Программа музыкальной психокоррекции для детей с особенностями в развитии " До-ми-соль-ка"
методическая разработка по музыке

Искакова Мохоббат Амангельдыевна

Социально-коммуникативная адаптация детей с особенностями в развитии посредством музыкотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domisolka.docx20.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  музыкальной психокоррекции детей  с ограниченными возможностями здоровья« До-ми-соль-ка»

Направленность данной программы: Программа групповой и индивидуальной музыкальной психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья « До-ми-соль-ка» направлена на социальную адаптацию детей – инвалидов, имеющих в анамнезе расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, умственную отсталость, ДЦП, органические поражения центральной нервной системы, соматические заболевания, нарушения зрения и др.  Занятия проводятся в группах, не однородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта.

НОВИЗНА данной Программы заключена в использовании музыкальных инструментов и нейропсихологических упражнений для развития внутреннего мира каждого ребёнка и коррекции его эмоционально-личностных расстройств индивидуально и в мини-группе, в том числе совместно с родителями.

Цель программы : социально-коммуникативная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыкотерапии.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность детей.

2.Формировать произвольную регуляцию поведения.

3.Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности.

4.Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

5.Формировать представления об окружающем мире.

Методы и формы работы по программе :

 1. Методы организации музыкальной деятельности и формирования музыкального опыта поведения: приучение к слушанию, восприятию и дифференцированию  музыкальных инструментов;

2. Наглядные методы: наблюдение за поведением и реакцией детей, демонстрация музыкальных инструментов;

3. Словесные методы: беседа, рассказ и разъяснение;

4. Практические методы: упражнения, динамические паузы, голосовые, ритмические и подвижные игры;

5. Игровые методы: обыгрывание-импровизация  песни-потешки, создание мелодии;

6. Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие); создание для ребёнка ситуации успеха, соревновательные методы.

Возраст: дети с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 8 лет.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Срок освоения: 1 месяц.

Количество 8занятий

Форма занятий: индивидуально и  группами до  10 человек.

Ожидаемый результат освоения программы:

1. Повышение уровня развития психических процессов;

2. Проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка;

3. Умение произвольно регулировать поведение;

4. Достижение  эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5. Развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6. Формирование представления об окружающем мире;

7. Усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

 

Конспект занятия.

 План:  1. Приветствие;

2.Знакомство;

3. Ритмическая разминка;

4. Нейропсихологические упражнения для межполушарных связей;

5. Пальчиковая игра « Курочка по зернышку»

6. Игра на музыкальных инструментах;

8. Прощание;

 

Ход занятия:

Знакомство. Перед ребенком раскладываются музыкальные инструменты перкусия. Поочередно рассказываем о каждом из них, как он звучит и с чем ассоциируется этот музыкальный инструмент. Ребенку предлагается выбрать музыкальный инструмент под его настроение в данный момент.

Ритмическая разминка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть

 Далее выполняем нейропсихологические упражнения:

Ладонь, кулак, ребро. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

 Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Включается песня « Курочка по зернышку» . Прослушивание ,запоминание и повторение.

Купим мы, бабушка,
тебе Курочку, (хлопаем в ладоши;)
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах! (указательный палец стучит по ладони второй руки, как клювик по мисочке;)
Купим мы, бабушка,
тебе Уточку.
Уточка кря-кря, кря-кря. (ладошка наклоняется вправо-влево, как уточка;)
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка,
тебе Гусочку. (обе ладошки открывают и закрывают клювики;)
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мЫ, бабушка,
тебе Индюшонка.
Индюшонок фалды-балды, (ладонью около шеи изображаем бородку;)
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка, тебе Поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки, (кулак приставлен к носу, как пятачок;)
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка,
тебе Коровенку. (изображаем рожки у коровы;)
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах!
Купим мы, бабушка, тебе Кисоньку. (тыльной стороной ладони умываем рот и щеки;)
Кисонька мяу-мяу,
Коровенка муки-муки,
Поросенок хрюки-хрюки,
Индюшонок фалды-балды,
Гусочка га-га, га-га,
Уточка кря-кря, кря-кря,
Курочка по зернышку
кудах-тах-тах!

 Ребенок садится за стол и перед ним раскладываются карточки с эмоциями, на обратной стороне карточек изображен определенный цвет. Ребенок выбирает любимый цвет и перевернув карточку он показывает эмоцию, которая соотносится с этим цветом.

Выполняем нейропсихологические упражнения:

 Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 Нарастающий дождик.

По ладони левой руки отстукивать поочередно пальцами. Сначала ритмично отстукиваем мезинцем, добавляем безымянный и т.д. Педагог говорит: « Кап-кап-кап…дождик нарастает, начался ливень». Хлопаем в ладоши. И обратно отстукиваем, убираем поочередно пальцы, педагог говорит: « Дождик затихает… дождик перестал»

В конце занятия садится за стол с музыкальными инструментами и озвучивает то, что он запомнил. Ребенку также предлагается выбрать музыкальный инструмент под его настроение в конце занятия.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для детей с особенностями речевого развития

в данной программе представлен опыт работы по составлению рабочей программы логопеда. выделены предпосылки создания программы, определена цель программы, средства реализации, разделы. каждый раждел ра...

ПРОГРАММА по формированию цветового представления у детей с "особенностями" в развитии.

Программа предусматривает развитие цветового восприятия и формирование цветового представления о всех основных хроматических и ахроматических  цветах, подробно описаны дидактические игры и послед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Выступление "Особенности развития памяти детей с особенностями психического развития"

Выступление "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития"...

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для детей с задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками РАС на 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа учителя-дефектолога для ребенкас задержкой психического развития, с учетом психофизических особенностей ребенка с признаками расстройства аутистического спектра...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-7 лет

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ЗПР с учетом психофизических особенностей ребенка с расстройством аутистического спектра 3-...