«Развитие музыкально-ритмических движений у воспитанников дошкольной образовательной организации»
статья по музыке

Тюпа Анна Евгеньевна

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.). Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения.

Как известно, любые движения под музыку развивают как двигательные способности, так и музыкальный слух, а также наряду с этим развивают и психические процессы, которые лежат в их основе и которые способствуют психофизическому и  эмоциональному  развитию дошкольников. Таким образом, тема развития музыкально-ритмических движений у дошкольников является очень актуальной в педагогическом процессе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тюпа Анна Евгеньевна,

музыкальный руководитель

МБДОУ № 110 г. Мурманска


«Развитие музыкально-ритмических движений у воспитанников дошкольной образовательной организации»

 

Мурманск

2020

Содержание

Введение……………………….......................................................................................3

Основная часть……………………………………………………………………….….5

1. Значение музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях …….…………………………………...5

2. Приоритетные задачи развития музыкально-ритмических движений

воспитанников дошкольной образовательной организации в контексте возрастных особенностей детей………………………………..……………....…………………….7

3. Виды музыкально - ритмической деятельности дошкольников на музыкальных занятиях ………………………………............……………………………….………...9

4. Этапы обучения дошкольников музыкально - ритмическим движениям на музыкальных занятиях …………………………………………..……………..……..11

5. Практический опыт …………………………………………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………….…15

Литература…………………………………………………………………...…………16

Введение

Дошкольный возраст - это один из ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Музыкальное воспитание является уникальным средством формирования этого единства, так как оно влияет не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, потому что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир образов, мыслей, идей.

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.). Но музыкальное воспитание не было бы полноценным, если бы дети ограничивались лишь пением или прослушиванием музыки. Важную роль в музыкально-педагогическом процессе играют музыкально-ритмические движения.

Как известно, любые движения под музыку развивают как двигательные способности, так и музыкальный слух, а также наряду с этим развивают и психические процессы, которые лежат в их основе и которые способствуют психофизическому и  эмоциональному  развитию дошкольников. Таким образом, тема развития музыкально-ритмических движений у дошкольников является очень актуальной в педагогическом процессе.

Цель данной работы: изучить процесс развития музыкально-ритмических движений у воспитанников дошкольной образовательной организации.

Задачи данной работы:

- раскрыть значение музыкально-ритмических движений, как составной части физического и художественного воспитания дошкольников;

- определить задачи развития музыкально-ритмических движений воспитанников в контексте возрастных особенностей дошкольников;

- кратко обозначить виды музыкально – ритмической деятельности на музыкальных занятиях с дошкольниками;

- определить этапы обучения дошкольников музыкально - ритмическим движениям на музыкальных занятиях.  

Основная часть

1. Значение музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

«Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов» [3, С. 115].

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер. Но для того, чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений:

- из основных движений физкультуры: ходьба, бег, прыжки;

- из сюжетной драматизации берётся принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки;

- из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).

«Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях» [1, С. 4].

Развитие музыкально – ритмических движений, чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоничному развитию личности. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Уровень сложности музыкально-ритмических движений напрямую связан с возрастными особенностями дошкольников и музыкальный руководитель должен обязательно это учитывать при работе с воспитанниками.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

2. Задачи развития музыкально-ритмических движений воспитанников дошкольной образовательной организации

в контексте возрастных особенностей детей

Возраст 2-3 года.

В этом возрасте музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки и отличается большой подражательностью. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения. Малыши пробуют плясать под соответствующее музыкальное сопровождение, хотя движения эти ещё мало согласованы, плохо координированы.

 Задачи для этого возраста: привлекать внимание малышей к тому, что играть и плясать следует под музыку, а с её окончанием прекращать движения, вырабатывать элементарную ритмичность, учить танцевальные движения (хлопать в ладоши, притопывать ногой, поворачивать кисти рук, делать полуприседание, выставлять ножку на пяточку), выполнять движения в соответствии с текстом песен.

Возраст 3 – 4 года.        

Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:

  • воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
  • развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
  • обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Возраст 4 – 5 лет.

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Задачами в работе с данной возрастной группой являются:

  • формирование навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
  • воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
  • побуждение детей к творчеству.

Возраст 5 – 7 лет.

В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Задачи для этой возрастной группы:

  • развитие способности выразительно и ритмично двигаться в  соответствии с разнообразным характером музыки, передавать несложный ритмический рисунок.
  • развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
  • формирование адекватной оценки и самооценки.

3. Виды музыкально - ритмической деятельности дошкольников на музыкальных занятиях

Развитие музыкально-ритмических движений дошкольников осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, сюжетно-образных драматизациях, доступных и интересных детям.

Основное место в разделе музыкально – ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Важным видом музыкально - ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

Ещё одним видом музыкально-ритмического движения являются упражнения. Упражнение – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Сюжетно-образной драматизации на занятиях музыкой отводится определенное место, так как дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными.

4. Этапы обучения дошкольников музыкально - ритмическим движениям на музыкальных занятиях

Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа.

На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание.

Обучение на данном этапе состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под аудиозапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Музыкальный руководитель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

Методически привлекательным приемом является показ движений детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполнении задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвоения умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое настроение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

5. Практический опыт

В зависимости от количества детей для развития музыкально-ритмических движений я использую музыкальные занятия по подгруппам либо фронтальные музыкальные занятия (со всей группой). 

При разучивании музыкально-ритмических движений, в своей работе я люблю использовать «Танцевальную викторину» во время фронтальных занятий и на занятиях по подгруппам. Заранее производится «нарезка»  танца или пляски на музыкальные фрагменты. При этом музыкальный фрагмент должен содержать одно-два музыкально-ритмических движения. Затем, во время занятия или репетиции, дети становятся в соответствии с танцевальным рисунком и, прослушав музыкальный фрагмент, исполняют музыкально-ритмическое движение под музыку, вспоминая его. Музыкальные фрагменты включаются в разнобой. После такой «Танцевальной викторины» очень хорошо исполнить танец или пляску целиком от начала и до конца.

При разучивании танцев по подгруппам в старшей и подготовительной группах в я часто использую видеозапись музыкально-ритмических движений. Обычно в середине музыкального занятия дети исполняют танцевальные движения, и одновременно с этим я делаю видеозапись. Затем мы все вместе просматриваем запись, комментируя достижения детей и не очень удачные моменты. После просмотра дети очень охотно включаются в процесс доработки музыкально-ритмических движений.

Пример развития музыкально-ритмических движений в средней группе можно рассмотреть на песне Ирины Конвенан «Бабушка, испеки оладушки». Это музыкальное произведение дети поют, а в проигрышах отстукивают определённый ритм при помощи деревянных ложек, меняя в каждом проигрыше ритмические движения. Работая с этим музыкальным произведением можно увидеть, как в процессе обучения решаются следующие задачи: развитие чувства ритма, развитие координации движений, умение двигаться в такт музыке, точно реагировать на окончание музыки, реагировать на ускорение и замедление темпа.

Ритмическая игра «Музыкальный ежик», помогает дошкольникам развить чувство ритма, точнее воспроизводить ритмический рисунок с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Дети сначала пробуют сопровождать это стихотворение хлопками. Делать они должны это по возможности одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Дети изображают игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» исполняют три удара хлопками в ладоши или поочерёдно хлопая по коленкам (сидя на стульчике), позже можно подключить удары палочками по барабану или удары в бубен. Эту игру можно и разнообразить. Например, отметить в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п.).

Заключение

Таким образом, значение музыкально-ритмических движений в жизни детей дошкольного возраста заключается в том, что они развивают музыкальные способности и обогащают эмоциональный мир детей, воспитывают активность, дисциплинированность, развивают познавательные способности и наряду с этим способствуют физическому совершенствованию организма, что ещё раз подтверждает актуальность темы данной работы.

Приемы и методы обучения движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов.

Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, овладевают определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально – ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки.

Поскольку основная цель применения музыкально – ритмических движений в работе с детьми – развить музыкальное восприятие, музыкальные способности, приобщить к музыкальной культуре, именно в этом виде деятельности имеются большие возможности обогащения музыкального опыта дошкольников - это ключ к музыкальному воспитанию и развитию дошкольника.

Литература

1. Анцукевич И., Рошка Л., Никоненко И.. Развитие творчества у детей в процессе приобщения к игре на русских народных музыкальных инструментах// Журнал «Музыкальный руководитель». – 2019. № 12. С. 4.

2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. Руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы муз. Руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.

4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

5. Подколзина О. Роль музыки в развитии детей// Журнал «Музыкальный руководитель». – 2019. № 7. – С. 2.

6. «Справочник музыкального руководителя» № 1  январь 2019. Тираж 8400 экз. Усл. печ. л. 84. Актион-МЦФЭР, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации.

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....

Художественно-эстетическое развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций

В разделе представлены методические материалы из опыта педагогической деятельности (конспекты НОД, разработки образовательных проектов, презентации и дидактические игры),  ссылки на интернет-ресу...

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...

Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.

В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенкадошкольного возраста важные качества личности: умственная активность,любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являютсяосновным...

О проведении Республиканского конкурса методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"

Республиканский конкурс методических разработок по развитию финансовой грамотности у воспитанников дошкольных образовательных организаций "В мире финансов"...

Консультация «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия воспитанников дошкольной образовательной организации посредством детской художественной литературы»

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким обра...