Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бутикова Ирина Владимировна

В данной статье представлены приемы и упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  В данной системе упражнений делается акцент для длительности (длинные и короткие ноты), их соответствие ниглядной демонстрации для детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы. Это речевые и музыкальные игры, пальчиковая гимнастика, ритмические движения.

Для более плодотворной работы над развитием чувства ритма необходимо познакомить детей с понятием длинной и короткой ноты, упрощенно они называются «та» и «ти». В своей практике я начала вводить данные понятия с младшей группы. Когда я начала изучать вопрос, как познакомить детей с длительностями, я столкнулась с тем, что большинство методик советуют использовать сравнение большого и маленького. То есть большой предмет – это длинная нота, а маленький – короткая.

Но тогда возникает несоответствие. Ребенок 3-4 лет видя данные картинки, назовет большой предмет большим. То есть получится большая нота, что не верно и вызывает путаницу. Ведь музыка существует во времени. Она не может быть большой или маленькой, а только длинной и короткой. Значит нужно найти наглядное сравнение, в котором не будет данной подмены понятий. Подобную систему я нашла в разработке И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Упражнение называется «Звучащий клубок».

Данное упражнение я использовала на младшей группе во втором полугодии. Именно тогда я впервые дала детям понятие длинных и коротких длительностей. Было замечено, что дети легко запоминают и различают длительности благодаря этому упражнению, т.к. наглядность совпадает со словом (термином): в памяти остаются длинные и короткие ниточки, значит столько длится звук.

В работе «Этот удивительный ритм» после наглядного показа на ниточках предлагается выкладывать нитки на фланелеграф, формируя кружки разной величины, большие – это длинные ноты, маленькие – короткие. И здесь мы снова видим переход к большому и маленькому. В работе Каплуновой и Новоскольцевой «Звучащий клубок» не получает развития, а используется лишь для знакомства с понятием длинных и коротких нот.

Я попробовала развить данную идею, сохраняя как наглядный материал именно длинные и короткие предметы. Можно использовать веревочки, ленточки, шнурочки. Уже в младшей группе можно попробовать предложить детям изобразить простую хорошо знакомую песенку, выложив ее ритм ленточками. Например, песня «Петушок, петушок». Ее дети знают с яслей. Для начала детям предлагается вспомнить песню, пропеть ее. Затем прохлопать в ладоши. И только после этого предложить изобразить ритм начальной фразы. Лучше, если ленточки будут разноцветными. Тогда после выполнения задачи нужно обратить внимание детей но то, как красиво они «разукрасили» песенку. В более старшем возрасте можно предлагать песни, выученные ранее для какого-нибудь праздника. Так же можно добавить элемент развития цветного слуха. Спросить у детей, какая по характеру песенка? Какого цвета ленты они хотят выбрать, чтобы изобразить не только ритм, но и характер музыки. Но это обязательно должны быть хорошо знакомые песни.

В последующем можно предложить детям изображать музыкальные загадки. Часть детей изображает ритм, а остальные дети пропевая его, пытаются угадать, что это за песня.

В старшем возрасте можно добавить элемент импровизации. Например, выбрать несколько детей и предложить им самим выбрать любую ленточку. После этого дети встают в цепочку, протягивая ленточки между собой, образуя ритмическую последовательность. Остальные дети должны пропеть данную последовательность. Возможен усложненный вариант, когда в ритмической цепочке участвуют все дети, образуя разноцветный хоровод из лент разно         длинны. Один ребенок внутри круга пропевает получившуюся последовательность. Поскольку дети сами выбирают ленты, последовательности могут быть не логичными, поэтому данное упражнение нужно использовать только если дети хорошо освоили предыдущее упражнение.

Данную систему можно использовать и при игре на музыкальных инструментах. С помощью карточек или на экране демонстрируется нужный ритм. Под заданную музыку дети его исполняют. Здесь тоже следует использовать для наглядности длинные и короткие предметы. Например, змейки, червячки; если осенняя тематика, то можно демонстрировать длинные и короткие черенки на листиках и т.д.

Как видите, для знакомства с длительностями данную систему можно использовать с младшей группы. На практике я проверила, что она понятна маленьким детям. Ассоциируя ноты с ниточками, дети правильно понимают значение длинных и коротких нот, а значит им проще в дальнейшем ориентироваться в ритмических схемах. Ведь по сути ритмическая схема – это не только упражнение на непосредственное изучение ритма. Это и исполнение музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмические движения – это координация мышц тела, ориентация в пространстве, общее физическое развитие.  Из физических упражнений в музыкально-ритмической деятельности применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения). В музыкально-ритмической деятельности используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций (например, «ковырялочка»). Это и разучивание стихов. В стихах есть свой ритм, слог. Осознавая его, детям проще запомнить текст стихотворения. А разучивание стихотворений дает ребенку развитие памяти и речи.

Конечно, в старшем возрасте, когда дети легко ориентируются в ритмах, можно от данной системы перейти к традиционной, обьяснив, что большой предмет равен длинной ноте и наоборот. Но на мой взгляд, система «ниточек» дает огромный толчок фантазии музыкального руководителя. Ведь на этой основе можно придумать массу упражнений и игр, где дети могут не только исполнять, но и потрогать, стать частью ритмической цепочки. При этом, используя яркие разноцветные предметы, создается определенное настроение у детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...