краткосрочный проект . Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.
проект по музыке (подготовительная группа)

Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosochnyy_proekt_1.docx20.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

Тема проекта:

«Адыгейский национальный костюм».

Музыкальный руководитель

Хушт Рузанны Руслановны

пгт Яблоновский

2022 г.

Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.

Цель: Ознакомление с традициями национального адыгейского костюма.

Задачи: Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма.

В современном мире мало уделяют внимание традициям, забыты народные промыслы, многие люди не знают традиции и обычаи своего народа, своей страны. Мало, кто знает, что такое национальный костюм, хотя это тема довольна интересна и увлекательная. Национальный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.

Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Национальная одежда адыгов всегда была очень красочна и живописна. Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Особенности Адыгейский национальный костюм состоит из различных элементов и несет в себе характерные, общие черты силуэта, кроя одежды северокавказских народов. Это объяснялось схожестью природно-климатических условий, хозяйственно-бытового уклада, военизированного образа жизни, рода занятий. Удобный в быту и в походной жизни, костюм кавказских народов еще в начале XIX века привлекал внимание российского казачества.

Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами.

Праздничный костюм адыгейцев отличался от будничного светлыми тонами, яркостью отделки, качеством ткани, хотя крой его и силуэт остаются традиционными. Старинный адыгейский костюм богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Золотошвейное искусство адыгов издавна славилось изяществом исполнения, богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, совершенством техники.

Особенностью золотого шитья адыгов было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами и басонными изделиями из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и в ансамбле создавало изысканный стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов.

Отличительные особенности адыгского костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Он включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай. Женский костюм.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти ( Iэнцогъу ), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно- зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Шапочка ( паIо ) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки» (« дышъэ паIо »). Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс ( бгырыпх ). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой.

Женские чувяки– традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной У женщин высших сословий была распространена специальная обувь ( пхъэ цуакъэ ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм был более строг: черкеска, бешмет, шаровары, шапка, папаха, башлык, пояс, кинжал, ноговицы, бурка. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Обувь Традиционная обувь адыгского мужчины также стала предметом заимствования другими народами.Обувь мужская состояла из сафьяновых сапог -мест, поверх которых надевались летом сафьяновые,зимой войлочные гетры со штрипками - лъай,а на них круглые сафьяновые туфли- цокъэхъурай. Обувь из красного софьяна носили князья,из коричневого дворяне, из чёрного -свободные крестьяне, тфокотли. Рабочая обувь для крепостных крестьян шилась из сыромятной кожи- lашъоцуакъ -и была иного покроя и структуры.

Детский национальный кастюм адыгов - это уменьшеная копия взрослого. У мальчиков костюм состоит из черкески, бешмета, шаровар, шапки, папахи, башлыка, пояса, кинжала, ноговицы, бурки. У девочек-верхнее платье, нижнее платье, короткий кафтанчик, шапочка, к которой прикреплялся шарф, пояс, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки.

Сегодня почти в каждой адыгейской семье есть национальный костюм, любовь к которому передаётся от старших к младшим. «Национальный адыгский костюм не имеет возраста: он древен как народ, его создавший, он молод, как те, кто носит его сегодня». Таким образом, все поставленные задачи были решены, мы изучили литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомились с мужским, женским и детским национальным костюмом. Изучили этапы работы адыгейском национальном костюмом. Узнали назначение и особенности адыгейского национального костюма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию. Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»

Цели: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, формировать умение создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорною полосу на подоле рубахи и сарафана. Закрепля...

Конспект занятия по рисованию Тема: «Кукла в национальном костюме»

Программное содержание: 1. Упражнять детей в рисовании фигуры человека, соблюдая соотношение пропорций частей и в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Передавать характерны...

Конспект ( НОД) в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию Рисование на тему : "Кукла в национальном костюме"

Рисование на тему: «Кукла в национальном костюме»Рисование куклы  в мужском тувинском национальном костюме...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе №14 на тему: «Кукла в национальном костюме».

Образовательные задачи: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей; легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами. Учить изоб...

КОНСПЕКТ ООД «художественное-эстетическое развитие» на тему: "Красота башкирского национального костюма" для воспитанников старшей группы

Закрепление и расширение представления воспитанников об национальном женском башкирском костюме на основе систематизации и обобщения ранее полученных знаний....

"Знакомство с адыгейским национальным костюмам"

Цель: познакомить детей с адыгейским национальным костюмом, беседа о их.                                    ...