"Знакомство с адыгейским национальным костюмам"
презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа)

Бибова Сусана Азаматовна

Цель: познакомить детей с адыгейским национальным костюмом, беседа о их.

                                                                                                                                               Ход занятия: 

28 сентября каждый год отмечаем в Республике "День национального костюма". Наша Республика - это маленький уголок России, с богатыми лесами, цветущим садами и высокими горами.

Адыгея - Родина моя!

Уголок страны привольной нашей.

Глянешь, вся в цвету твоя земля,

Кажется, что нет на свете краше.

Национальный костюм - это своеобразное книга, из которой можно узнать о траициях, обычаях, и истории своего народа.  Адыгейский национальный костюм очень живописен. О красоте  его с восхищением писали и русские и зарубежные авторы. Он соответсвует внешнему облику, образу жизни и характеру народа. Одежда адыгов подразделялось на повседневную и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гамме и символами. У наших предков была красивая, яркая разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Мужская одежда адыгов была красивой и удобной. Она была приспособлена к пиродным условиям и образу жизни мужчин того времени. Главной особеностью костюма являлась черкеска. Чаще всего она была темного цвета. Белые черкески были редкостью, их носили только богатые князья. Мужчины всегда ходили застегнутыми и подпоясанными узким поясом, на котором висел кинжал, иогда пистолет и шашка. На груди распологались газырницы - нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия - газыри. Черкеска для адыга была больше, чем одежда. Она была символом сильного, достойного и храброго воина. Воина, для котрого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. А снять с адыга папаху - это все равно, что отрубить ему голову. Шапка олицетворяла мужскую гордость, мужское достоинство. 

Главным костюмом компонентом праздничного костюма адыгской женщины являеться платье - сае. А отделка, вышивка, богатсво ткани сае говорили о семейном и социальном положении девушки. Девушки носили одежду светлых тонов, замужние - темных. Красоту женскому национальному костюму придавал головной убор. Девичьи женские головные уборы отличались красотой и разнообразием.К  типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских платьев. Это говорило о чистоте черкесской девушки, оберегало ее честь. Во время праздников девушки, одетые в традиционный костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, культурой поведения, искусством танцевать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальная одежда адыгов 900igr.net

Слайд 3

Мужской костюм Основными структурными элементами мужского костюма являлись: нательные рубаха ( джан ) и штаны ( чIэгъчIэлъ ), поверх которых одевались бешмет с высоким стоячим воротом ( къэптан ), широкие шаровары ( гъончэдж ), черкеска ( цый ) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь ( цуакъэ ) и головные уборы различных типов ( паIо ).

Слайд 4

Отличительной особенностью мужского костюмного комплекса адыгов является дополнение его элементами вооружения . В состав повседневной одежды входил боевой пояс ( бгырыпх ) с кинжалом ( къамэ ). Облик своеобразного арсенала придавали черкеске нагрудные карманы ( хьазырылъ ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел ( хьазыр ). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц .

Слайд 5

Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды,появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия. Газыри стали исключительно удачной конструктивной заменой ременных патронташей, напоминанием о чем являлись газырницы , вплоть до середины XIX в. изготовлявшиеся из материала иного цвета и зачастую иной фактуры, чем основная ткань черкески.

Слайд 6

Остальные детали повседневного мужского костюма адыгов также демонстрируют исключительно хорошую приспособленность к военно-походному образу жизни. Так, головные уборы адыгов , изготовлявшиеся из различных комбинаций бараньего меха, войлока и ткани, обладали и защитными свойствами и, при наличии толстой подкладки, были способны, по свидетельству Т.Лапинского , “выдержать сильный сабельный удар”.

Слайд 7

Непременной деталью одежда адыгских всадников были войлочные ноговицы ( лъай ), защищавшие шаровары от конского пота и предохранявшие их от истирания при движении через лес. Защитой от непогоды наездникам служили бурка — меховой или войлочный плащ ( кIакIо ) и башлык ( шъхьарыхъон ) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи. Бурка являлась принадлежностью универсального характера, незаменимой в военно - походных условиях — исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.

Слайд 8

Теплой верхней одеждой, в отличие от бурки, носившейся в пределах селения, являлись шубы ( джэдыгу ), изготовлявшиеся из овчины или меха диких животных и покрывавшиеся сукном или шелком. Как видим, адыгский мужской костюм — это прежде всего костюм воина.

Слайд 9

Именно абсолютной функциональностью, то есть соответствием военно политической ситуации и местному театру военных действий, обусловливается его полное заимствование как другими народами Кавказа, так и воевавшим против адыгов казачеством и отдельных элементов — регулярной российской армией. .

Слайд 10

Естественно, что вышеописанный базовый костюм в различных ситуациях мог дополняться другими элементами одежды, либо утрачивать некоторые детали. Так, как правило, черкеска не надевалась адыгскими крестьянами, работавшими в поле, для защиты от солнца им служил войлочный головной убор в форме шляпы с широкими полями. Зимний комплект одежды утеплялся под- кладкой или изготовлялся из более плотных материалов

Слайд 12

Женский костюм Обязательными деталями традиционного женского костюма адыгов являлись нательная рубаха ( джанэкIаку ), шаровары ( гъончэдж ), верхняя рубаха или платье ( джан ), обувь ( цуакъэ ) и головной убор — платок ( шъхьэтехъу ) или шапочка ( дышъэ паIу ). Этим набором одежды и ограничивался повседневный костюм женщин незнатного происхождения — в домашней обстановке верхней одеждой им служило длинное платье с рукавами, поверх которого надевался пояс из ткани, кожи или шнура.

Слайд 13

Девушки и женщины из высших сословий, не обременявшиеся тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли позволить себе носить полный наряд — поверх рубахи надевались кафтанчик ( кIэкI ), украшенный металлическими застежками ( тыжьын кIыIу ) и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками ( сай ), перехваченное в талии поясом ( тыжьын бгырыпх ). Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для простолюдинок же полный комплект женской одежды был доступен только в праздники.

Слайд 14

Эволюцию распашного платья можно проследить по источникам XV –XVIII вв., в которых фиксируется верхняя одежда с откидными от локтя рукавами. Этот разрезанный рукав к середине XIX в. приобрел форму лопастеобразного нарукавника .

Слайд 15

Праздничный вариант одежды, как и у мужчин, так и у женщин, отличался от повседневного как в количественном, так и качественном отношении. Даже беднейшие слои населения стремились в дни праздника дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и в обычное время не используемыми элементами одежды — черкеской, обувью, наборным поясом, дорогим кинжалом (мужчины), украшениями (женщины). Более состоятельные члены общины имели особые праздничные одеяния, изготовленные из лучших материалов в основном более светлых, чем повседневная одежда, тонов. В то же время адыгская эстетика накладывала весьма жесткие ограничения на украшение одежды. Так, полы праздничной черкески, бешмета, а также газыри и ноговицы могли обшиваться галуном или витым шнуром, однако чрезмерное обилие украшений не поощрялось даже у знати; исключение делалось только для дорогого оружия.

Слайд 16

По словам Хан-Гирея , “слишком пышно одеваться почитается у них ( адыгов ) не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском”68. Женский костюм должен был не только соответствовать традиционным эстетическим представлениям, но и демонстрировать индивидуальный вкус и чувство стиля. Так, неоднотонные , пестрые, излишне яркие или несочетаемые в цветовом отношении ткани не использовались. Декоративные элементы праздничного костюма — как основные (золотое шитье, нагрудные застежки, серебряный пояс), так и дополнительные (серьги, браслеты, перстни, кулоны) должны были составлять единый комплекс.

Слайд 17

Праздничная одежда во многих отношениях синонимична ритуальной, поскольку используется в обрядах как жизненного цикла, так и календарной обрядности. Так, праздничный комплекс одевается не только молодыми, вступающими в брак, но и остальными участниками свадебных игрищ. При этом для невесты этот костюм дополняется покрывалом, которым вплоть до особого ритуала скрыто ее лицо.

Слайд 18

Большое значение различные элементы одежды и аксессуары играли и на других этапах свадебного цикла — при обручении (в качестве залога верности — “ Iэуж ”), при выплате брачного выкупа - “ уасэ ” (у дворян осуществлялась частично доспехами и оружием), выполняли функции даров, преподносимых невестой родственникам жениха, а также при взаимных визитах представителей породнившихся семей.

Слайд 19

Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,так и мусульманского культа. Характерным при этом является резкое отличие ритуальных одеяний главных действующих лиц — священников от костюмов остальных участников. Так, мусульманский священнослужитель облачен в халат и чалму (или феску), являющиеся знаком его сана, причем эта ритуальная одежда становится повседневной только по окончании Кавказской войны, когда уходят в прошлое воинствующие адыгские эфенди, участвовавшие в сражениях в одежде рядового воина. При отправлении ритуалов языческо-христианского культа, священник мог быть облачен в бурку и совершал моление с непокрытой головой.

Слайд 20

Характерная для адыгов высокая семиотичность одежды отражала этническую, субэтническую и конфессиональную принадлежность, социальный статус, семейное и материальное положение ее владельца.

Слайд 21

Молодые замужние женщины носили шапочки меньшего размера, их наряд был скромнее по наличию декоративных элементов, чем девичий. Рождение первого ребенка обязывало молодую мать носить платок. Особой семиотичностью у адыгов отличался головной убор. Шапка являлась символом чести ее хозяина и наглядным свидетельством совершения им неблаговидного поступка — так, выдавшему чужую тайну прожигали дно шапки, труса обязывали носить безобразный войлочный колпак ( пIынэ ). ромнее по качеству материалов и на-

Слайд 22

Одной из основных функций одежды адыгов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)

Познакомить детей с особенностями национальных костюмов (русского, ненецкого)...

"ЗНАКОМСТВО С МОРДОВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ КОСТЮМОМ"

Занятие предназначено для воспитателей логопедических групп....

«Социально – коммуникативное развитие детей посредством знакомства с русским национальным костюмом». Из опыта работы

Народная культура –  это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации....

Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с чувашским национальным костюмом".

Тема: "Знакомство с чувашским национальным костюмом".Цель: "Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"

Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР  получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...

краткосрочный проект . Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.

Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма....