театрализация в жизни дошкольника
проект по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Козлова Наталья Владимировна

План работы по театрализации на 5 учебных лет:

  • «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  • «Ритмопластика» - включает в себя пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  • «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театрализация в жизни младшего дошкольника.

Оглавление

І. Паспорт проекта.        1

II. Пояснительная записка        2

III. Этапы реализации проекта        2

IV. Общие методические принципы работы педагога        5

V. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах        5

Группа общеразвивающей направленности 3-4 лет        7

Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет        7

VI. Перспективно-тематическое планирование по театрализованной детской деятельности        8

Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет        8

Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет        11

VII. Работа с педагогами.        13

План работы с педагогами        14

VIII. Работа с родителями        14

План работы с родителями        14

IX. Оценка результативности проекта. Критерии и оценка результатов проекта        15

X. Литература        15

І. Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По содержанию: ребёнок и общество.

По характеру контактов: ребёнок – субъект проектирования.

По продолжительности: долгосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Цель проекта:

  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр).
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа.
  • Моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.

Задачи проекта:

  • Развитие эмоциональности, интеллекта. А также коммуникативных особенностей

ребенка средствами детского театра.

  • Развитие артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия

в детском театре.

Участники проекта: дети 2-7 лет, педагоги, родители.

Направления реализации проекта:

Проект долгосрочный, рассчитан на 5 учебных лет, он состоит из трех разделов:

  • «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
  • «Ритмопластика» - включает в себя пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
  • «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Этапы:

1 этап – Диагностико-прогностический (1 год)

2 этап – Организационный (2 год)

2 этап – Практический

3 этап – Итоговый (результативный)

Ожидаемые результаты:

- воспитание интереса к театрализованной деятельности;

- готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;

- уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц, запоминать заданные позы;

- уметь говорить скороговорки;

- уметь строить простейшие диалоги.

II. Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания. Научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном, процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский). С древних времен различные формы театрального действа служили наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

III. Этапы реализации проекта

Проект предполагает несколько этапов реализации: диагностический, организационный, практический, итоговый (результативный).

І этап

диагностико-

прогностический

- анализ существующих программ по театрализованному воспитанию детей;

- анализ имеющегося программно-методического обеспечения;

- анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ;

- изучение передового педагогического опыта по теме;

- подбор диагностического инструментария.

Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности для ДОУ, определение цели и задач работы.

2 этап

Организационный

- определение содержания и форм работы воспитанниками ДОУ,

родителями и педагогами;

- постановка цели и задач для детей младшего и среднего дошкольного возраста;

- составление перспективных планов работы;

- организация предметно-развивающей среды в группе;

- накопление наглядного, дидактического материала;

- разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед.

Ресурсное обеспечение реализации педагогического проекта.

Нахождение теоретического материала.

3 этап Практический

 (группа

Общеразвивающей направленности для

детей от 2 до 4 лет)

(группа общеразвивающей

направленности для

детей от 4 до 5 лет)

 (группы общеразвивающкей направленности для детей от 5 до 7 лет)

- В начале учебного года (сентябрь) знакомство с детьми, диагностика

ЗУН дошкольников (знаний, исследовательских умений);

- На протяжении учебного года (октябрь-май) – реализация комплекса за планируемых мероприятий:

- проведение непосредственно образовательной деятельности, мероприятий;

- педагогическое консультирование;

- разработка дидактических игр;

- педагогические мастерские и гостиные.

Реализация дополнительных мероприятий:

В конце учебного года (май) -итоговая диагностика;

- отчет по результатам работы на итоговом Педагогическом совете;

- отчет по результатам работы на итоговом заседании родительского клуба.

Накопление практического материала, систематизация и обобщение опыта работы.

4 этап

(апрель-май)

Итоговый

(результативный)

- анализ, систематизация, обобщение и распространение опыта работы по проекту.

Мероприятия по обмену опытом:

- творческий отчет;

- внедрение опыта в работу других воспитателей.

Систематизация накопленного материала

IV. Общие методические принципы работы педагога

Театральные занятия проводятся со всеми детьми младшей и средней группы без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 6 - 10 человек. Если в группах их больше, то целесообразно делить каждую возрастную труппу на две подгруппы, но не менее 6 человек в каждой.

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий удобно пользоваться мягкими объемными модулями различной фигурации. Необходимо также наличие музыкальной аудиотехники.

Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время продолжительностью до 15 мин. в зависимости от возраста детей. Индивидуальная работа проводятся 1 раз в неделю не более 10 мин. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка _ это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития». (Л. С. Выготский), а не тактика доступности.

В основу реализации моей театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

V. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах

Особенности содержания работы по развитию театрально - игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа. Занятия организовываю так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читаю сама 2-3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Я считаю, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу игры «Наседка и цыплята», разыгрываем с ними сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, используем потешки самостоятельной игры, я раздаю детям игрушки, предметы. Дети повторяют по образцу.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения спектаклей, которые показываю я сама. Это стимулирует желания детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются так же на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослые благодарят и хвалят детей, здороваются и прощаются. В ход занятий, вечеров развлечений я включаю фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Постепенно я расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Ступени:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании передачей эмоций героя (весенние матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).  
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Весель1й дождик››).
  • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка››, «Заюшкина избушка››).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок››).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка››) и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом››).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом››).

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам››).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность моя, как педагога направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно малыши включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослыми импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем›› и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные››) роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. В работе я использую обучающие упражнения типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей мы драматизируем простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными детьми - драматизируем произведения с небольшим количеством действий,

Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я  -петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!››; настольный театр. Для самостоятельного показа используем произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем _ «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси››, «Лиса, заяц и петух». Для драматизации, как этюдный тренаж, используем отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми использую:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух- трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди››);
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд Взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было».

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистом).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать се незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

Группы общеразвивающей направленности для 3-5 лет

Активизировать, познавательный интерес.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.

Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и

превращаться).

Развивать координацию движений.

Развивать двигательные способности детей, ловкость и подвижность.

Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Воспитывать культуру поведения в театре.

Группы общеразвивающей направленности для детей 5-7 лет

Воспитывать в ребенке готовность к творчеству.

Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию.

Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.

Прививать навыки вежливого поведения.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

Учить действовать с воображаемыми предметами.

Драматизировать на темы знакомых сказок.

Учить адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное.

Развивать умение владеть своим телом.

Учить напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.

Развивать ритмические способности и координацию движений.

Учить создавать образы с помощью жеста и мимики.

Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики.

Расширять диапазон и силу звучания голоса.

Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные

состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно,

тревожно, презрительно и т.п.).

Пополнять словарный запас, образный строй речи.

Учить строить диалог между героями разных сказок.

Учить рассказывать сказку от имени разных героев.

Воспитывать зрительскую культуру.

VI. Перспективно-тематическое планирование по театрализованной детской деятельности

Группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 4 лет

Работа с детьми

Совместная деятельность

взрослого и детей

Самостоятельная

деятельность детей

Знакомство с детьми.

 

Показ кукольного театра

Игры с настольным театром «Репка» «Колобок»

Театрализованная игра «Поездка в поезде» цель: учить детей эмоционально и активно участвовать в совместных мероприятиях, учить отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу.

Общеразвивающая игра «Что ты слышишь?››. Песня «Паровоз новенький, блестящий››. Конструирование «Железная дорога».

Рассматривание альбома «Наземный транспорт».

П/И «Паровоз».

Драматизация сказки «Курочка Ряба›› цель: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию, учить точно отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу

Общеразвивающая игра «Есть или нет?››. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба››.  Аппликация «Золотое яичко».

П/И «Наседка и цыплята››.

Рассматривание иллюстраций к сказке. Игры с настольным конструктором «Собери сказку».

Драматизация сказки «Колобок» цель: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку! участвовать в рассказывании; подвести к моделированию, учить точно отвечать на вопросы, развивать творческую инициативу.

Общеразвивающая игра «Летает - не летает». Чтение сказки «Колобок». Н/И «Собери сказку»

Рисование «Колобок», «Мышкин Хвостик»

Игры с настольным театром «Колобок». Рассматривание иллюстраций к сказке.

Театрализованная деятельность «В гости к сказке» цель: учить детей создавать образы живых

существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться в пространстве группы, строить ролевой диалог. Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи. Общеразвивающая игра «Воробьи и вороны».

Рассматривание иллюстраций к народным сказкам. Ряженье в

народные костюмы.

Математическое развитие с использованием театрализованной деятельности «День - ночь» цель: учить различать части суток: день - ночь; учить внимательно слушать театрального персонажа, отвечать на вопросы; закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник; воспитывать желание быть артистом, развивать творческие способности детей.

Упражнение на развитие

мелкой моторики: «Чудесный мешочек».

Общеразвивающая игра «След в след».

Настольные игры «Шнуровка», «Собери корзинку››. Конструирование из счетных палочек.

Развитие речи с элементами театрализованной деятельности «Во саду ли, в огороде» цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение различать их по форме, цвету, отражая это в речи.

Рассматривание овощей и фруктов.

Д/И «Во саду ли, в огороде».

Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение народных сказок.

Общеразвивающая игра «Вышивание»

Прослушивание и просмотр русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Театрализованная деятельность «Цыпленок» цель: воспитывать интерес к театрализованной деятельности. Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться в предложенные образы. Поддерживать желание детей участвовать в игре-драматизации, поощрять исполнительское творчество детей. Формировать эмоциональную насыщенную речь в процессе театрализованной деятельности.

Д/И «Кто в домике живет».

Чтение К. Чуковского

«Путаница».

П/И «Наседка и цыплята».

Аппликация «Цыпленок».

Игры-имитации «Домашние животные».

Д/И «Скотный двор».

Рассматривание альбома

«Домашние птицы».

Театр на столе  «Ёж и медведь» цель: учить внимательно слушать сказку. Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие к персонажу.

Д/И «Кто живет в лесу».

Беседа: «Дикие животные».

Общеразвивающая игра

«Внимательные звери» (ухо, нос, хвост)

Рассматривание альбома «Дикие животные».

П/И «У медведя во бору››.

Группа общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет

Работа с детьми

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Театр игрушек «Про машины»

цель: вызвать радостные эмоции, желание помогать больному; закрепить детей об окружающем мире, развивать речь, способствовать становлению личности ребенка;

формировать нравственные представления – положительное отношение к проявлению доброты

Театр на магнитной доске «Светофорчик».

Беседа «На дороге».

Конструирование

«Гаражи».

Н/И «Составь фигуру».

Игры с машинками.

Настольная игра «Собери машинку».

Кукольный театр «Лесная история» цель: порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями; в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе.

Беседа «Кто живет в лесу».

П/И «У медведя во бору».

Психогимнастика «Кузнечик».

Экологическая игра «Кто в домике живет».

Рассматривание альбома «Лесные жители».

Настольная игра «Лото».

Настольньпй театр «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям»

Цель: Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения.

Общеразвивающая игра «Есть или нет?››.

Чтение сказки К. Чуковского «Айболит».

С/Р игра «На приеме у врача».

Инсценировка «Как непослушный котенок обжег себе папку».

Наблюдение за кошкой «Как кошка чистит себе шёрстку››. П/И «Кот и мыши››.

Сказка для показа с куклами и

Разыгрывание с детьми

"Крылатый, мохнатый да масляный". Цель: Совершенствовать умение

Общеразвивающая игра «Летает – не летает». Инсценировка «Оживим наши сказки»

Экологическая игра «Угадай что съел?».

Математическая игра «Найди лишнюю».

драматизировать сказку,

выразительно передавая образы

героев. Развивать социальные

навыки общения.

Пальчиковая игра «Игра - потешка››.

Конструирование «Игра в волшебников».

Сказка для показа с куклами «Про козла и трех волков»

(По мотивам народных сказок)

цель: прививать детям любовь, интерес к народным сказкам.

 в иллюстраций к русским учить понимать юмор; порадовать, повеселить детей.

Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.

Общеразвивающая игра  «Воробьи и вороны».

Инсценировка «Оживим наши сказки».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Сказка для показа с куклами

«Лесное деревце» цель: учить

внимательно смотреть показ сказки, сопереживать героям сказки.

Упражнение на развитие мелкой моторики: «Чудесный мешочек». Общеразвивающая игра

«След в след»

Настольные игры «Шнуровка», «Собери корзинку».

Театр на ковролине «Маша и медведь» цель: создать детям радостное настроение,  приобщать детей к театру, искусству.

Психогимнастика «Медвежонок боится». Чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение народных сказок. Общеразвивающая игра

«Вышивание»

Прослушивание и просмотр русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Драматизация сказки Ш. Перро

«Красная шапочка» цель: развивать у детей артистические способности,

создавать психологический

комфорт.

Психогимнастика «Вкусные конфеты».

Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Ручной труд «Цветы».

Примерка костюмов к сказке. Прослушивание грамзаписи с сказкой, просмотр мультфильма.

Настольный театр «Два жадных

медвежонка›› цель: развивать

речевую активность детей;

воспитывать любовь к художественной литературе; развивать мимику лица

Конструирование «Домик для медвежат››. Психогимнастика «Удивление». Математическая игра «Подели поровну».

Игра – инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит». Д/И «Настроение».

VII. Работа с педагогами.

Вся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной шобовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи, с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

План работы с педагогами

1 год

Сентябрь

Консультация «Как развивать и воспитывать детей в игре»

Ноябрь

Консультация «Развитие психических качеств личности в процессе театрально-игровой деятельности»

Январь

Консультация «Здравствуй, театр»

Март

Круглый стол «Театрализованная деятельность в развитии речи детей»

2 год

Октябрь

Консультация «Давайте пофантазируем››

Декабрь

Практические занятия «Скоро Новый год»

Февраль

Практикум «Как показывать кукольный театр»

Апрель

Консультация «Руководство театрализованными играми»

VIII. Работа с родителями

Одна из задач в воспитании любви к своему дому, к своей родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания социального мира творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании всесторонне развитого, общительного, внимательного ребенка.

Задачи:

  • Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада.
  • Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

План работы с родителями

На первый учебный год

Октябрь

Консультация «Давайте пофантазируем››

Декабрь

Папка-передвижка «Театр на фланелеграфе»

Февраль

Творческая встреча «Пальчиковый театр»

Апрель

Творческая встреча «Теневой театр»

На второй учебный год.

Сентябрь

Творческая встреча «Что такое театр»

Ноябрь

Творческая встреча «Пальчиковый театр»

Январь

Совместная театрализация «Веселье и труд вместе живут»

Март

Консультативный час «Давайте пофантазируем»

Май

Театрализованный праздник «В гостях у Мойдодыра»

IX. Оценка результативности проекта. Критерии и оценка результатов проекта

Критерии

Показатели

Методы изучения

Знания детей

Повышение уровня знаний детей, рост познавательной активности.        

- Творческие, тетрализованные игры.

Творческая активность

Участие в творческих конкурсах, в музыкальных развлечениях.

- Наблюдение

Профессиональный интерес педагогов

Востребованность мероприятий по обмену опытом.

- Беседа

- Индивидуальное консультирование

Активность родителей

Численность родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада.

- Наблюдение

- Анализ

X. Литература

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду – М., 2003.

2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.- № 4.

3. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации ~ основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.

4. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание,

2005.-1994.

5. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание.

- 1999. - № 11.

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-

метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

7. Сорокина НтФ. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.:

АРКТИ, 2004.

8. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.: МИОО, 1995.

9. Фольклор-музьгка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов

дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое

пособие/ Под ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

и младших школьников- М.: Владос, 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для педагогов

        

Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника.

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, датъ детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67 - 69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли›› часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (ТНДороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф.Сорокина и Л.Г.Миланович, Э.Г.Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И.Буренина), предложена методика работы (Т.Н.Доронова, Э.Г.Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В.Куцакова и С.И.Мерзлякова, М.Д.Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. К сожалению, педагоги используют её в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократными повторением текста детьми. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.

Сегодня Дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению «школьного» типа, а игра - ведущая деятельность детей до семи лет, которая и должна преимущественно использоваться педагогами.

Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актёра, его костюм и изобразительное пространство сцены (свет, цвет, музыка и пр.).

Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Деловая игра - КВН для педагогов.

Представление команды (Название, девиз)

Вопросу 1 команде

Вопросы 2 команде

  1. Продолжите предложение

Под театрализованной деятельностью

детей я понимаю...

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются... (использовать худ.слово, вызывать эмоциональный отклик, воспитывать у детей интерес к театральной деятельности,

оснащение театрализованных игр, серьезный подбор литературных произведений)

2. Назовите типы знаний по театрализованной деятельности.

2. Назовите формы организации театральной деятельности с дошкольниками.

3. Назовите имена практиков, работающих над театрализованной деятельностью дошкольников.

(М.Д. Маханева, В.Г. Петрова, Б.М. Теплов, М.А. Васильева, Л.В. Артемова, Л.В. Ворошина, Д.В. Менджерицкая, Е.Л. Трусова, Е.Мигунова, Э.Г.Чурилова, Е.В. Мигунова, Е.А.Антипина, С.А.Козлова , Н.Ф. Сорокина, В.А. Деркунская, Т.И. Петрова)

4. Назовите основные параметры диагностики по театрализованной деятельности:

в старшем возрасте (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные средства, пантомимические навыки, проявлять творческую инициативу, импровизировать)

в средней группе (умеет разыгрывать несложные сюжеты, использует выразительные умеют пантомимические средства)

5.Каковы характерные особенности театрализованных представлений? (Литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

5. Каким образом театрализованная деятельность связана с изобразительной? (изготовление афиш, изготовление костюмов и декораций, рисование пригласительных билетов, изготовление театров (картинки на руке, на фланелеграф, рисование после просмотренных спектаклей, использование игрушек народных промыслов в спектакле)

6. На какие две основные труппы можно разделить театрализованные игры в зависимости

от средств изображения? Дайте их краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

Режиссерские игры:

1. настольный театр картинок и игрушек;

2. теневой театр;

3. театр на фланелеграфе;

4. стенд-книжка. В режиссёрских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или

плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации

1. игры-драматизации с пальчиками;

2. с куклами би-ба-бо;

3. импровизации;

4. с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов). Собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности-интонацию, мимику, пантомиму.

7. Решение педагогических ситуаций

1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

? Объясните поведение малышей.

2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».

Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестры. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

? Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

? Следует ли водить малышей в театр?

3. Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра Катя. Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать. «В кукольном театре, _ сказала мама, _ прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, всё ли хорошо получается. Вот так и мы сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать. Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельное участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье. Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

? Объясните резкие перемены в поведении Миши.

 В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

? Дайте анализ приемов руководства этой игрой.

4. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

? Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

5. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

? Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

6. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поста вить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».

? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?

8. Индивидуальные выступления

- Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.

- С помощью пантомимы изобразить пословицу «Мели, Емеля, твоя неделя››;

- Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.

- Представить себя манекенщицей. Показать ее походку.

Домашнее задание. Инсценирование стихотворения. (Представляется по одному стихотворению от каждой команды).

9. Составление кроссвордов

  1. Место для представлений, зрелищ.  
  2. Кто пишет пьесы для представления?
  3. Кто руководит постановкой спектакля?
  4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
  5. Человек, управляющий оркестром.
  6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
  1. Место для представлений, зрелищ.
  2. Главный руководитель, постановщик спектакля.
  3. Предварительное исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
  4. Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
  5. Исполнитель ролей в театральных представлениях.
  6. Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену спектакля.
  7. Перерыв между действиями спектакля.
  8. Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.
  9. Что лучше всего подарить артисту, который понравился?

Ответы. 1. Театр. 2. Драматург. 3.

Режиссер. 4. Оркестр. 5. Дирижер.

6.Композитор.

Ответы: 1.Театр. 2.Режиссер. 3.Репетиция.

4.Яма. 5.Актер. 6.Рампа. 7. Антракт. 8.Танец.

9.Цветы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация в жизни дошкольников. Театр своими руками.

Театр это что то светлое в жизни человека. После его посещения поднимается настроение, хочется творить. Творите вместе с детьми, творите своими руками, это здорово.Нам было дано задание, на конкурс, п...

Театрализация в жизни младшего дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ I.     Паспорт проекта II.     Пояснительная записка III.     Этапы реализации проекта  IV....

Развлечение с элементами театрализации для младших дошкольников «Сказка в гости к нам пришла»

Развлечение составлено по русской народной  сказке "Рукавичка". Для  создания  непринуждённой, радостной  атмосферы педагог находится в образе бабушки,  которая побу...

"Колобок" - НОД с элементами театрализации для старших дошкольников

quot;Колобок" - НОД с элементами театрализации для старших дошкольников...

Проект "Театрализация в жизни детей с задержкой психического развития от 5 до 7 лет"

laquo;Театральная игра» - направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения. Эстетического чувства, умения общаться со све...

Театрализация в жизни детей с нарушением зрения

Общение для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет огромную роль, так как оно во многом определяет их успешную социализацию. Дошкольный возраст является самым сензитивным периодом для разв...