Учим детей танцевать полонез
статья по музыке (подготовительная группа)

Антипова Валерия Анатольевна

Историко-бытовой танец - полонез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_detey_tantsevat_polonez.docx21.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учим детей танцевать полонез.

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ.

 В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем.

       Бал - (от лат. ballare - танцевать и франц. bal), большой танцевальный вечер.

       В конце XVIII - начале XIX в. танцевальная культура становится важнейшей составляющей светской жизни, а балы - непременным атрибутом дворянского быта. Танец был обязательным предметом в различных учебных заведениях.

        В ту пору в просвященной Европе танцевали повсюду и так много, что можно предположить, что не было вообще никакого дела, как только танцы во все часы дня и ночи. Различались балы официально-придворные, общественные, семейные. Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов и организовывали пышные ужины, из-за него перестраивали весь распорядок дня.

       Открывался бал полонезом.

  Полонез (франц. polonaise, от polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.

       С 16 в. стал придворным танцем во Франции и др. европейских странах. В Российской империи полонез исполнялся с нач.18 в., с него начинались ассамблеи Петра I. Этим танцем открывался любой бал. По сути своей это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самым именитым гостем. Если на балу присутствовал Император, то полонез открывал он с хозяйкой дома, а второй парой шел хозяин с Императрицей. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Сам танец мог продолжаться около часа.

     Музыкальный размер танца — ¾. 
     

     Кавалер ведет даму правой рукой.  Исходное положение: танец начинает первая пара, проходя по кругу, в то время как за ней пристраиваются остальные пары, образуя колонну.  Между парами должно держаться равномерное расстояние (80-100 см). 

      Хореографы используют для постановок полонезы, написанные Ф. Шопеном, К. Крупиньским, М.И. Глинкой, П.И.Чайковским, Н.А.Римским-Корсаковым.

       Торжественное шествие полонеза может открывать практически любое праздничное действие.

      Исходное положение: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает левую руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер (она может поддерживать этой рукой платье,приложение 1).

Шаг полонеза: один такт — три шага с легким и неглубоким приседанием на третью долю (размер 3/4).

   Разучивание основного шага.

Па полонеза.

(Музыкальный размер ¾).

Движение занимает один такт.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Рки в учебном положении.

На «раз» шаг вперед правой ногой на низких полупальцах.

На «два» шаг вперед левой ногой на низких полупальцах.

На «три» снова шаг вперед правой ногой, опускаясь на всю стопу в небольшое pliе. Левая нога проводится через I позицию вперед.

Движение сначала следует разучивать, переступая на месте, и только потом – передвигаясь по кругу. Шаги должны быть небольшие, pliе плавное, без резкого опускания вниз. Надо следить, чтобы учащиеся не шаркали ногами по полу, чтобы корпус не «отставал» от ног, не наклонялся в стороны. Движение вперед должно быть торжественным: не вялым, но и без лишней суеты.

Па полонеза по кругу в парах.

Этот простейший пример, доступный учащимся в самом начале обучения, рассчитан на шестнадцать тактов и два такта вступления.

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Учащиеся стоят в парах по кругу, лицом по линии танца. Мальчик слева от девочки. Корпус танцующих немного повернут друг к другу, голова поднята, взгляд друг на друга. Руки в учебном положении.

Вступление.

1-й такт. Мальчик округлым движением через 1-ю позицию подает правую руку девочке, смотря на нее.

2-й такт. Девочка, глядя на мальчика, подает ему левую руку, начиная движение от локтя и заканчивая кистью. Правая рука мальчика и левая рука девочки соединены, они не должны подниматься выше уровня 1 позиции, локти рядом, кисть девочки находится сверху. Свободные руки – в учебном положении. Это положение сохраняется на протяжении всего танца (рис. 5). Учащиеся двигаются по кругу, соблюдая ровные интервалы, и заканчивают полонез исходным положении.

Фигуры полонеза 


Променад (фр. promenade). Пары движутся основным шагом по кругу против часовой стрелки вслед за ведущей парой. 

Колонна. Дойдя до центра конца зала, первая пара поворачивает налево (в начало зала) и продолжает движение по диаметру круга. Все продолжают движение вслед за первой парой и постепенно выстраиваются в колонну.

Поперечина, траверсе (фр. la traverse), прочёс. Пары выстроены в две колонны параллельно друг другу по двум сторонам круга. Колонны идут навстречу друг другу по кругу. Когда пары встречаются, то кавалеры «левой линии» пропускают между собой и своими дамами дам другой «линии», а кавалеры «правой линии» пропускают между собой и своими дамами дам «левой линии». Получается своеобразная «расчёска» или «решётка». В конце фигуры пары соединяются, продолжая идти по кругу. 
 
Линии (четвёрки), колонна в 2 пары. Выполняются после расхода пар на две колонны из головы зала, когда пары возвращаются в хвост колонны по двум сторонам круга, продолжительность — 4 такта. Кавалер первой пары, дойдя до центра «хвоста» зала и поравнявшись с дамой второй пары, подает ей руку. Образовавшаяся четвёрка продолжает движение в голову зала по диаметру круга, при этом танцующие пошире расходятся друг от друга. Остальные пары таким же образом образуют четверки и следуют за ними. 
 
Линии (восьмёрки), колонна в 4 пары. Первые 4 пары образуют первую линию колонны, вторые 4 пары - вторую линию и т.д. 
Фонтан (фр. la fontaine). Пары выстроены в колонну в начале зала. Кавалер первой пары поворачивается налево и идёт по полукругу в конец зала. Дама первой пары идёт направо по полукругу в конец зала. Остальные пары доходят до места, где разошлась первая пара и только после этого расходятся — в том же порядке, что и первая пара. 
 Фонтан парами. Дойдя до стены (далее стена где расходятся), первая пара идет направо, вторая налево, третья направо, четвертая налево и т.д. Пары обходят зал, встречаются у противоположной стены (далее стена где сходятся), и снова перестраиваются в единую колонну в прежнем порядке 
Приветствие. Начинается также как «Фонтан», но в конце зала пары не соединяются, а линии дам и кавалеров проходят мимо друг друга: кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему. У точки, где пары расходились, линии вновь проходят друг мимо друга, кавалеры по внешнему кругу, дамы по внутреннему, снова доходят до конца зала, где соединяются в пары. Когда кавалер и дама одной пары проходят друг мимо друга, они приветствуют друг друга кивком. 
Веер (фр. éventail). Обычно эта фигура выполняется после «фонтана». Кавалеры идут по полукругу в конец зала слева (если смотреть в начало зала), их дамы идут параллельно им по полукругу справа (партнеры идут не вместе). Когда кавалер встречает свою даму, он предлагает ей руку, и пары расходятся следующим образом: нечётные пары идут в правый угол начала зала, а чётные — в левый угол начала зала. Дойдя до соответствующего угла зала, пары поворачивают и возвращаются в конец зала по своему полукругу. 
Расхождение. Выполняется аналогично «вееру». Первая пара колонны доходит до головы зала и возвращается в хвост зала по правой стороне круга, следующая доходит до её места и затем идет по левой стороне и т. д. (нечётные пары по правой стороне, чётные по левой). Каждая пара «уходит» назад только на начало следующего такта (то есть на счёт «раз»). 
Две шеренги (две колонны). Кавалер и дама первой пары кланяются друг другу и на один полонезный шаг расходятся в стороны и встают лицом друг к другу. Вторая пара проходит между ними и расходится также. Далее все следующие пары. Когда все перестроились в две линии, кавалер первой пары подает своей даме руку и проходит между линиями, далее то же делает кавалер второй пары (после того, как мимо него прошла первая пара), и так далее, пока колонна не восстановится. 
Звёздочки. Выполняются за 8 тактов. Пары располагаются в двух колоннах параллельно друг другу, при этом чётные пары догоняют находящиеся впереди нечётные, а нечётные, наоборот, отстают (разбиваясь, таким образом, по четыре человека). На первый счёт дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо, поднимая правую руку, дама второй пары — через левое, также поднимая правую руку. Все четверо соединяют прямые правые руки в центре круга, при этом руки дам лежат сверху рук кавалеров. Далее звёздочка движется по кругу по часовой стрелке обычным шагом полонеза (на первые четыре такта проходят первый полный круг, на вторые четыре такта — второй полный круг). В конце восьмого такта руки размыкаются, дама первой пары доворачивается по часовой стрелке через правое плечо в исходное положение. 
Соло дам — 8 тактов: Пары располагаются по двумя линиями напротив друг друга. На первый такт дамы начинают движение к противоположному партнеру, при этом правая рука на кринолине слегка вынесена вперед, левая отведена назад. Поравнявшись с дамой пары визави правыми плечами, дама меняет руки и направление движения и, дойдя до кавалера пары визави (2 такта), обходит его против часовой стрелки (ещё 2 такта). При этом кавалер пары визави подает левую руку, правую держит за спиной дамы на уровне её талии, как будто прикрывая её сзади. Далее дамы таким же образом возвращаются к своим кавалерам (2 такта) и также их обходят (последние 2 такта). 
Коридор (выполняется после колонны): В начале очередной музыкальной фразы первая пара сходится и идёт обратно по «коридору» в «хвост» зала. За ней следуют остальные. (Обратите внимание, что дама в данном случае оказывается по левую руку.) В конце коридора первая пара поворачивает налево, вторая направо и т. д. и вновь идут к голове зала. На повороте в парах, поворачивающих налево, доворачивается дама так, чтобы встать по правую руку кавалера. В парах, поворачивающих налево, доворачивается кавалер. 
Обход дамы. Кавалеры стоят на месте (или становятся на одно колено) и подают даме правую руку, дама обходит за четыре основных шага вокруг кавалера против часовой стрелки. 
Крест. Пары движутся двумя колоннами по диагоналям зала. Центральную точку проходят поочерёдно - пара из первой колонны, затем пара из второй колонны и т.д. 
Все фигуры полонеза описать невозможно, т.к. этот танец во многом строится на импровизации первой пары. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей и учимся сами!

/основные рекомендации взрослым, касающиеся взаимодействия с детьмис различными проблемами/....

Мы учимся сами и учим детей

Рекомендации по развитию и воспитанию детей...

Учим детей учиться исследуя новое

Развитие у детей познавательного интереса, повышение интереса к исследовательской деятельности. Формирование основ научного мировоззрения....

Консультация для родителей «Учим детей петь и танцевать»

Консультация для родителей «Учим детей петь и танцевать»...

Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»

Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды....