Статья "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
статья по музыке

Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samostoyatelnosti_i_initsiativnosti.docx24.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями детей раннего и дошкольного возраста. Музыкальное развитие ребёнка оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности. Музыкальная деятельность является одним из средств для общего развития детей дошкольного возраста: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни, учится соотносить музыкальное восприятие произведения с действиями, явлениями и жизненными событиями. Музыкальная деятельность позволяет в непринужденной обстановке решить многие задачи основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования.

Проблема развития и поддержки детской инициативы все чаще обозначается в документах, отражающих современные направления развития отечественного образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) неоднократно упоминается это качество: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование… инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). Все это говорит о том, что развитие и поддержка детской инициативы становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. На её решение должны быть направлены усилия всех участников образовательных отношений, в том числе и музыкального руководителя. 

Кроме того, в искусстве самостоятельность выступает важной характеристикой способности личности к созданию нового, оригинального продукта, к творчеству. Поэтому для педагогики искусства проблема развития самостоятельности особенно актуальна.

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует нас на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативностисамостоятельности и ответственности ребенка для успешной реализации образовательных программ.

В связи с этим важнейшим условием для развития инициативностисамостоятельности, творческой активности детей дошкольного возраста  является создание педагогических условий с внедрением современных образовательных технологий, с интеграцией разных видов детской деятельности в процессе музыкального воспитания и образования.

В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому, воспитанники с удовольствием переносят их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В процессе изучения литературы по данному направлению я открыла для себя «социо-игровую технологию». Авторами этой технологии являются Евгений Евгеньевич Шулешко, Александра Петровна Ершова и Вячеслав Михайлович Букатов. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей со взрослыми, при котором занятия проводятся в непринужденной обстановке, с учетом интересов и потребностей детей в доступных для них видах детской деятельности, что способствует их активному включению в деятельность со взрослым, увлеченности при опосредованном участии взрослого и дальнейшему развитию умений в самостоятельной деятельности. Подобное происходит, когда на занятии используется работа малыми группами и когда обучение сочетается с двигательной активностью и вариативностью. Соединение этих трех условий создает социо-игровую атмосферу на занятиях. Но важно знать, что если на занятии одного из них в наличии не будет, то технологическая конструкция занятия может оказаться ненадежной.

Социо-игровая технология способствует: движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми, а также позволяет неуверенным детям преодолеть нерешительность. Из этого можно предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Технологии познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой стимулирует включение детей в исследовательскую деятельность, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Нам только необходимо создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям. 

Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие.    

Исследования и эксперименты можно включить  в разные виды  музыкальной деятельности, либо как  часть занятия.    Так же можно поэкспериментировать с голосом, который живёт внутри каждого из нас, в этом  помогают игры с голосом.  Например,  в игре  «Музыкальные узоры»,  дети смотрят  на картинку с музыкальным рисунком, изображенным на карточке,  и воспроизводят его голосомили, играют на музыкальных инструментах.

В игре «Музыкальная голосилка», дети экспериментируют с разными позициями своего рта,  и пропевают гласные звуки.

В организованную музыкальную деятельность включаются упражнения дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Выполнение гимнастики по методике А. Стрельниковой помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность,нормализуют развитие голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Технология  «Игроритмика» – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяет свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Технология  «Игрогимнастика» – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков,необходимых при разучивании танцевальных движений, упражнений на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмических упражнений (игромассаж, пальчиковые игры).

Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных, актерских, творческих, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через все виды музыкальной деятельности.

В работе с детьми музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.

«Танцевально – игровая технология». Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично.

Использование музыкально - игровых технологий помогает музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия – пение, слушание, импровизирование.

Для развития самостоятельности воспитанников в музыкальной деятельности, на занятиях применяю методы и приёмы технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллера. Использую музыкальные упражнения для развития как музыкальных способностей и певческих навыков, так и логического мышления, творческого воображения и фантазии. Внедрение элементов технологии ТРИЗ в педагогическую практику создало условия для успешной самореализации детей в музыкальной, двигательной, творческой, коммуникативной и иных видах деятельности. Созданы музыкально-дидактические игры на основе кругов Раймонда Луллия, такие как: «Определи настроение музыкального произведения», «Отгадай чье произведение?», «Угадай, какой инструмент», "Музыкальные профессии". Использование элементов технологии ТРИЗ предоставляет детям возможность успешной самореализации не только в музыке, но и других видах деятельности.

Также в своей работе использую систему элементарного музицирования Карла Орфа, направленную на побуждение детей к созданию своей элементарной музыки. Для  успешной реализации этой технологии подобрала набор музыкальных инструментов, аудиозаписи музыкальных произведений, произведения для театрализованной деятельности, составила картотеку речевых упражнений.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания образовательного пространства для детской самореализации, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности.

В данной статье предложены методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности....

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Детское творчество - форма активности и самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, эксперементирует, видоизменяет окружающий его мир, создаёт нечто ...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий           для     развития самостоятельности  и инициативности у...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...

Опыт работы "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста"

Представлен опыт работы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Педагог показывает методы и приемы, которые помогают поддерживают детскую инициативу....