркестр:

Ведущий: Ну, что, Весна, хорошие у тебя сестрицы – помощницы! А теперь твоя очередь настала. Расскажи нам о том, как на Руси зиму провожали, да весну встречали!

Рассказ о празднике.

Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение.  Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия, ведь солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю.  Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Деревянное колесо украшали яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы и злую зиму.

1 ребенок: Весна на свой пост заступила,
Тепло всей земле подарила
И солнечным ярким лучом
С улыбкой вошла в каждый дом.

2 ребенок:  Что за славный денёк,
На бугре солнцепёк,
Собирайся, народ, у ворот!
Петь, шутить, хороводы водить,
Весну красную веселить!

Игра: « Карусель»

Весна берёт обруч с лентами, все  встают по кругу, взявшись за ленточки.

Весна: Мы весняночку поём, хоровод свой заведем,

Пойте птицы веселей, побежали побыстрей.

А теперь остановились и друг другу поклонились.

Веселиться хоровод и танцует весь народ!

С окончанием игры все встают полукругом.

Ведущий: Чем издавна был славен наш поволжский край?
Все: Своим гостеприимством!
Ведущий: Множество народов в нём живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей традиции свои.
Из года в год, из века в век культуру берегли!

Объединила всех российская земля,

За русским самоваром всех вместе собрала!

Весна: Тары – бары, тары – бары выпьем чай из самовара!

На середину выносят столик с самоваром и угощеньями.

Музыкально – танцевальная композиция: «Самовар»

На музыкальное заключение ведущий и Весна произносят слова.

Ведущий: Как хорошо, что дружба есть на свете!

Она, как солнце нам с тобой нужна!

Так пусть шагает дружба по планете,

Пускай, как солнце, светит нам она.

Весна: Пусть всех весенний ветер дразнит,
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
Все вместе: До новых праздников, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Конспект открытого игрового интегрированного занятия в средней группе для детей с ЗПР "Весна идёт, весне дорогу!"

Цель занятия: формирование представлений детей о весенних изменениях в природе. В ходе занятия решаются различные образовательные, воспитптельные и коррекционно-развивающие здачи. Занятие проводит вос...

ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему Весна идёт, весне дорогу!

Материал может быть использован в работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста. Использованы наглядный, словесный и игровой методы. В ходе занятия дети тгадывают загадки, слушают классич...

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы: «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»

Сценарий фольклорного праздникадля детей старшей группы:«Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»...