Технологическая карта занятия музыкального руководителя «Выражение характера музыки через движение»
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Тема: Занятие по музыкальной деятельности с детьми подготовительной группы:
«Выражение характера музыки через движение».

Цель: развивать творческие способности детей, умение импровизировать и передавать характер музыки через движение.

Образовательные задачи:

  • познакомить с термином «балет» и именами великой русской балерины
    Майи Плисецкой и французского композитора Камиля Сен-Санса;
  • расширить словарный запас;
  • учить находить слова, описывающие характер музыки.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия
музыкального руководителя Колосовой Евгении Владимировны

Тема: Занятие по музыкальной деятельности с детьми подготовительной группы:
«Выражение характера музыки через движение».

Цель: развивать творческие способности детей, умение импровизировать и передавать характер музыки через движение.

Образовательные задачи:

  • познакомить с термином «балет» и именами великой русской балерины
    Майи Плисецкой и французского композитора Камиля Сен-Санса;
  • расширить словарный запас;
  • учить находить слова, описывающие характер музыки.

Развивающие задачи:

  • развивать голосовой аппарат и слух (вокальная гимнастика);
  • развивать образное мышление;
  • развивать чувство эстетического восприятия;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению выражать свои ощущения;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать формированию умения импровизировать в соответствии с характером музыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитание сочувствия, развитие способности к сопереживанию;
  • воспитание культуры движений;
  • воспитание самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, умения выполнять правила игры.

Основное содержание учебного материала в контексте заявленной проблемы: Движение под музыку является одной из важнейших составляющих музыкального воспитания дошкольников. Оно способствует развитию чувства ритма, способности улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности. Когда ребенок свободно двигается под музыку, восприятие музыки  углубляется, и на этой основе формируются навыки выразительного движения. Предложенные на занятии игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Перед детьми ставится одна общая задача – добиться слитности характера движения и музыки, отразить через импровизируемое движение ее настроение, ведь именно свободное движение дает ребенку  возможность пропустить через себя, прочувствовать и воспринять на физиологическом уровне ее характер. При работе с музыкальным материалом очень важно внимательно относиться к музыке, не допускать разговоров во время ее звучания и шумно исполнять движения.

Оборудование, используемый методический инструментарий: экран с проектором, компьютер, колонки, музыкальные инструменты (маракасы, бубенцы, металлофон).

Формы организации учебной деятельности обучающихся: групповая.

Используемые здоровьесберегающие технологии:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • четкая организация учебного труда: строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический);
  • включение в занятие технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке воспитанников;  
  • индивидуальный подход  с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности;
  • благоприятный психологический климат.

Ход занятия

  1. Организационный момент начала занятия: музыкальное приветствие.
  2. Вокальная гимнастика «Прогулка в лес».
            Печальное настроение медведя приводит нас к пруду, где мы видим прекрасного Лебедя.
  3. Смотрим  балетный номер «Умирающий лебедь»

Ребята, мы с вами сейчас посмотрели балетный номер.

Лебедь – это великая русская балерина Майя Плисецкая,

а музыку написал французский композитор Камиль Сен-Санс.

А вы уже встречали слово – балет? Что это такое?
Это такой спектакль, представление - где нет слов,
а история передается через музыку и движение, через танец.
И все чувства передаются тоже только через движение тела, выражение лица.

А что вы почувствовали, когда смотрели на этого лебедя?

Какие слова можно подобрать, чтобы выразить настроение,
состояние которое нам передает музыка и танец?

- задумчиво

- печально

- жалостно

-  красиво

-  грустно

-  выразительно

- элегантно

- медленно

- нежно

- выразительно

- певуче

- плавно

  1. Дети двигаются импровизированно под музыку.
    А теперь я предлагаю каждому из вас превратиться в лебедя. Давайте попробуем под эту музыку двигаться и танцевать так, чтобы мы передали  настроение этой музыки. Только у нас будет действовать правило, как в балете -  только движение и музыка, без слов!

Очень красивые получились лебеди, очень выразительные!

  1.     А какое настроение противоположно печали, задумчивости, грусти?

Конечно же, радость, веселье! Давайте мы с вами сейчас попробуем создать радостное настроение. Нам с вами в этом поможет музыка!! Вы же любите играть?

Дети играют на музыкальных инструментах в парах «Маракасы и бубенчики».

А какое настроение у вас сейчас?
Какие можно подобрать слова, чтобы описать это настроение и характер музыки?

-задорная
-живая

-веселая
- подвижная

-шутливая
- радостная

- озорная

  1. Итоги. Игра «Замри».

Ну что ж, мы с вами сегодня ощутили на себе два
разных, противоположных  состояния, настроения:

Печальное, грустное, плавное, медленное, задумчивое.

Задорное, веселое, шутливое, подвижное.


И в завершение я предлагаю вам сыграть в игру «Замри». Ваша задача будет состоять в следующем:  без слов (как в балете), только с помощью движения передать настроение музыки, которую вы слышите, а когда музыка перестает звучать – вы замираете в красивой позе.

Литература:

  1. Нормативно-правовая:
  • Основная образовательная программа дошкольного образования государственного

бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20

комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (ФГОС ДО), Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года;

  • Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования

Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249

«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным

программам дошкольного образования»;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  1. Методическая литература для педагога:
  • Теория и методика музыкального образования. Безбородова Л.А.
  • Ритм. Э.Жак-Далькроз
  • Ритмика: Учебное пособие .Лифиц И.В.
  • О психологии музыкального восприятия Назайкинский Е.
  1. Интернет ресурсы:
  • ТЕОРИЯ МУЗЫКИ • ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ   https://vk.com/teoria_musiki
  • Музыкально-ритмические движения    https://educ.wikireading.ru/14016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе. Тема : «Что может наш голос».

Развитие певческих умений и навыков :  эмоциональное восприятие, звукообразование, дикция, артикуляция, дыхание, расширение диапазона, чистота интонации на музыкальных занятиях  в стар...

Технологическая карта занятия на улице на тему "Правила дорожного движения"

Технологическая картанепосредственно образовательнойдеятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Раздел «Ознакомление с окружающим миром»в младшей группеЦел...

Технологическая карта занятия по музыке

В помощь молодым педагогам....

Технологическая карта по музыкальной деятельности на тему: «Игра в музыке».

Возрастная группа: старшая группа.Тема: «Игра в музыке»Цель: Развитие эмоциональной сферы в процессе овладения музыкально – ритмическими движениями.Задачи:  Развивать умени...

Технологическая карта занятия "Сказка в музыке"

Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.Задачи:1) Образовательные.1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей.2. Вызвать эмоционально &nda...

Технологическая карта занятия по формированию навыков безопасного поведения вблизи дорог через коммуникативно-игровую деятельность "Дорожные помощники"

Технологическая карта образовательного мероприятия "Дорожные помощники" для детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера

Технологическая карта занятия по составлению рассказов описательного характера Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Тема занятия: составление рассказа о морских обит...