Проект « Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
проект по музыке (младшая группа)

: Ребенок, малыш, это маленькое солнышко, чудо. Радость для папы и мамы. Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово  « Адаптация».  А  им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже проживали этот процесс. Дословно понятие « адаптация» означает  приспособление.  Но это не только  приспособление  к новым условиям, но и этап развития, находящихся в этом процессе. После момента рождения малыша ребенок  и родители  прожили  процесс  адаптации и каждый получил свою долю нового для себя.

И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи,  где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум. Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект « Музыкальные занятия в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

 Автор проекта: Карпова Светлана Ивановна,

музыкальный руководитель.

Вид проекта: Информационно  - творческий; групповой; среднесрочный.

Место реализации проекта:  группы раннего возраста

Участники проекта: воспитатели, дети,  музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта: Сентябрь – ноябрь 2022г

Актуальность: Ребенок, малыш, это маленькое солнышко, чудо. Радость для папы и мамы. Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово  « Адаптация».  А  им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже проживали этот процесс. Дословно понятие « адаптация» означает  приспособление.  Но это не только  приспособление  к новым условиям, но и этап развития, находящихся в этом процессе. После момента рождения малыша ребенок  и родители  прожили  процесс  адаптации и каждый получил свою долю нового для себя.

И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи,  где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум. Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.

Цель проекта:  Освоить инновационный метод и сего помощью создать благоприятные условия социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Изучить инновационный опыт;
  • Установить систему взаимодействия участников проекта;
  • Создать эмоционально – комфортную предметно – развивающую среду;
  • Вызвать положительное отношение к музыкальным занятиям у детей;
  • Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
  •  Сформировать систему взаимодействия с родителями для  повышения их педагогической компетенции по вопросам музыкального  развития детей.
  • Систематизировать содержание работы в адаптационный период.  

Гипотеза:  Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста,  (педагог не сразу берется учить петь и плясать. А сначала стремится стать другом. Участником событий в жизни ребенка,  много играет,   все больше заинтересовывая детей) то это позволит  детям значительно легче перенести этот период.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Легко войдут в контакт с музыкальным руководителем, откликнутся на взаимодействия с ним, войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
  • Сформируются первые умения и навыки во всех видах музыкальной деятельности. Предусмотренной программой для этой группы.

 Родители:

  •  Сложится эмоционально- положительное отношение к музыкальным занятиям и детскому саду;
  • Повысится стремление родителей к сотрудничеству.

 Воспитатели:

  • Установится тесное взаимодействие в решении проблем  адаптации;
  • Повысится уровень компетентности воспитателей в организации музыкальных занятий в адаптационный период.

 Программа проекта:

1 этап: Организационно - подготовительный – с 1 по 10 сентября;

2 этап: Основной – с 10 сентября по 15 октября;

3 этап: Заключительный – с 15 октября по 15 ноября.

1 этап: Организационно – подготовительный этап:

  • Изучение методической литературы, повышение уровня педагогической компетенции;
  • Создание эмоционального комфорта;
  • Исследование  социальных навыков детей, посредством посещения групп.
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.
  • Составление планов  работы с детьми, создание системы в планировании;
  1.  этап: Основной:

Принципы работы:

  • Проведение занятий в виде игр непосредственно в группе, в относительно привычной среде для детей.
  • Гибкая структура занятия, основанная на настроении малышей.
  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  1. Этап: Заключительный:
  • Проведение музыкальных занятий в  зале, воволечение малышей в процесс.
  • Приобщение к восприятию музыки, эмоциональному отклику.

 Форма предоставления результатов.

  • Презентация проекта.
  •  Методические разработки, конспекты.

 Методические разработки и рекомендации по вопросам о роли музыкальных занятий в период адаптации.

 Музыка рано начинает привлекать детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Что бы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом  особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

 Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки. Какую же роль в период адаптации выполняю я – музыкальный руководитель? Моя деятельность в этот период не только музыкальная.

 В течение месяца – полутора регулярно посещаю группу.

Первые посещения наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю сведения об особенностях каждого   ребенка, о течении адаптационного периода. По мере  привыкания ребенка к обстановке делаю первые попытки сближения,     т.  е. в зависимости от ситуации могу взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, рассмотреть его игрушку, похвалить ребенка и т.  д.

Первое занятие должно проводиться обязательно в группе, а не в зале, и без использования музыкальных инструментов. Голос – это  универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям. В помощь себе беру игрушку ( кошечку,  мишку или собачку) Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей  вокруг себя, даю возможность попобщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня. Я сейчас буду петь песенку. Как правило, это песня « Кошка» муз. А. Н. Александровой. Первое знакомство музыкой не должно быть затянуто. Чаще всего это 4-5 минут, пока детям интересно. Каждый раз заостряю внимание на фразе: « Я пою». Дети в основном слушают, наблюдают, а иногда пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание к себе. Но для меня главное не отвлекаться, я продолжаю петь песенку до конца, а ребенка можно погладить  в этот момент по головке, осторожно обнять, посадить на колени и прочее. Моя задача в этот период – научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Далее активизирую процесс подпевания: « Как киска молочка просила? Мяу. А как спасибо говорила? Мур, мур.»

Но если ребенок еще не готов  это выполнить – не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно двигают губами, как бы пробуя:  «Смогу ли я?» Следующая установка: « Я пою, я широко открываю рот». Открыть рот – это же так знакомо детям. Они это делают с удовольствием – просто открывают рот без звука. Они уже целенаправленно  запоминают это ощущение  открытого  рта. А затем соединяют эти два действия – открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе поощряю любые   «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, что бы ребенок включился в этот процесс, а  не замолчал.

Но вот на занятие кошка Мурка приносит погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и   манипулирую погремушкой. Предлагаю наиболее активным детям повторить – рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно) И, наконец приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Нерешительным,  малоактивным детям помогаем с воспитателем. Под сопровождение погремушки теперь уже можно  выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Не спешите их заставлять, через 3-4  занятия они сами это выполнят и с удовольствием.

На этапе занятий в группе  дети услышат  звук бубна, металлофона, колокольчика. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем. Пляшем, играем. Дети учатся различать звучание этих инструментов.

И так, этап знакомства закончен, пора знакомится с залом.

В группу приходит игрушка кошка Мурка и я им сообщаю:  «Мурка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Кошка, Мишка и Жучка?». Дети озадачены, но любопытство берет верх. При помощи воспитателя  и няни

« кучкой» идем в зал. Проходим по его периметру и приближаемся к инструменту. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю: « Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка, кошка и Мишка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку – веселую или грустную?» Дети чаще всего выбирают веселую музыку.. После исполнения   некоторые дети нажимают на клавиши. Разрешаю всем желающим осторожно коснуться пальчиком клавиш. И предлагаю помочь мне « Вы будете  хлопать, а  я играть». На этом занятии  впервые звучат песни  с сопровождением, но в основном звучит  мой голос – дети увлечены наблюдением за игрой на фортепиано. Не следует им мешать. Это новая ступенька знакомства с музыкой. Как правило, повышенный интерес к наблюдению за процессом  исполнения на инструменте через два – три занятия угасает, и они вновь активно подпевают, а некоторые  уже и поют, пляшут, играют и сопровождают мое исполнение игрой на шумовых инструментах.

Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы гуляем и пляшем, превращаемся в цветочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из  группы или из дома и учим их тому, чему сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете.  И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне « А мы еще хотим играть, танцевать, петь» « Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки,  музыки, творчества. Без этого он – засушенный цветок»- утверждал  В. А.Сухомлинский.

Часто повторяю детям. Что в музыкальном зале живут песни. Пляски и музыкальные сказки.

 На одном из занятий встречаемся со сказкой « Теремок». В литературном изложении сказка уже знакома детям. И вдруг слова обернулись песней. Но это не просто скзка. Эта сказка решает задачу формирования звуковысотного слуха. Несколько занятий – малыши безошибочно по звучанию определяют, где поет маленькая мышка,  где косолапый Мишка. Добавляю имитацию движений мышки и Мишки – получилась увлекательная развивающая игра. Далее Мишка из сказки « Теремок»  захочет поиграть в игру « У медведя во бору», а в следующий раз он не захочет играть : « Надоело мне играть. Лучше лягу я поспать» - и дети исполнят ему  колыбельную, каждый свою. Это  будут первые попытки музыкального творчества. В следующую встречу споют Мишке песенку « Мишка, мы пришли». Колыбельную мы поем тихим голосом, а при встрече Мишки песенка будет громкая. Идет развитие динамического восприятия.

Наряду с решением проблем музыкального развития решаем проблемы нравственные.

Однажды, в дождливый день, войдя в зал, дети видят около скамейки брошенного зайца. Цикл стихов А. Барто

« Игрушки» хорошо знаком детям и опять они неожиданно для себя открывают, что это можно спеть, и не только спеть. А и услышать, как плачет зайка, как капают его слезки. Анализируя характер  музыки, делают однозначный вывод: «Жалко зайку. Музыка грустная» и самостоятельный вывод: « А я не бросаю свою игрушку». И поверьте, это заменит многократные повторения окружающих,  что к игрушкам следует относиться бережно. Эта песенка обычно глубоко западает к детям в душу. Они с первых  с первых звуков вступления узнают ее, объясняют,   что капают слезки – это зайка плачет. И почти с первой строчки,  еще не зная мелодии, начинают подпевать. А в дальнейшем, довольно часто просят ее исполнить.

Отдельно нужно обратиться к показу, так как действия по образцу являются ведущим приемомб обучения детей в раннем возрасте. Малыши буквально копируют действия взрослых. Поэтому движения следует исполнять выразительно. Надо обратить внимание и на  согласованность музыки и движения, предусмотреть   «огрехи», которые потом очень мешают в работе. Например, раскачивания корпуса при  пении. Часто воспитатель наклоняется к детям при движении. Этого делать не стоит. Корпус должен быть естественен. Иначе дети тоже наклоняются вперед. Что бы этого не случилось, требуется предварительная работа с воспитателем. Не надо бояться и во время занятий поправить воспитателей. Исправляя ошибку воспитателя, дети еще больше  подтягиваются и стараются выполнить движения правильно и изящно. Особенно нравится  детям  изображать  образы из мира  животных и растений. Особенно, если вы сумеете дать точный образ в своем исполнении. В любой  игре или упражнении,   лисичка  должна быть изящной, зайчик ловким и легким,  медведь неуклюжим, цветочек нежным  трепетным,  а веточки гибкими. При показе важны не только движения, но и мимика. Если взрослые вместе с детьми погружаются в образ, то  в будущем  дети процесс перевоплощения воспринимают с легкостью.

Таким образом, в  условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется  баланс в отношениях взрослый – ребенок и выстраиваются гармоничные  отношения ребенка со сверстниками; малыши  начинают активно проявлять себя в музыкальной  деятельности.  При такой организации музыкальной  деятельности в период адаптации дети чувствуют себя комфортно, не испытывают  психологических стрессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...

"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект   "Добро пожаловать в детский...

статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"

Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...

«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....