Конспект занятия "Как у наших у ворот русская ярмарка идет"
план-конспект занятия по музыке

Рудская Вера Дитриховна

Конспект занятия совместно с Детской школой искусств

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тема: «Как у наших у ворот русская ярмарка идёт»

(совместно с Детской школой искусств в подготовительной группе)

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Звучит русская народная музыка.

Входит музыкальный руководитель в русском костюме. Детей подводит к музыкальному залу воспитатель.

М.Р (обращаясь к детям): Добро пожаловать, гости дорогие.

Как у наших у ворот,

Стоит ряженый народ.
А ребята удалые в те ворота расписные.
Змейкой быстренько бегут,

Смех, забавы нам несут.
Под веселую русскую народную музыку «Камаринская», проходя через ворота, входят дети.

М.Р: что я вижу! Что за диво?

Сколько радости вокруг,

Правда, дети, тут красиво,

Аж захватывает дух!

Сегодня у нас в гостях дети из детской школы искусств со своими преподавателями Пахомовой Дарьей Анатольевной и Шульган Снежаной Васильевной.

Давайте, мы с вами поздороваемся со всеми гостями песней.

Музыкальное приветствие. (под мелодию «Во поле береза стояла»)

М.Р. поет: здравствуйте, дорогие ребята,

Здравствуйте, дорогие ребята.

Дети отвечают: люли-люли, здравствуйте,

Люли-люли, здравствуйте.

М.Р. и дети поют: здравствуйте, гости дорогие,

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости: люли-люли, здравствуйте,

Люли-люли, здравствуйте!

М.Р: Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

 Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

- Ребята, а для чего русский народ ходил на ярмарку?

Дети:

-Чтобы что-нибудь купить.

- Себя показать.

- Песни попеть.

- Хороводы поводить.

- В играх повеселиться.

М.Р.: верно. Программа обширная,

Весельем обильная.

Гостей не счесть.

Участников не перечесть!

- Кого же можно встретить на ярмарке?

Дети:

- Скоморохов, они зазывали народ на ярмарку, устраивали театрализованные представления.

- Петрушек, они пели, танцевали, и проводили веселые игры.

- Коробейников, они продавали на своих лотках всевозможный товар.

- Купцов, они покупали необходимые им товары.

М.Р.: все правильно. А в качестве товаров у нас на ярмарке сегодня русские народные инструменты.

Дети садятся

Под музыку появляется Скоморох.

Скоморох. Всем здравствуйте! Мое почтение, уважаемая публика! Я – Скоморох, парень неплох! Какая же ярмарка без меня!

Эх, ярмарка, ярмарка, веселая ярмарка.

Собирайся народ, кто на ярмарку идет.

А вои и мой друг Петрушка. Ну-ка, поспеши да повесели народ, да спой песню.

Песня «Про Фому и Ерёму» (Пахомов Матвей)

М.Р: На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Скоморох:

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается!

М.Р.: (встает у первого стола) Мы на ярмарку пойдем, инструменты там найдем! Подходите все сюда!

Дети подходят к первому столу.

Музыкальный инструмент

Узнаем в один момент.

С ней в оркестре веселей,

Развлекает малышей.

Деревянная на вид, из дощечек состоит

Длинных и коротких и трещит трещотка.

Трещотка — это ударный музыкальный инструмент

В старину трещотка использовалась для различных целей, от развлечения детей до подачи сигналов для оповещения горожан. Трещотки использовались в свадебных обрядах, при исполнении песен с приплясыванием. В настоящее время трещотка с успехом применяется в народно-инструментальных ансамблях, в качестве одного из основных инструментов.

Вот трещотки заиграли,

Их пластинки застучали.

Мы трещоткой погремим,

Всех игрой развеселим!

Дети садятся

Песня-игра «Эх, дорога» (дети ДШИ)

Дарья А.: (около второго стола): подходи, честной народ!

Инструмент и здесь вас ждет!

Дети подходят ко второму столу.

Не воробушек, не гулька –

Нет, обычная свистулька!

Малыши не знают нот,

А свистулька так поет,

Что народ кругом дивится:

«Вот певунья эта птица!»

Свистулька — это духовой инструмент

В древности свистульки использовались как магический инструмент, а сейчас свистульки используют в качестве музыкальной игрушки.

Песня-игра со свистульками (проводит с детьми д/с Пахомова Дарья)

М.Р.: подходите, люди добрые, да не проходите мимо!

Дети подходят к третьему столу.

На дощечке есть насечки,

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

Инструмент этот называется рубель.

В первую очередь, рубель использовали в домашнем хозяйстве, с помощью него женщины при стирке или глажке выколачивали белье ребристой стороной. Попросту говоря, рубель был прототипом обычного утюга. Также рубель использовали и в качестве своеобразного музыкального инструмента, интерес к которому проявляют и сегодня. Давайте, послушаем, как на нем сыграют наши гости.

Дети садятся.

Песня с игрой на рубеле «Жил у бабушки козёл» (дети ДШИ)

Скоморох предлагает поиграть с детьми

Игра «На опушке домик» (с детьми д/с)

Дарья А.: наша ярмарка в разгаре, подходи, честной народ!

Дети подходят к четвертому столу.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдет любой!

Невозможно сказать, кому и когда пришла в голову идея превратить обычные ложки в музыкальный инструмент, но уже давно они стали самым простым, красочным и популярным национальном инструментом русских. Некоторые исследователи считают, что ложки в музыке русские начали использовать в подражание испанским кастаньетам.

Песня «Ложки хохломские» игра на трех ложках (Аникина Адалина и Пахомова Дарья)

М.Р.: подходите все сюда! Подходите, не стесняйтесь! Познакомим вас сейчас с баянистом – высший класс!

Шульган Снежана Васильевна

Баянист развлечься хочет,

За бока баян берет

И щекочет их, щекочет –

Отдышаться не дает!

Кнопки пальцами считает,

Раздвигает плавно мех,

И оттуда вылетает

Музыкальный,

Звучный смех.

Баян по праву может считаться русским национальным инструментом. Ни одно мероприятие, будь то свадьба, или какие-либо народные гуляния, не обходилось без него. Прародителем баяна был восточный инструмент «шэн», а появился в Древней Руси при татаро-монгольском нашествии. Баян является прародителем гармони.

Игра на баяне (Снежана Васильевна)

Дети садятся, слушают.

Игра под баян с детьми д/с «Ёлки высокие»

Под музыку входит коробейник.

Коробейник. Тары-бары-растабары,

Есть хорошие товары!

Не товар, а сущий клад –

Разбирайте нарасхват!

Скоморох. А почем петушки-то?

Коробейник. Да почти даром отдаю!

В оркестре сыграйте, да

Угощение получайте!

М.Р.: ну что ж, а завершим мы с вами нашу ярмарку веселым оркестром!

Скажите, какие русские народные музыкальные инструменты сегодня звучали на нашем занятии? (рубель, трещотка, свистулька, ложки, баян)

К какой группе музыкальных инструментов мы относим трещотку? Ложки? Свистульку? Рубель? Баян?

Молодцы. Теперь берите себе инструмент.

Дети берут инструмент, выстраиваются полукругом.

Инструменты в руки взяли,

Дружно громко заиграли.

Нам играть не надоест.

Что создали мы?

(оркестр) Да не простой, а народный оркестр

Оркестр под аккомпанемент баяна

Коробейник. Инструменты ладно у вас играли!

За это угощение получайте!

Раздают угощение.

Скоморох. Расходись, честной народ, по домам!

Открывала ярмарка двери вам,

Дарья А.: А теперь, друзья, до свиданьица,

С вами ярмарка наша прощается.

Коробейник. Вот и солнце закатилось -

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

М.Р.:  Мы по ярмарке гуляли,

Много нового узнали.

А теперь, детвора,

Возвращаться в группу нам пора!

Библиографический список

1.Веретенников И.И. Русская народная песня в школе / Издат. Шаповалова. Белгород, 2017.

2.Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Гусли звончатые / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2020.

3.Пушкина С.И. Мы играем и поём / Издат. "Школьная Пресса", 2021.

4.Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2019.

5.http://d31mv.ru/instruktor-fzk/item/48-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0 

6.http://www.solnet.ee/holidays/s9_11.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как у наших у ворот Масленица идет, блин да мед несет!

Как у наших у ворот Масленица идет, блин да мед несет!    Самый знаменитый обряд на стыке зимы и весны – Масленица. Ее  происхождение затерялось в глубокой древности, но отме...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Русская ярмарка»

Знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями. Развивать у детей интерес к фольклору. Закрепить знания детей об особенностях хохломской, гжельской, городецкой росписи. Воспитывать эстетич...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Русская ярмарка народных мастеров»

Конспект занятия по позновательному развитию "Русская ярмарка народных мастеров"...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию "Русская ярмарка"

 Конспект ООД расчитан на детей подготовительной к школе группы. В ходе данного педогогического мероприятия дошкольники познакомяться с нетрадиционным материалом для творчества - синельной...

Конспект - «Как у наших у ворот»

Конспект - «Как у наших у ворот»Цель: Развивать речь детей через совместную игровую деятельность.Задачи: · Формировать звонкий, сильный голос;· Формировать плавность и слитно...

Конспект занятия " Слава нашей стороне , слава русской старине"

Кнспект занятия в подготовительной группе детского сада....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Русская ярмарка» в старшей группе.

Занятие составила и провела: воспитатель Сапега А. А.Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Русская ярмарка".Направление:"Русская культура и на...