Цикл музыкальных занятий «Фольклорный родник»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Кононова Ирина Игоревна

«Фольклорный родник»

(три занятия для старших дошкольников)

Задачи цикла:

Познакомить детей с русским народным творчеством, научить их петь русские песни; танцевать хороводные и парные танцы; играть в народные игры; играть на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы, бубны);

Воспитывать уважение к народным традициям, познакомить с народным костюмом, оберегами, сказками.

Для поддержания «обратной связи» с родителями в конце каждого занятия предлагается домашнее задание для детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy.docx31.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Нефтеюганска

«Детский сад №14 «Умка»

Цикл музыкальных занятий

 «Фольклорный родник»

(для старших дошкольников)

Составила: Кононова Ирина Игоревна

музыкальный руководитель первой

квалификационной категории

                        МБДОУ  «Детский сад №14 «Умка»

г. Нефтеюганск

«Фольклорный родник»

(три занятия для старших дошкольников)

Задачи цикла:

Познакомить детей с русским народным творчеством, научить их петь русские песни; танцевать хороводные и парные танцы; играть в народные игры; играть на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы, бубны);

Воспитывать уважение к народным традициям, познакомить с народным костюмом, оберегами, сказками.

Для поддержания «обратной связи» с родителями в конце каждого занятия предлагается домашнее задание для детей и родителей.

 

Музыкальный репертуар цикла:

Песни: «Как у бабушки козёл», «Мастерская».

Танцы: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде».

Игры: «Пошла коза по лесу», «Ремешок», «Никанориха гусей посла», «Золотые ворота».

Прибаутки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, потешки, частушки, упражнения для развития голоса.

Слушание: «Сеяли девушки яровой хмель», «Тимоня», наигрыш на рожке, «наигрыш на гуслях».

Занятие № 1

Программное содержание: познакомить детей с народной песней, хороводным танцем, новым жанром — «частушка», с новой игрой.

Музыкальный репертуар: «Ах, вы, сени», русская народная мелодия, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия, «Как у бабушки козел», народная песня, игра «Никанориха гусей пасла».

Оборудование: куклы бибабо (дед и баба); ширма, сделанная под избу; народный костюм для музыкального руководителя; кушаки и пояса по количеству детей, ленты на голову девочкам.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель встречает детей у входа в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в гости? Сегодня мы с вами пойдем в гости к героям русских народных сказок. Путь туда не близок и труден, не испугаетесь? (Ответ детей). А чтобы с вами ничего не случилось, я приготовила для вас обереги: девочкам на головы ленты и пояса нужно надеть, а мальчикам только кушачки, ведь они у нас и так смелые и ничего не боятся. А я платок. Вот так! Готовы? Теперь беритесь за руки, вставайте хороводом и тихим шагом под музыку пойдем.

Музыкальный руководитель сначала ведет детей змейкой под музыку «Ах, вы, сени» русская народная мелодия, затем, после смены музыкальной фразы — по диагонали и останавливается в любом месте зала для выполнения голосовых упражнений.

Музыкальный руководитель. А теперь остановимся вот здесь. Представьте себе, что вам нужно открыть скрипучую сказочную дверь. Попробуем.

Выполняются голосовые упражнения: «Открываем скрипучую дверь», «Рисуем голосом», «звукоподражания животным», чистоговорки, упражнения для дыхания.

Музыкальный руководитель. А теперь, когда мы с вами потренировали наш голосок, открыли дверь в мир сказок, послушаем русскую народную плясовую.

Звучит «Тимоня», русская народная мелодия, в записи.

Музыкальный руководитель предлагает детям «Фольклорную разминку» для ног («Горошек», «Ковырялочка») Затем педагог предлагает детям научиться кружению в парах под локоток с разным положением рук: «крендельком», «свечка».

Музыкальный руководитель. А теперь давайте сядем-посидим и посмотрим, что нас ждет в сказочной стране.

Дети садятся полукругом перед ширмой. На ширме изба, на печке спит дед, а баба сидит рядом и вяжет. Звучит русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде» (в записи).

Баба. Ой, да к нам детки пожаловали! Дед, а дед, слышь, вставай! Да ребяток поразвлекай.

Дед. Что ты меня, бабка, разбудила? Что случилось?

Баба. Да ты посмотри, к нам гости пожаловали! А ты спишь! Вставай. Поздоровайся с ребятками.

Дед. А и правда, ребятки у нас в гостях. Сейчас я с вами по русскому обычаю поздороваюсь, как в старину здоровались! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в сказку старую, старину стародавнюю!

Музыкальный руководитель. Здравствуйте дедушка и бабушка. Мы в костюмы нарядились, вокруг себя оборотились. Пришли к вам песенки попеть, на деда с бабой поглядеть! Хотим петь да плясать, себя людям показать! Мы к вам в гости пришли, хотим сказочку послушать.

Дед. Да какую же сказочку, бабка?

Баба. А про нашу курочку Рябу давай, расскажи.

Дед. Да это для самых маленьких. А они уж большие.

Дед. А давай-ка расскажем сказку про нашего козла.

Баба. Не только расскажем, но и песенку споем и в игру с ребятками поиграем.

Музыкальный руководитель. Какую песенку?

Дед. А вот какую! (Берет маленькую балалайку, звучит песня про козла в записи.)

Баба. Слова прибаутки в этой песне простые, запомнили? Тыр-тыр-ты-ры-рыр! Ну-ка все вместе повторим: тыр-тыр-ты-ры-рыр!

А теперь еще раз споем песенку, кто запомнил, подпевайте.

Педагог исполняет русскую народную песню «Как у бабушки козел», дети подпевают. Затем музыкальный руководитель предлагает ребятам выучить игру «Никанориха гусей пасла». Игра проводится два-три раза.

Песня «Как у бабушки козел»

Как у бабушки козел, у Варварушки козел.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр, у Варварушки козел.

Попросился козелок у бабушки во лесок.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр у бабушки во лесок.

Как на встречу козлу идут семеро волков.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр идут семеро волков.

Ну давай-ка, козелок, мы поборимся.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр мы поборимся.

Уж как волк со зла поборол козла.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр поборол козла.

Его ноги на дороге, голова в кустах.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр голова в кустах.

Принесли его домой, он веселый и живой.

Припев: Тыр, тыр, тырырыр, он веселый и живой. 

Игра «Никанориха гусей пасла» (игра с пением)

Козлик стоит в середине круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют:

«Никанориха гусей пасла да пустила в огород козла. Никанориха ругается, а козел-то улыбается».

Затем дети «шаркающим шагом» идут врассыпную по залу и «козлик» тоже. По окончании мелодии дети должны встать парами «живот к животу», обнявшись. У кого нет пары — тот козлик. Ему все громко говорят, грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!»

Музыкальный руководитель. Бабушка, дедушка, научите нас какой-нибудь русский хоровод водить.

Баба. Да с радостью! Вставайте все в большой круг. Вы будете петь песенку «Во саду ли, в огороде», а дедушка расскажет, как надо танцевать. Договорились? Начали!

Музыкальный руководитель и дети разучивают хороводный танец па музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Танец «Во саду ли, в огороде»

1-я часть — дети идут по кругу топающим шагом, колени чуть согнуты (на пружинке).

2-я часть — дети делают два шага в центр круга и говорят громко: «О-хо-хо!», затем два шага назад и говорят: «А-ха-ха!» (слова можно заменить).

3-я часть — дети, поворачиваются к своей паре лицом. Прохлопывают ладошками (тарелочками) ритмический рисунок: четверть, четверть, три восьмых, — и под ручку меняются местами (2 раза).

Музыкальный руководитель. Понравилось вам у бабушки и дедушки в гостях, ребята? А теперь давайте прощаться. До свидания, бабушка и дедушка, спасибо за гостеприимство.

Дед. Приходите еще, ребятушки. Приносите в следующий раз с собой две деревянные ложечки.

Баба. А мамы пусть для этих ложечек сумочку вам сошьют. Да не простую, а из разноцветных лоскутиков.

Музыкальный руководитель. А что мы с ложечками делать будем? Неужто играть нас с ребятами научите?

Дед. Научим, научим, и не только на ложках!

Баба. На трещотках, на дощечках и на других народных инструментах. До свидания! До новых встреч!

Музыкальный руководитель. И нам с вами, ребята, расставаться пора. Снимайте свои обереги и аккуратно в этот сундук складывайте. Вот молодцы! До свидания!

Занятие № 2

Программное содержание: разучить с детьми русский народный танец «Светит месяц», познакомить с народным инструментом — деревянной ложкой и ее частями: палочка, щечка, черпачок. Показать, как играть на ней. Разучить новую игру «Ремешок».

Музыкальный репертуар: «Светит месяц», русская народная мелодия, «Как у бабушки козел», народная песня «Ремешок», игра.

Оборудование: игрушки бибабо: дед и баба. Обереги, ленты, кушачки и пояса, ширма под деревенскую избу, ремешок, деревянные ложки.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель встречает детей в народном костюме и предлагает им одеть обереги — кушачки, пояса, ленты.

Музыкальный руководитель. Ребята! Вспомните, куда мы с вами в прошлый раз в гости ходили? Правильно, к бабушке и дедушке. Сегодня мы опять к ним пойдем. Они обещали научить нас на ложках играть. Давайте пойдем с вами «хороводным шагом» и вспомним тот хоровод, которому нас дедушка и бабушка научили.

Дети входят в зал хороводным шагом и в продолжение его танцуют танец под русскую песню «Во саду ли, в огороде».

Затем педагог работает над развитием голоса детей, пропевая голосовые упражнения: «открывание скрипучей двери», «рисуем картинки».

На ширме появляются Дед и Баба.

Музыкальный руководитель. Здравия желаем, хозяин с хозяюшкой! Ребята повторим все вместе еще раз громко: «Здравия желаем, хозяин с хозяюшкой!»

Дед. Здравствуйте, детки. Я уж вас издалека приметил, думал, чужие, а они свои, родные!

Баба. Проходите, милости просим! Танец наш вы быстро выучили. Я вас сегодня другому научу - парному! Умеете в пары становиться, молодец к молодице? А ну-ка, попробуйте, встали парами по кругу. Добры молодцы руки подбоченившись, держат. А красны девицы их под ручку взяли  и посмотрели на них. Это очень важно — уметь красиво встать, чтоб и самим приятно было, и люди бы порадовались!

Музыкальный руководитель. Ах, вот оно что! Поняли, ребята, как это важно — правильно на танец встать, тогда он будет красивым. Вы готовы?

Музыкальный руководитель поверяет, правильно ли встали дети.

Баба. А ну-ка, дед, подыграй нам, а мы первый круг выучим.

Дед. Это можно! Звучит в грамзаписи русская народная мелодия «Светит месяц»)

Дети разучивают танец на русскую народную песню «Светит месяц».

Танец «Светит месяц»

1-я часть — дети идут парами по кругу под руку, мальчик в кругу, девочка за кругом.

2-я часть — дети повернулись навстречу друг другу и выполняют движения руками под музыку: хлопок в ладоши, хлопок друг другу, руки на пояс, затем удивились (развели руки в стороны), хлопок в ладоши, хлопок друг другу, и в ладоши хлоп, хлоп, хлоп (движения выполняются точно под музыку).

После танца дети садятся.

Дед. Ай да молодцы, ребята! А теперь мы с вами учиться играть на ложках будем.

Дед подает короб с ложками. Дети берут по две ложки.

Баба. Сначала я расскажу, какие у нашей ложечки есть части. Вот палочка. А вот это — щечка, а вот эта часть, которой мы щи из тарелки зачерпываем, — черпачок. Возьмите ложки за палочки и поверните щечки друг к другу. А теперь все вместе стучим три раза. (Дети повторяют ритмический рисунок несколько раз)

Баба. А теперь мы с вами повторим песенку про нашего козла, а как запоете тыр-тыр-тыры-рыр, можно на эти слова себе ложками подыграть.

Продолжается разучивание русской песни «Как у бабушки козел» с использованием ложек.

Музыкальный руководитель. А теперь поиграем в игру «Никанориха гусей пасла».

Дети два раза играют в народную игру «Никанориха гусей пасла»

Дети садятся.

Куклы на ширме ссорятся, баба за дедом бегает с ремешком.

Музыкальный руководитель. Бабушка, дедушка, не ссорьтесь, что там у вас случилось?

Баба. Да я хотела колобок испечь, а дед последнюю муку просыпал.

Дед. Да не нарочно я, нечаянно. Прости меня, старая!

Музыкальный руководитель. Правда, бабушка, прости его, он и впрямь нечаянно. Дай-ка нам свой ремешок, мы с ним поиграем, а ты пока в амбар сходи, по коробу помети, по сусекам поскреби, вот и наберешь немного муки на свой колобок.

Баба. Ну, уж будь, по-вашему. Кабы не вы — досталось бы деду на орехи! (Уходит.)

Музыкальный руководитель разучивает с детьми новую игру «Ремешок».

«Ремешок» (игра с пением)

Дети сидят по кругу на полу. Водящий с ремешком идет за кругом и выбирает, кому бы положить его. Все поют:

- Прячу, прячу ремешок под ракитовый кусток. А кто зорьку проспит, того бить колотить. У-у!

Тот, кому положили ремешок, должен быстро встать и догнать водящего. Водящий быстро занимает пустое место.

После игры дети садятся на места.

На ширме появляется дед и баба, у нее в руках колобок.

Дед. Ай да, баба! Молодец, колобок испекла!

Баба. А есть такие молодцы, что на грядках огурцы! Думаешь, что он с головой, а он внутри пустой!

Дед. Не сердись, баба, я для тебя подарочек приготовил. Вот какие красивые бусы тебе из красной рябины смастерил, носи их, не теряй и своего деда не ругай!

Баба. Ну, спасибо тебе, дед, уважил, какие красивые бусы, и не скажешь, что из рябины. А вы, ребята, сможете такие сделать?

Дед. Бусы не только из рябины сделать можно, но и, например, из шиповника, желудей.

Музыкальный руководитель. Спасибо вам, дедушка и бабушка, а нам пора домой. До свидания!

Занятие № 3

Программное содержание: учить детей овладевать простыми дробями (элемент русской пляски) в сочетании с частушкой, обязательно с веселым настроением; закреплять пройденный с детьми материал; выучить новую народную песню «Мастерская».

Музыкальный репертуар: «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц», «Сеяли девушки яровой хмель».

Оборудование: народные музыкальные инструменты, обереги для детей, деревянные ложки.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. 

Бегали, ходили, озорными были,

А вот встали мы в кружок,

Кто с тобой стоит, дружок?

Педагог предлагает детям пропеть имя своего соседа: Машенька, Коленька — в уменьшительно-ласкательной форме.

Музыкальный руководитель.  А к кому мы в гости ездили, помните? Правильно, к бабушке и дедушке. Хотите снова встретиться с ними? Тогда вставайте снова в хоровод и вспомним, как нас бабушка и дедушка учили его водить.

Закрепляется умение исполнять хоровод «Во саду ли, в огороде» и танец «Светит месяц» 

Затем педагог предлагает детям упражнения для голоса (приложение1)

Упражнения для пластики рук и ног (приложение 2)

Дети садятся.

На ширме появляются Дед и Баба.

Баба. Ай, люди, ай, лю-ли, к нам ребятушки пришли!

Дед. Это хорошо, ребята, что вы опять к нам в гости пришли. У меня для вас ещё инструменты русские народные есть. Хотите на них поиграть? Только для начала я вам расскажу, что это за инструменты.

Дед показывает трещётку пластинчатую 

Дед. Вот это трещётка - пластинчатая. Она из деревянных пластинок делается. Слышите, как трещит! У меня еще и другая есть. Дед показывает трещётку круговую. Послушайте, как она трещит. (Показывает) Я ею ворон на огороде пугаю.

Музыкальный руководитель. Дедушка, а кто же изготавливает такие инструменты?

Дед. А изготавливают народные инструменты мастера в мастерских. Давайте песню про них разучим, да споём.

Разучивание песни «Мастера»

Музыкальный руководитель. Дедушка, а можно мы возьмем инструменты и поиграем на них?

Дед подает короб с ложками, трещетками.

Звучит в записи «Сеяли девушки яровой хмель». Дети импровизируют под музыку на ложках и трещётках.

Баба. Ай да, молодцы ребятушки! АА у меня для вас сегодня новая игра«Золотые ворота».

Музыкальный руководитель. Мы очень хотим поиграть в новую игру. Пожалуйста, расскажите, как в нее играть.

Баба. Вставайте в круг. Ты, девица, бери молодца за руки. Вот это воротики. А вы, ребята, в эти воротики проходите. А я  петь буду (поёт):

«В золотые ворота проходите, господа.

Первый раз — прощается, второй раз — запрещается,

А на третий раз не пропустим вас»

Музыкальный руководитель разучивает с детьми игру «Золотые ворота»

(пение а капелла).

Музыкальный руководитель. Спасибо вам, дедушка и бабушка. Нам у вас очень понравилось!

Дед. Приходите еще, мы вам будем рады!

Баба. Доброго вам здоровья!

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика.

Зарядка для языка

 Змеиный язычок. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо—влево, вверх—вниз.

Уколы. Острым кончиком язычка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить, Язычок колит внутреннюю часть губ над нижними и верхними зубами.

Чей длиннее язычок. Вытянуть язычок как можно дальше, попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны правой и левой щек.

Едем на машине. Заводим мотор машины: Р-Р-Р! Он не заводится, еще раз пытаемся: Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р! Завели, поехали. Крутой поворот (звук усиливается), а вот наскочили на кочку, проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе (и т.д.).

Скачки. Имитируем скачки на лошадке, рот то широко открывается, то слегка прикрыт.

Зарядка для губ

«Лошадка». Фыркать, как лошадка, губы при этом дрожит; «трубочка-улыбка» — на счет «раз» тянем сомкнутые губки вне ред, на счет «два» растягиваем их в улыбке (зубки при этом не показываем).

«Веселая дудочка». Вытягиваем вперед сомкнутые губки и двигаем ими по кругу вправо, затем влево; «лошадка» (поит рение).

Все упражнения заканчиваем полным освобождением мышц губ, фыркнув громко, как лошадка.

Послушные губки. Обиделись: нижняя губа — пни:», улыб ка. Нижняя губка на верхнюю взобралась, посмотрела, что 1йМ вдалеке, и на место встала. Верхняя на нижнюю спустились, посмотрела, что там внизу.

 

Зарядка для шеи и челюстей

«Потерялся котенок». Произносим «мяу», широко открывая рот , поворачивая голову влево- вправо- вперёд.

«Разговор про себя». Говорим любую фразу, потешку, четверостишие, не открывая при этом рта.

«Непослушная голова». Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется к правому плечу, левому, затем катается по спине, по груди.

«Робот». Голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вверх, вниз, а затем «ломается», напряжение сбрасывается, голова опущена.

 

Упражнения на дыхание и развитие голоса

«Открываем скрипучую дверь». Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, как бы она сначала никак не поддается, а потом все же ее удалось открыть (снимаем напряжение).

«Рисуем голосом картинки». Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Голосом изображаем, рукой показываем, как бы рисуя в воздухе (например, домик с трубой и дымом, зайчика с длинными ушами и т.д.). Чем выше рука рисует рисунок, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса.

«Непослушная свечка». Сделав бесшумный вдох через нос, подуть на воображаемую свечу тихонько, через улыбку. Свеча не гаснет. Сложить рот в трубочку и дунуть чуть сильнее.

«Дарю тебе мыльный пузырь». Стоя друг напротив друга, выдуть из соломинки воздушный пузырь и передуть его своему партнеру. Можно посоревноваться, у кого дольше не упадет воображаемый мыльный пузырь.

«Отважный летчик». В руке дети держат воображаемый самолет и, подражая ему, на звук «А-А-А» или «У-У-У» (у кого-то «3—3—3» или может быть другой звук, это не важно), выполняют виражи, сопровождая полет характерным звуком: вот самолет набирает высоту, делает «петлю», затем еще вираж, плавно парит, медленно подлетает к аэродрому.

«Катаемся на лифте». Поднимая руку вверх и вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж — высоко, нижний — низко).

«Маляр». Дети красят забор и водят рукой вверх-вниз, и вместе с рукой изменяется их голос, он звучит то высоко, то низко.

Приложение 2

Фольклорная разминка

Дроби ногами:

 «в две ноги» - топать поочередно ногами на каждую четверть такта;

«в три ноги» - топать поочередно на первые три восьмые, четвертая восьмая – пауза;

«горошек» - быстрое, дробное постукивание ногами (на пружинке);

«дробь» - выстукивание ногами ритмического рисунка.

«Ковырялочка» - носочек, пятка, перетоп.

«Шаркающий шаг» -  стоя на одной ноге, другой делаем шаркающее по полу движение. С каждым шагом исполнитель слегка приседает, после шага слегка выпрямляется. Ход выполняется на присогнутых коленях, как бы пружиня.

Руки. Необходимо раскрепостить руки: стряхиваем с рук водичку; сушим на солнышке; просеиваем ситом муку; тянем руки снизу вверх, как будто они прилипли к жвачке; двумя руками показываем, как встает солнышко (руки слева поднимаются вверх); солнышко встало, и греем руки, затем показываем, как солнышко садится; моем окна — «дворники», — это движения руками одновременно; рисунок одной рукой (всей кистью, пальчиком, взяв в руки кисточку), дышим на руки и трем их, как будто пришли с мороза, показываем то одной, то другой рукой далеко, как встает солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий для детей с общим недоразвитием речи

Конспекты музыкальных доминантных занятий по музыкально-ритмическим движениям в соответствии с программой музыкального развития "Гармония" для детей с нарушениями речи...

Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

"Цикл музыкальных занятий на развитие творчества и воображения у детей дошкльного возраста"

Воображение (фантазия) - это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Через воображение ребенок осваивает и познает окружающий мир, моделирует ситуации, которые пока еще ему не дос...

Сценарий музыкально-драматического спектакля: «Родник в восточной стране».

Музыкально-драматический спектакль в исполнении детей старшей группы....

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...

Досуговое музыкальное занятие "Фольклорный праздник Заклички весны"

Ведущий:Выходи народ за плетень, за огород –Солнышко встречать, мороз прогонять.Хоровод « Вот уж зимушка проходит»Ведущий:Сегодня будем праздновать приход весны.Когда- то давным- дав...