Статья "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с ТНР"
статья по музыке

Статья "Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.vospitanie_doshkolnikov_s_tnr.doc234.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

 Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического  и нравственного воспитания, обладая большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Приобщаясь  к культурному музыкальному наследию, ребенок  познает эталоны красоты,  присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает  ребенка и  умственно: помимо  разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа  о  ней  включает характеристику  эмоционально-образного  содержания, следовательно словарь детей  обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Музыкальное воспитание осуществляется в деятельности, которая способствует развитию всех психических процессов: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения речью, для  которой  необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок  должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроениям.  

 В музыкальном воспитании детей с ТНР выделяются следующие  виды  музыкальной деятельности: восприятие (слушание), исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они  имеют  свои  разновидности. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и  игре на  музыкальных инструментах.  Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.

Музыкальное воспитание детей с ТНР находится в тесной связи с общими образовательными и коррекционными задачами, которые  реализовываются с помощью специальных приемов и методов обучения и воспитания. Дети с ТНР отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально-волевого развития, не владеют в большинстве случаев положенными по возрасту двигательными навыками, имеют ряд личностных особенностей, обусловленных речевым дефектом. Для детей с ТНР в процессе музыкальных занятий необходимо решить задачи:

Развивающие:

- развивать музыкальное восприятие: учить различать звуки по качеству звучания: высоте (высоко-низко), длительности (долгий-короткий), силе (громко-тихо), темпу (быстро-медленно). Передавать плавными движениями рук, хлопками, имитацией движений животных, отражать воспринятое в пропевании и проговаривании;

- развивать слуховое внимание и сосредоточение: определять источник звука (где погремушка, дудочка и т.д.), направление звука (куда идет Паша с дудочкой?) без использования зрения;

- развивать чувство ритма (передавать метрическую пульсацию в размере 2/4), передавать ритм в движении вместе и по подражанию взрослому;

Образовательные

- учить прислушиваться к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета, узнавать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

- учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;

- учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);

- учить ходить по залу не задевая друг друга, собираться вместе по музыкальному сигналу;

- познакомить с простейшими наглядными моделями (на долгий звук подбирать изображение длинной ленты и наоборот; пропевая долгий звук по предъявленной карточке, выполнять плавное движение руками; делать короткие резкие движения руками, сравнивая их  с отрывистыми звуками, взникающими при отбивании мяча, и т.д.);

- учить ориентироваться в пространстве зала, ходить не задевая друг друга, расходиться и собираться вместе (к игрушке, обручу) по музыкальному сигналу;

- учить вслушиваться в музыкальное звучание, реагировать на его изменения в двухчастной пьесе сменой движений;

- формировать первоначальные музыкальные представления, учить узнавать знакомые мелодии;

- создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (зайчик веселый, грустный, сердитый и т.д.);

- учить различать колыбельную и энергичную плясовую музыку, передавать характер музыки в движении;

- учить пользоваться простейшими наглядными моделями (зрительные,  двигательные модели) в музыкально-дидактических играх;

Коррекционные

- коррекции просодики, артикуляции, речевого дыхания, темпа и ритма речи, голоса;

- развития моторики, пластичности, гибкости, ритмичности;

- коррекции всех психических процессов и эмоционально-волевых качеств, процессов самоконтроля и саморегуляции.

Воспитательные

- воспитывать у детей интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;

- поддерживать активность детей, стимулировать увлеченность и заинтересованность на занятиях.

Музыкальное развитие дошкольников с ТНР, так же как и их нормально развивающихся сверстников, происходит в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности. Однако этот процесс имеет особенности, которые определяют  содержание и методику музыкального воспитания детей с речевыми расстройствами, где каждый вид музыкальной деятельности имеет определенные особенности.

 Восприятие музыки — сложный процесс, в котором сочетаются  сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

 Чувственный музыкальный опыт опосредуется с помощью словесного обозначения, что имеет большое значение для детей с речевыми нарушениями. Наименование свойств звука, как и наименование цвета, формы, величины предметов, играет важную роль в развитии восприятия и формирования представлений. Мир звуков, открывающийся перед ребенком, имеет для него такое же значение, как окружающий его предметный видимый и осязаемый мир.

        Музыкальные образы стимулируют воображение, ассоциативные представления, идейную и эмоциональную оценки услышанного, подталкивают ребенка к анализу вспринимаемого материала, что в свою очередь требуют напряженной психической деятельности, мыслительной работы, способствуя развитию ребенка.

Процесс формирования активного слушания музыки у дошкольников с ОНР предполагает решение следующих задач:

  • формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными детям художественными образцами современной, классической и народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;
  • формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);
  • развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

Если традиционно слушание – этот пассивный процесс восприятия, то принципиальным для коррекции является его максимальная активизация, которая заключается; в  применении метода пластического моделирования, то есть изображения и проигрывания через пластические этюды все пьесы и музыкальные образы. Это один из методов превращения (преобразования) эмоционального содержания музыкального произведения в «психохудожественную» визуальную модель субъективного переживания; для воспитания эмпатии и развития креативности использование  цветового моделирования, который дает возможность визуализировать свое эмоциональное состояние в цвете при прослушивании музыкального произведения; метод  графическое моделирования, то есть различные виды рисования в момент слушания позволяет фиксировать динамические характеристики эмоционального переживания.

Содержанием активного коррекционного слушания в процессе всего курса обучения  должны стать:

Организация музыкальной предметно-развивающей среды

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Требования к проектированию музыкальной среды:

  • Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.
  • Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).
  • Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.
  • Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.        

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый  действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

 Критерии качества музыкальной  среды:

1. Качество содержания

Содержание, разработанное с учетом деятельностно-возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя с знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Содержание музыкальной среды следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие. Певческая деятельность — это сложный процесс звукообразования, в котором наиболее важной считается вокально-слуховая координация, т. е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Исследования природы детского пения подчеркивают особое значение развития слуха для правильной вокальной интонации. Причинами несовершенного пения детей являются нарушения слухового и голосового аппаратов, отсутствие связи между ними. Различные отклонения в строении голосового аппарата, слуха, речи, мышечного тонуса, несовершенство вокально-слуховой координации у детей, безусловно, оказывают влияние на качество пения. Чтобы добиться устойчивых правильных певческих навыков необходимо  научить  детей в первую очередь различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса, то есть сформировать у него эталон правильного голосоведения и интонирования. Кроме того, слуховое восприятие, дополненное тактильно-вибрационными и кинестетическими ощущениями поможет дошкольникам выработать навыки самоконтроля над голосом.

В массовом детском саду, как правило, в соответствии с линейным  типом обучения развитие музыкальных способностей идет от младшей группы до подготовительной, постепенно от простого к сложному, где весь музыкальный материал подобран в соответствии с возрастными возможностями детей. В логопедическом детском саду, где основным является концентрический  тип обучения планирование и отбор содержания музыкального материала в первую очередь строится по онтогенетическому принципу. Это значит, что в соответствии с законами онтогенеза восприятие-воспроизведение эмоций осваивается  с знакомства с эмоцией радости, затем грусти, тревоги-страха и только в самую последнюю очередь происходит  знакомство с  эмоцией спокойствия; знакомство с ритмом осваивается с понятия темп, затем метр и самым последним вводится понятие ритмический рисунок; музыкальный слух формируется сначала динамический, затем тембровый и самым последним мелодический звуковысотный. Все понятия вводятся поэтапно, а не параллельно, что также является спецификой обучения в коррекционном дошкольном учреждении.

Коррекционными приемами  обучения пения детей с ОНР являются:

  • Максимальная активизации процесса слухового восприятия и контроля за счет опоры на двигательную и зрительную анализаторные системы;
  • Работа над просодикой в единстве с разнообразными движениями рук:

 - дирижерский жест  - движение рук, в соответствии темпом и способом звукоизвлечения;

 - звуковысотный жест – движение кистей рук в соответствии с высотой звука;

 -  Эмоциональный жест – движение рук соответствующее эмоциональному настроению и динамике пения.

 - в пении дети с ОНР выполняют минимальную вокальную и речевую задачу: дети только «допевают» отдельные слоги и подпевают взрослому;

 - При разучивании песни необходимо начинать с проговаривания текста с одновременным «простукиванием», «протопыванием», «щелканием» и другими звучащими  жестами  ритмического рисунка текста, что способствует подготовке ребенка к восприятию звукослоговой структуры слова;

 - все песни  необходимо «оркестровать», то есть исполнять их на различных доступных детям инструментах. Прием пения и музицирования активизирует слуховое внимание и способствует воспитанию у ребенка чувства ансамбля и включения в единую коллективную деятельность.

Сопровождение пения  движением активизируют осознание детьми  характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого),  средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов  и  падений  мелодии,  темпа,  ритмического  рисунка  и  т.д.).  

        Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один  из  видов  музыкальной деятельности,  в  котором  содержание  музыки,  ее  характер  передаются   в движениях. Основой  ритмики  является  музыка,  а  разнообразные  импровизационные, ритмическине и танцевальные упражнения,  хореографические композиции,  сюжетно-образные  движения  используются  как  средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку включает две группы навыков :

  • музыкально-ритмические   - умение передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения;
  • навыки выразительных танцевальных движений, которые дети осваивают  посредством игр, плясок и психогимнастических упражнений.

Для коррекции  детей с ОНР в процессе освоения музыкально-ритмических движений необходимо сформировать:

- рефлексивное понимание собственных кинестетических ощущений;

 - научить детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активностью (управление тонусом и темпом движений )

 - все виды координаций на уровне построения движений (статическую, динамическую, зрительно-моторную, символическую)

 - навык выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом;

- навык выполнения движений в соответствии с ритмом и темпом  любого (вербального, невербального) слухового стимулятора;

 -  навык свободного владения собственным телом на уровне эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.

Музицирование – раскрывает широкие  возможности  для развития мелкой моторки и музыкальности с помощью игры на музыкальных интрументах. Обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, координацию движений, слуховой контроль и слуховое внимание. Для оптимальной организации любых движений в том числе и речевых, необходимо развитое чувство ритма, поэтому его воспитание является серьезным и ответственным разделом коррекционной работы. Для выполнения этой задачи используются разнообразные ударные инструменты.

 [В.Л.Страковская, 1987].

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучивать ее частями, например выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем - вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением: запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне - припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или все музыкальное произведение, исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах).

Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и неинтересно детям.

В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.)

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений0 позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта6 слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает ее в исполнении музыкального руководителя, который сначала поет ее, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления.

Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты. Молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, применяются названные приемы: выкладывание звуков-кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры.

Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

По мере того как дети научатся играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами.

Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему - в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1 соответствует звуку до1 и т. д. На цитре играют медиатором - пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами - большим, указательным и средним, делая движение кистью руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребенок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь». На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1 - соль2, слева - четыре аккорда.

Прежде чем обучать игре на аккордеоне, следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент. Ребенок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой - на середину левого. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость. Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребенок сможет играть и стоя.

В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура). Играть двумя руками дошкольникам трудно.

Если ребенку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры: большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как и на металлофоне, цитре. Цифры наносят на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

Когда дети научатся играть на аккордеоне, более способных можно учить игре на духовом инструменте.

Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия-26». У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы - до3. Инструмент держат левой рукой, четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной стороны снизу. Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает то же положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно пользоваться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся с клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый во время игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном: нажимают кнопку на обратной стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

Освоение нового инструмента рекомендуется начинать с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках), которые дети подбирают по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения.

Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на п е р в о м - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на в т о р о м - подбирают попевки, на т р е т ь е м - исполняют их по своему желанию.

Методика коррекции при музицировании

        Основой для освоения игры на музыкальных ударных инструментах служат  ритмико-мелодические упражнения, которые представляют собой выстукивание ритмов как в речи, так и в простейших мелодиях.

        Ритмический рисунок дети передают “звучащими жестами” (хлопками, шагами, шлепками, притопами и т.д.)  В дальнейшем движения усложняются - появляются  движения пальцев, согласно ритмическому рисунку мелодии; движения на координацию, согласно метру;  имитационные движения при помощи которых драматизируется песня. Все движения носят творческий импровизационный характер, музыкальным материалом для них  служат народные потешки, хороводы и различные игры. Музыкальные инструменты, используемые  на занятиях также являются предметом творческой реализации детской фантазии. Это различные палочки, колокольчики, барабанчики и бубны, сделанные руками детей, а также всевозможные сосуды, заполненные мелкими предметами, которые дают различные по окраске звуки. дальнейшем помогает  освоить не только нотную “игрушечную” запись, но  и научить детей читать буквы и слова.  Составляется партитура, где голос каждого инструмента обозначен, а затем исполняется та или иная песня.  Для детей с ОНР,  которые не могут дифференцировать и выделять отдельные голоса из хора других голосов, особенно важно уметь довести свою партию до конца, не ошибиться и не перейти на голос соседа. Партии всех инструментов записываются детьми особыми знаками, что в        Игра в ансамбле развивает такие важные личностные качества детей как коллективизм, согласованность действий, умение подчинить свои желания общему делу, самоконтроль и саморегуляцию.  Полезно предоставлять всем детям по очереди возможность выполнять различные роли в оркестре: дирижера, рядового исполнителя, солиста. Этот прием позволяет научить “звезд” подчиняться, а “застенчивых” проявлять самостоятельность и раскрываться.

На первой ступени

Педагогический замысел музыкального воспитания:

- воспитывать у детей интерес к музыкальным занятиям, желание участвовать в музыкальных играх;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;

- развивать музыкальное восприятие: учить различать звуки по качеству звучания: высоте (высоко-низко), длительности (долгий-короткий), силе (громко-тихо), темпу (быстро-медленно). Передавать плавными движениями рук, хлопками, имитацией движений животных, отражать воспринятое в пропевании и проговаривании;

- учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);

- учить ходить по залу не задевая друг друга, собираться вместе по музыкальному сигналу;

- познакомить с простейшими наглядными моделями (на долгий звук подбирать изображение длинной ленты и наоборот; пропевая долгий звук по предъявленной карточке, выполнять плавное движение руками; делать короткие резкие движения руками, сравнивая их  с отрывистыми звуками, взникающими при отбивании мяча, и т.д.);

- развивать слуховое внимание и сосредоточение: определять источник звука (где погремушка, дудочка и т.д.), направление звука (куда идет Паша с дудочкой?) без использования зрения;

- учить прислушиваться к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета, узнавать голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

- учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;

- учить ориентироваться в пространстве зала, ходить не задевая друг друга, расходиться и собираться вместе (к игрушке, обручу) по музыкальному сигналу;

- учить вслушиваться в музыкальное звучание, реагировать на его изменения в двухчастной пьесе сменой движений;

- формировать первоначальные музыкальные представления, учить узнавать знакомые мелодии;

- создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (зайчик веселый, грустный, сердитый и т.д.);

- учить различать колыбельную и энергичную плясовую музыку, передавать характер музыки в движении;

- развивать чувство ритма (передавать метрическую пульсацию в размере 2/4), передавать ритм в движении вместе и по подражанию взрослому;

- учить пользоваться простейшими наглядными моделями (зрительные,  двигательные модели) в музыкально-дидактических играх;

- поддерживать активность детей, стимулировать увлеченность и заинтересованность на занятиях.

Содержание музыкального воспитания на первой ступени во всех видах деятельности:

Восприятие

  • Игры на слуховое восприятие, которые способствуют активизации слухового внимания;
  • Слушание изолированных шумов (живой природы, бытовых, голосов животных), дифференциация шумов, запоминание слуховых цепочек, а впоследствии  речевых звуков, дифференциация их и пр.

Пение

  • На первой ступени  - приобщение к пению, которое достигается пропеванием взрослым простейших попевок с различной интонационной, динамической окрашенностью (громче, тише) в сочетании с мимикой и пантомимикой (обыгрывая в движении текст песенки). Играя с ребенком под свое пение, взрослый вызывает подражание.

Музыкально-ритмические движения

 - простейшие имитационные движений, которые соответствую тексту песни или соответствуют действиям с игрушкой («Ножками потопали», «Платочки»)

  • движения  в соответствии с характером музыки в пространстве: ходить в разных направлениях, друг за другом, врассыпную; осваивать хороводный шаг, перестраиваться из шеренги в круг, в колонну.
  • Простейшие ритмические упражнения с помощью разнообразных звучащих жестов (топать ногой, хлопать в ладоши и пр.)
  •  Создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания, имитировать движения животных;
  • Простейшие танцевальные движения (приседания в ритм, выставление ноги на пятку, кружение и пр.)

Музицирование

 - Знакомить с музыкальными инструментами и  некоторыми приёмами игры на колокольчике, бубне, погремушке, ложках.

- Знакомить с фортепиано, металлофоном, гармошкой, дудочкой.

 - учить слушать вступление, начинать и заканчивать  музицирование по знаку дирижера;

- учить выбирать инструмент в соответствии с образом песенки и с его помощью озвучивать песню (капают капли, сильный дождь и пр.)

  • Определять по тембру звучание музыкальных инструментов, развивать музыкальную память.

Музыкально-ритмические игры 

«Петушок ходит, клюет, машет крыльями», «Петушок веселится» «Птичка летает» «Кошка умывается, гуляет, царапается» «Кошка удаляется» «Мышки» «Мишки ходят» «Мишки бегают» «Мишки и мышки» «Ветерок-ветер» «Снежинки танцуют» «Зайка скачет, чешет ушко» (умывается), а также хороводные игры, основанные на потешках, пестушках и закличках.

Игра на  музыкальных инструментах

Игра на различных музыкальных инструментах при активной музыкальной импровизации взрослого: дети музицируют на пианино, барабане, металлофоне, дудочке, триоле, треугольнике, маракасе, а также на самодельных музыкальных инструментах – ложках, горшках, трещотках, погремушках, закрытых баночках с различным сыпучим материалом (крупой, песком и др.), колокольчиках и т.п.

Подыгрывание на музыкальных инструментах мелодии, исполняемой музыкальным руководителем.

Игры детей на музыкальных инструментах с подыгрыванием музыкальным руководителем (музыкальная импровизация).

Музыкальный репертуар

А. Александров «Осень», "К нам гости пришли";

муз. А.Александрова, сл. Н.Френкель  "Кошка";

Л. Бекман «Елочка»;

сл. и муз. М.Быстровой «Дождик»;

сл. и муз. Н.Вересокиной "Шел веселый Дед Мороз";

муз. В.Витлина, сл. Н.Найденовой  "Серенькая кошечка";

муз. В.Витлина, перевод слов Н.Найденовой "Мишка с Куклой пляшут полечку";

сл. и муз. Г.Вихаревой «Снежинки», «Дед Мороз», «Елочка большая», «Метелица»;

сл. и муз. Е.Гомоновой «Веселые жучки», «Пляска с цветами к празднику 8 Марта», «Танец капелек»;

сл. и муз. Н.Гранина  "Пляска с куклами";

сл. А.Барто, муз. В.Горянина "Что ты хочешь, кошечка" "Мячик", "Бычок", "Мишка", "Слон";

сл. и муз. Л.Гусевой «Пальчик мой», «Гриб-грибочек», «Цап-царапки», «Мышки», «Звонкие капельки»;

сл. З. Александровой, муз. В.Иванникова "Кто как кричит?";

сл. Е.Каргановой, муз. М.Иорданского "Ладушки-ладошки";

сл. и муз. М.Качурбиной, обр. Н.Найденовой "Мишка с куклой пляшут полечку";

слова народные муз. В.Калинникова "Киска";

Е.Каменоградский «Медведь»;

И. Кишко "Марш";

муз. И.Кишко, сл. Н.Кукловской  "Игра с лошадкой";

сл. И.Плакиды, муз. И.Кишко "Осень";

З. Компанейц «Паровоз»;

сл. Н.Френкель, муз. М.Красева "Медвежата";

сл. М.Клоковой,  муз. М.Красева, "Белые гуси";

сл. М.Чарной, муз. М.Красева "Баю-баю";

Т. Ломова «Кот и мыши», "Кошечка", «Передача платочка», «Упражнения с мячами»;

муз. В.Мальковой «Танец зайцев»;

сл. и муз. Е.Машканцевой, обр. Л.Кальбус "Снег-снежок";

сл. И.Мазнина муз. Р.Паулса "Выйди солнышко";

сл. Н.Найденовой, муз. Т.Попатенко "Машина";

Т.Попатенко  "Зайцы и медведь", «По грибы»;

сл. и муз. С.Насауленко «Весной»;

сл.А.Барто, муз. М.Раухвергера "Солнышко";

сл.Ю.Островского, муз. Р.Рустамова, "Тихие и громкие звоночки";

В. Ребиков «Игра с погремушкой», «Медведь»;

Ю. Слонов «Петрушки», «Снежинки», «Приглашение», «Стуколка», «Матрешки», "Полька";

сл. и муз. М.Старокодумского "Мы погреемся немножко";

Е. Тиличеева «Мамин праздник», «Поезд», «Баю-баю», «Птички клюют»;

сл.Н.Найденовой,  муз. Е.Тиличеевой "Самолет";

сл. М.Долинова, муз. Е.Тиличеевой "Спите куклы";

сл.М.Кравчука, муз. Е.Тиличеевой "Песенка котят"; сл. А.Шибицкой муз. Е.Тиличеевой "Поиграем с мишкой";

А.Филиппенко "Игрушки ходят в гости", "По малину в сад пойдем", «Зайцы и медведь», «Мы на луг ходили»;

сл. Н.Кукловской,  муз. А.Филиппенко "Пирожки";

сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко «Цыплята»;  

сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко «Паровоз»;

муз. Г.Финаровского, сл. В.Антоновой "Зайки серые сидят";

Г.Фрид  «Курочка и петушок»;

сл. и муз.  Н.Фураевой «Дождик»;

И. Штраус "Полька"

Украинская народная песня «Веснянка»; украинская народная мелодия "Погремушки" (обр. М.Раухвергера), "Ой, лопнув обруч", "Гопак" (обр. Н.Метлова), "Стукалка" (обр. Р.Леденева), «Игра с платочком», «Пляска с султанчиками», «Стуколка»; русские народные песни, прибаутки и попевки «Во поле береза стояла», «Ворон»,  «Как на тоненький ледок», «Каравай», «Горелки», «Теремок», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде" (обр. Н.Римского-Корсакова), "Каблучки" (обр. Е.Адлера), "Ладушки" (обр. Г.Фрида), "Тень-Тень", "Дождик" (обр. Т.Попатенко), «Гуси, вы гуси" (обр. С.Разоренова), "Котя-коток", «Скок-скок-поскок», "Петушок» (обр. М.Карасева), "А я по лугу" (обр. С.Бодренкова), "Посеяли девки лен" (обр. Е.Туманян), "Приглашение" (обр. Ю.Слонова), "Ах вы сени ", «Ах ты, береза» (рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера) «Ах ты, береза» (обраб. М. Раухвергера), «Ходит Ваня», «Гуси, вы гуси», «Догонялка», «Воротики» (обраб. Р. Рустамова), «Заинька» (обраб. Н. Римского-Корсакова), «Пальчики и ручки», «Пружинки» (обраб. Е. Туманян), «Приседания» (обраб. М. Раухвергера), «По улице мостовой»; чешская полька «Аннушка»; белорусская народная мелодия «Янка»; эстонская народная мелодия "Хлоп-хлоп-хлоп" (обр. А.Роомере), "Приседай" (сл. Ю.Энтина, обр. А.Роомере); венгерская народная мелодия "Воробушки"

На второй ступени

Музыкальное воспитание на второй ступени

Музыкальное воспитание на второй ступени обучения направлено на развитие у детей способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуко-высотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музыкально-дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

Педагогический замысел музыкального воспитания на второй ступени:

- продолжать воспитывать положительное отношение к музыкальным занятиям, желание слушать музыку, петь, танцевать;

- обогащать детей музыкальными впечатлениями;

-  развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

-  развивать чувство ритма, серийность движений;

- учить вслушиваться в мелодию, узнавать и запоминать знакомые мелодии;

-  учить связывать знакомые мелодии с образами животных – зайца, медведя, лошадки и др.;

- учить различать музыку различного характера: марш, пляску, колыбельную;

- расширять опыт выполнения разнообразных действий с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений (выполнять действия с флажками, листьями, платочками, погремушками, мячами, шарами и т.п.);

- продолжать учить выполнять танцевальные движения: поднимать одновременно обе руки, опускать, убирать руки за спину, махать над головой одной рукой;

- развивать музыкальный слух (тональный, ритмический, динамический, тембровый), дыхание, певческие голоса детей;

  • учить петь с удовольствием, в полный голос, раскрывать рот во время пения;

- учить вовремя начинать и закачивать пение, реагировать на начало и конец звучания мелодии;

- учить выделять вступление, начинать петь по сигналу музыкального руководителя;

- учить петь по возможности все слова песни или подпевать взрослому;

- учить передавать в песне простые мелодии, подражая интонации взрослого;

- продолжать знакомить с игрой на некоторых детских музыкальных инструментах (триоле, свирели, металлофоне, маракасах) для коллективного исполнения.

Содержание музыкального воспитания на второй ступени во всех видах деятельности:

Восприятие

  • Ознакомление с понятиями: жанр,  характер, настроение, темп, ритм, высота, сила, цвет, оркестровка, форма, способствующие общему развитию ребенка и освоению им азбуки музыкальной грамотности;
  • Формирование целостного интегративного восприятия музыкального образа через цвет, движение, тембр звучащего инструмента, стимулирующее активизацию симультанного слухового восприятия и  способствующие развитию слухо-моторной и слухо-зрительной координации;
  • Слушание программной музыки, рисование в соответствии с музыкальным образом обозначенном в названии. Данный вид работы непосредственно связан с развитием связной речи на этапе формирования описательного рассказа.

Пение

  • На второй ступени - формирование представлений ребенка о средствах выразительности голоса  и элементарных дирижерских жестов, на простом по тексту и музыке материале. На этом этапе дети разучивают  простые по интонации попевки в диапазоне терция- квинта, с несложным ритмическим рисунком, в размере музыкального периода (восемь тактов), на 6-7 слогов.

Музыкально-ритмические движения

  1. -     Формировать у детей восприятие образа и способность выражать это в    движении.
  2. Развивать мышечные чувства (напряжение и расслабление), формировать четкость, точность движений.
  3. Расширять опыт действий с предметами.
  4. Знакомить с танцевальными движениями русских плясок, отрабатывать простейшие танцевальные движения.
  5. Развивать творческое воображение, память и произвольное внимание, учить передавать в движении свое понимание образа.
  6. Создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания, имитировать движения животных.
  7. Осваивать различные виды ходьбы, бега, прыжков под музыку. Развивать координацию движений под музыку. Развивать общую и тонкую моторику:
  • Ритмические приседания и выпрямления
  • Подпрыгивания на двух ногах
  • Прямой галоп
  • Поскоки на месте с поворотом направо и налево
  • По кругу, взявшись за руки
  • Приставными шагами вперед
  • Приставными шагами  вправо - влево
  • На носках
  • Высоко поднимая колени
  • По кругу, не держась за руки
  • В разных направлениях
  • За предметом или с ним
  • В колонке небольшими группами
  • По кругу с соблюдением дистанции

Музицирование

-  Развивать ритмический, тембровый и динамический слух.

- Воспитывать творческую активность, играть по одному или небольшими группами.

- Знакомить с музыкальными инструментами: триола, трещотки, маракасы, румба, духовые музыкальные инструменты. Отличать их по тембру.

- Знакомить в аудиозаписи с звучанием народных инструментов (гармошка, балалайка, дудка); инструментов симфонического оркестра (скрипка).

 - учить разнообразным   приемам исполнения на детских музыкальных инструментах;

Музыкальный материал

Сл. и муз. Л.Абелян "По грибы";

А. Александров "К нам гости пришли";

сл. Н.Френкель, муз. А.Александрова,  "Кошка", "Осенняя песенка";

сл. Н.Френкель муз. И.Арсеева "Петрушка";

Л. Бекман «Елочка»;

Л.Бетховен «Лендлер»;

сл. В.Семернина муз. Л.Бирнова "Часы";

В. Благ «Танец»;

И. Брамс «Петрушка»;

сл. и муз. М.Быстровой «Осенняя пора»;

А.Варламов "Красный сарафан";

сл. и муз. Н.Вересокиной "Шел веселый Дед Мороз",  "Мы в снежки играем смело";

сл. и муз. Г. Вихаревой «Собираем урожай», «В золоте березонька», «Елочка любимая», «Маленькая елочка», «Зайцы и лиса», «Звери на ёлке»;

В.Витлин «Всадники и упряжки», «Игра»;

муз. В.Витлина, перевод Н.Найденовой "Мишка с Куклой пляшут полечку";

Н.Ветлугина "Ау";

В.Волков "Ласковая песенка";

сл. Е.Благининой муз. Вольфензона «Речка-ручеек";

В. Герчик  «Хорошо у нас в саду», «Елочная»;

М.Глинка "Детская полька", «Мелодичный вальс»;

муз. В.Горянина, сл. А.Барто "Что ты хочешь, кошечка" "Мячик", "Бычок", "Мишка", "Слон";  

сл. Л.Кучеренко, муз. В.Горянина "Колыбельная";

сл. и муз. Е.Гомоновой «Танец с осенними листочками», «Осень», «Осень в гости к нам идет», «Танец озорных петушков», «Подарки маме», «Мамочке любимой»;

сл. А. Ануфриевой, О. Митюковой, муз. Е.Гомоновой «Игра в снежки»;

С. Затеплинский «Поскоки»;

В.Золотарев "Тарантелла"  (отрывок);

сл. З. Александровой муз. В.Иванникова "Кто как кричит?";

М.Иорданский "Голубые санки";

Д. Кабалевский «Походный марш», «Вальс», «Птичий дом», «Барабанщики»;

Е.Каменоградский «Медведь»;

муз. И.Кишко, сл. Н.Кукловской  "Игра с лошадкой";

З. Компанейц «Паровоз»;

М. Красев «Зимняя песенка», «Конь», «Медвежата», «Воробышки», «Санки», «Барабанщик», «Игра со звоночками», «Игра с бубном»;

муз. М.Красева, сл. Н.Френкель "Медвежата";

сл. М.Чарной, Н.Найденовой, муз. М.Красева "Барабанщик";  

сл. Н.Френкель, муз. М.Красева "Веселая дудочка";  

сл. Н.Найденовой, муз. А.Кузнецова "Листья золотые";

Н. Леви «Вальс», «Мы в зеленые луга пойдем»;

сл. З. Петровой, муз. З. Левиной "Неваляшки";

Т. Ломова «Кот и мыши», "Кошечка", «Передача платочка», «Упражнения с мячами»;

Д.Мейербер "Галоп" (отрывок);

 сл. И.Мазнина, муз. Р.Паулса "Выйди солнышко";

Н.Метлов  «Зима прошла»;

Б.Можжевелов «Огородная хороводная»;

сл. и муз. С.Насауленко «Весной», «У березки», «Солнышко»;

В. Павленко «Капельки»;

А. Петров «Игра с мячами», «Скакалки»;

сл. Н.Найденовой, муз. Т.Попатенко "Машина";

Т.Попатенко  "Зайцы и медведь", «По грибы»;

С. Прокофьев «Марш»;

В. Разоренов «Мы дружные ребята»;

М. Раухвергер «Летчики», "Комическая пляска" (отрывок), "Грибок", «Не опоздай», «Автомобили»;

сл. А.Барто, муз. М.Раухвергера «Солнышко";

Н. Римский-Корсаков «Колыбельная»;

сл. Л.Мироновой, муз.Р.Рустамова "Песня собачки";

Ю. Слонов «Петрушки», «Снежинки», «Приглашение», «Стуколка», «Матрешки», "Полька";

сл. Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова "Веселые матрешки";

М. Старокадомский «На зарядку», «Зайчик», «Поезд», «Вальс»;

сл. и  муз. М.Старокодумского "Мы погреемся немножко";

Е. Тиличеева «Чудо», «Мамин праздник», «Летние цветы»,  «Яблонька», «Поезд», "Качели", "Пляска" (отрывок), «Строим дом», «Заинька», «Наша мама», «Эхо» (распевка), «Птички клюют»;

сл. Н.Найденовой,  муз. Е.Тиличеевой "Самолет";  

сл. Л.Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой "Что нам нравится зимой ";  

сл. М.Долинова, муз. Е.Тиличеевой "Песенка котят";

сл. М.Кравчука, муз. Е.Тиличеевой "Спите куклы";  

сл. Н.Найденовой, муз. Е.Тиличеевой "Колыбельная";

сл. Ю.Островского, муз. Е.Тиличеевой «Угадай на чем играю?";

А.Филиппенко "Урожайная", "Детский сад", «Зайцы и медведь», «Мы на луг ходили»;

сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко "Цыплята";  

сл. Н.Кукловской, муз. А.Филиппенко "Веселая девочка Алена";  

сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко "Паровоз";

Ф. Флотов  «Жмурки»;

Г. Фрид  «Курочка и петушок»;

сл. И.Френкель, муз. Г.Фрида "Песенка о весне";

П. Чайковский «Камаринская», Вальс "Игрушка", "Марш деревянных солдатиков";  

сл. А.Домнина, муз. О.Хромушина "Колыбельная";

Л. Шитте «Этюд»;

Л. Шварц «Кто скорее»;

Д. Шостакович «Марш», "Вальс", «Шарманка»; И. Штраус "Полька";

Ф. Шуберт «Упражнения с флажками», "Экосез";

Р.Шуман  "Смелый наездник", "Солдатский марш" (соч.68 N 2)

 Немецкая народная песня «Гусята»; украинская народная песня «Веснянка»; украинская народная мелодия "Погремушки" (обр. М.Раухвергера), "Ой, лопнув обруч", "Гопак" (обр. Н.Метлова), "Стукалка" (обр. Р.Леденева), «Игра с платочком», «Пляска с султанчиками», «Стуколка»; русские народные песни, прибаутки и попевки «Во поле береза стояла», «Ворон»,  «Как на тоненький ледок», «Каравай», «Горелки», «Теремок», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде" (обр. Н.Римского-Корсакова), "Каблучки" (обр. Е.Адлера), "Ладушки" (обр. Г.Фрида), "Тень-Тень", "Дождик" (обр. Т.Попатенко), «Гуси, вы гуси" (обр. С.Разоренова), "Котя-коток", «Скок-скок-поскок», "Петушок» (обр. М.Карасева), "А я по лугу" (обр. С.Бодренкова), "Посеяли девки лен" (обр. Е.Туманян), "Приглашение" (обр. Ю.Слонова), "Ах вы сени ", «Ах ты, береза» (рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера) «Ах ты, береза» (обраб. М. Раухвергера), «Ходит Ваня», «Гуси, вы гуси», «Догонялка», «Воротики» (обраб. Р. Рустамова), «Заинька» (обраб. Н. Римского-Корсакова), «Пальчики и ручки», «Пружинки» (обраб. Е. Туманян), «Приседания» (обраб. М. Раухвергера), «По улице мостовой»; карельская народная песня «Парная пляска»; чешская полька «Аннушка»; белорусская народная мелодия «Янка»; эстонская народная мелодия "Хлоп-хлоп-хлоп" (обр. А.Роомере), "Приседай" (сл. Ю.Энтина, обр. А.Роомере); чешская народная песня "Мой конек" (обр. И.Гойны), «Три синички»; венгерская народная мелодия "Воробушки".

На третьей ступени

Педагогический замысел музыкального воспитания на третьей ступени:    

- продолжать работу по воспитанию интереса к занятиям, к различным видам музыкальной деятельности, стремления участвовать в коллективных песнях, плясках, упражнениях;

- поощрять желание слушать любимые песни, танцевать любимые танцы;

- воспитывать умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, сосредоточиваться во время звучания, дослушивать до конца;

- продолжать воспитывать эмоциональный отклик на музыку;

- учить различать маршевую и песенную музыку, отличать пляску, чувствовать настроение, создаваемое определенным характером музыки;

- учить припоминать знакомые мелодии, используя вспомогательные средства (предварительный рассказ, рассматривание картинок, картин, игрушки и др.);

-  продолжать учить игре на различных детских музыкальных инструментах;

- учить произносить по возможности все слова песни, соблюдая темп песни;

- совершенствовать движения, отражающие метрическую пульсацию (2/4 и 4/4), предполагающее изменение темпа движения;

- учить начинать движение одновременно с началом музыки, ориентироваться на вступление, в соответствии с изменением характера и сменой частей пьесы изменять характер движения;

- совершенствовать пространственную ориентировку: выполнять движения по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу;

- учить передвигаться под музыку по ориентирам, по указательному жесту, словесной команде, стрелке-вектору;

- развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере 2/4, 3/4, 4/4;

- учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь и не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу начинать движение;

- учить понимать коммуникативное значение движений и жестов в танце, объяснять их словами;

- учить образовывать круг, сходиться в центре, затем отступать на место;

- совершенствовать ходьбу по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками и в шеренге;

- совершенствовать бег друг за другом легким шагом на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе);

- продолжать учить ходить парами по кругу (свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки — держат край платья), следить за выразительностью движения; соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову, поворачивая кисти рук;

- учить выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч, поднимать вперед);

- совершенствовать выразительность движений, умение передавать с их помощью  самые характерные черты персонажей сказок, рассказов и т.п.;

- развивать эмоциональность и раскованность детей во время музыкальных игр;

- учить выполнять движения с предметами, меняя характер движений в зависимости от характера музыки;

- учить передвигаться шагом польки и переменным шагом, выполнять переменный шаг и приседание;

- учить выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной команде, взмаху руки, жесту взрослого, а также самостоятельно.

Содержание музыкального воспитания на третьей ступени во всех видах деятельности:

Восприятие

  • Слушание музыкальных серий, объединенных единым сюжетом. Рисование слуховых последовательностей и составление сюжетных рассказов.  Итогом этого этапа работы является научение ребенка составлять рассказы по опорным картинкам, источником которых будет «музыкальная сказка»,
  • Слушание непрограммной музыки. Формирование навыка рефлексии и имаготерапии, подготавливает ребенка к составлению творческих рассказов, самоотчетов  ощущений, полученных при прослушивании музыки

Пение

  • На третьем этапе продолжается работа над интонацией, сольфеджированием, но уже на более сложном музыкальном материале. Педагог формирует у детей понятие фразы, музыкального и логического ударения, ритмические конструкции с появлением синкоп и пунктирного ритма усложняются, большее внимание уделяется четкости и активности артикуляции, образный  музыкальный ряд становится более насыщенным и разным по тембровым характеристикам. Музыкальным материалом служат песенки в два-три куплета, с лексикой, которая доступна для понимания и реализации  на данном этапе логопедической работы.

Музыкально-ритмические движения

  1. Формировать у детей восприятие образа и способность выражать это в движении. Развивать художественно-творческие способности.
  2. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, динамическими оттенками, изменениями темпа.
  3. Менять движения в зависимости от характера музыкального произведения.
  4. Выстукивать различные ритмические рисунки и метры.
  5. Развивать мышечные чувства (напряжение и расслабление), формировать четкость, точность движений.
  6. Освоить более сложные музыкально-ритмические движения:
  • Ходьба приставными шагами в сторону на носках, приставными шагами с приседанием, русским переменным  шагом. вальсовым шагом в сторону
  • Бег с захлестыванием голени, поднимая вперед прямые ноги;
  • Поскоки на месте одна вперед другая назад, ноги скрестно, ноги врозь, поскоки на месте с хлопками перед собой, над головой, за спиной

Музицирование

- Развивать музыкальный слух.

- Воспитывать творческую активность, умение играть в ансамбле. Слушать себя и других, подстраивать звучание своего инструмента под звучание остальных инструментов.

- Знакомить с музыкальными инструментами: аккордеон, кастаньеты, цитра, гусли, свирель. Отличать их по тембру.

-  Дать понятие: оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, духовой оркестр.

- Продолжать знакомить в аудиозаписи с звучанием инструментов. Учить распознавать их по тембру звучания.

- Учить подыгрывать на музыкальных инструментах произведениям современных композиторов (в аудиозаписи, в грамзаписи).

Музыкальный материал

сл. Н.Френкель, муз. И.Арсеева, "Петрушка";

Л.Бетховен  "Три немецких танца" (1танец, 1 партия), «Лендлер»;

сл. В.Семернина, муз. Л.Бирнова "Часы";

В. Благ «Танец»;

сл. и муз. Е.Болдыревой «Непогодица»;

муз. О.Боромыковой «Теремок»;  

И. Брамс «Петрушка»;

сл. и муз. М.Быстровой «Мама», «Бабушка»;  

А.Варламов "Красный сарафан";

сл. и муз. Л.Вахрушевой «Что за праздник Новый год!», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Про бабушку»;

сл. и муз. Н.Вересокиной "Мы в снежки играем смело";

Н.Ветлугина "Ау";

сл. и муз. Г.Вихаревой «Кленовые кораблики»;

В.Волков "Ласковая песенка";

сл. Е.Благининой муз. Вольфензона «Речка-ручеек";

В. Герчик  «Хорошо у нас в саду», «Елочная»;

М.Глинка "Детская полька", «Мелодичный вальс»;

сл. и муз. Е.Гомоновой «Пляска лесных зверят», «Разноцветные листы», «Бабушка моя», «Только в школу»;

А.Грибоедов «Вальс»; А.Гречанинов "Вальс";

сл. и муз. Л.Гусевой «Гармошка», «Начинается весна», «Хитрый ежик», «Звездочки», «Ручеек», «Радуга», «Ветерок»;

С. Затеплинский «Поскоки»;

сл. В.Шумилина, муз. Е.Зарицкой «Под Новый год»;

В.Золотарев "Тарантелла"  (отрывок);

Д. Кабалевский «Походный марш», «Вальс», «Птичий дом», «Праздник веселый», "Кавалерийская", «Клоуны», «Барабанщики», «Рондо-марш»;

М.Красев «Падают листья», «Зимняя песенка», «Кукушка»;

сл. М.Чарной, Н.Найденовой муз. М.Красева "Барабанщик"; сл. Н.Френкель, муз. М.Красева "Веселая дудочка";

Е.Крылатова «Три белых коня»;

сл. Н.Найденовой, муз. А.Кузнецова "Листья золотые";

Н. Леви «Вальс»;

сл. З.Петровой муз. З.Левиной "Неваляшки";

С. Майкапар "В садике", «Мотылек», «Росинки»;

Д.Мейербер "Галоп" (отрывок);

Н.Метлов  «Зима прошла»;

Б.Можжевелов «Огородная хороводная»;

Т. Островская «Медленный вальс»;

В Павленко «Капельки»;

Р.Паулс «Кузнечик»;

А. Петров «Игра с мячами», «Скакалки»;

С. Прокофьев «Марш»;

В. Разоренов «Мы дружные ребята»;

М.Раухвергер «Летчики», "Комическая пляска" (отрывок), "Грибок", «Не опоздай», «Автомобили»;

Н. Римский-Корсаков «Колыбельная»;

Г.Свиридов  "Грустная песня";

сл. Т.Прописновой, муз. И.Смирновой «Осень постучалась к нам»;

сл. и муз. И.Смирновой «Елочка нарядная»;

Г.Струве «С нами друг», «Алфавит», «Моя Россия»;

сл. Л.Некрасовой, муз. Ю.Слонова "Веселые матрешки";

сл. и муз. Е.Соколовой «Осень к нам пришла»;

М. Старокадомский «На зарядку», «Вальс»;

сл. С. Михалкова, муз. М.Старокадомского "Веселые путешественники";

Е. Тиличеева "Качели", "Пляска" (отрывок), «Эхо» (распевка), «Марш»;

сл. Л.Некрасовой, муз. Е.Тиличеевой "Что нам нравится зимой ";  

сл. Ю.Островского муз. Е.Тиличеевой «Угадай, на чем играю?";

Ф.Флотов  «Жмурки»;

сл. И.Френкель муз. Г.Фрида "Песенка о весне";

сл. и муз. Н.Фураевой «Грустная осенняя песня»;

П. Чайковский «Болезнь куклы» и «Новая кукла», «Камаринская», «Мама», «Старинная французская песенка», Вальс "Игрушка", "Марш деревянных солдатиков", «Шарманщик поет»;

Ю.Чичков «Полька»;

сл. А.Домнина, муз. О.Хромушина "Колыбельная";

В.Шаинский «Снежинки», «Если б не было школ», «Небылицы»;

Л. Шитте «Этюд»;

Л. Шварц «Кто скорее»;

Д. Шостакович «Марш», "Вальс", «Шарманка», «Вальс цветов», «Сентиментальный вальс»;

И. Штраус "Полька";

Ф. Шуберт «Упражнения с флажками», "Экосез";

Р.Шуман  "Смелый наездник", "Солдатский марш" (соч.68 N 2), "Первая утрата", «Дед Мороз»;

сл. и муз. И.Якушиной «Песенка белочек».

Немецкая народная песня «Гусята»; украинская народная песня «Веснянка»; украинская народная мелодия "Погремушки" (обр. М.Раухвергера), "Ой, лопнув обруч", "Гопак" (обр. Н.Метлова), "Стукалка" (обр. Р.Леденева), «Игра с платочком», «Пляска с султанчиками», «Стуколка»; русские народные песни, прибаутки и попевки «Во поле береза стояла», «Ворон»,  «Как на тоненький ледок», «Каравай», «Горелки», «Теремок», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде" (обр. Н.Римского-Корсакова), "Каблучки" (обр. Е.Адлера), "Ладушки" (обр. Г.Фрида), "Тень-Тень", "Дождик" (обр. Т.Попатенко), «Гуси, вы гуси" (обр. С.Разоренова), "Котя-коток", «Скок-скок-поскок», "Петушок» (обр. М.Карасева), "А я по лугу" (обр. С.Бодренкова), "Посеяли девки лен" (обр. Е.Туманян), "Приглашение" (обр. Ю.Слонова), "Ах вы сени ", «Ах ты, береза» (рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера) «Ах ты, береза» (обраб. М.Раухвергера), «Ходит Ваня», «Гуси, вы гуси», «Догонялка», «Воротики» (обраб. Р. Рустамова), «Заинька» (обраб. Н. Римского-Корсакова), «Пальчики и ручки», «Пружинки» (обраб. Е. Туманян), «Приседания» (обраб. М.Раухвергера), «По улице мостовой»; карельская народная песня «Парная пляска»; чешская полька «Аннушка»; белорусская народная мелодия «Янка»; эстонская народная мелодия "Хлоп-хлоп-хлоп" (обр. А.Роомере), "Приседай" (сл. Ю.Энтина, обр. А.Роомере); чешская народная песня "Мой конек" (обр. И.Гойны), «Три синички»; венгерская народная мелодия "Воробушки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...