Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке

Кобзева Елена Владимировна

Что такое ритм и чувство ритма?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritm_2022.docx61.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Кобзева Елена Владимировна

Музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №110 «Ласточка» г. Белово

 

Белово 2022


Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Что такое ритм и чувство ритма? ................................................................5

2. Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей… .7

3. Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей ……….. 7

4. Роль ритма в системах музыкального воспитания. ………………………9

5. Методы и приёмы для развития чувства ритма в дошкольном

учреждении ……………………………………………………………………15

6. Становление чувства ритма……………………………………………….. 20

7. Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста. …………. .21

8. Осознание ритма песни……………………………………………………. 22

9. Рекомендации родителям по развитию чувства ритм

 у дошкольников……………………………………………………………. 27
10. Заключение. ……………………………………………………………… 28

11. Список литературы……………………………………………………… 30

12.Приложение. ……………………………………………………………..  31

   

Введение
 
     Каждый ребенок постоянно сталкивается с многообразием жизненных ритмов. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой. Однако, рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях позволили выделить ведущие противоречия между: современными потребностями общества в активной и легко адаптирующейся к различным ритмическим условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;

• потребностью в ритмически организованной, гармоничной личности и отсутствием теоретического обоснования методического обеспечения по развития чувства ритма как свойства и качества личности детей;

• необходимостью ритмической организации жизненного пространства и наличием разритмизации, аритмичности образовательного процесса.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности. Именно ритм является в человеке и духовной и физической сущностью. При помощи ритма происходит отражение воспитанников духовного мира в двигательных действиях, "живой" телесности, выразительности чувств и эмоций, ярко проявляется индивидуальная духовность субъекта в процессе взаимодействия физического и эстетического воспитания, и поэтому  его развитие очень важно на начальном этапе обучения. Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в НОД различные детские музыкальные инструменты.  

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

И поэтому тема «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях»-актуальна.
    
 
     Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей.

Задачи:1.Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма» на основе анализа теоретических источников.
              2.Рассмотреть особенности развития чувства ритма в дошкольном возрасте.


1.Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест. Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.

Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. (Приложение№1)

2.Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей

Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.

Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.

3.Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей

В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.

 1)Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.  

          2)Ритмические слоги

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания.

«Эмме Пари – известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей, тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Показать на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та» Разница очевидна!

         Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.

           Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;

- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции – это всегда радость и удовольствие для детей.

       3) Игры с картинками

   Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности – приём известный и получающий всё большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое – малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и грустно» и т. д.

      Категория длины и тем более деления длительности – для ребёнка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые «переодеваются» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения.

    4) Чтение слов в ритме.

    Работая над воспитанием ощущения основных длительностей, включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам – те-ле-фон, де-ре-во – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (те-ле-ФОН, ДЕ-ре-во). Для работы над четвертями подходят только двуслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц). Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.

          5) Ритм в стихах, с использованием «звучащих жестов»

       Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

    Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.  Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

     Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)

     Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

     Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

     Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

     Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

     Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

      А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

     Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

          Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

      6) Знакомство с длительностями

      Объяснить детям, что музыка звучит красиво, потому что все звуки разные – долгие и короткие. Обращать  внимание детей на то, что в математике считают «один, два, три, четыре», а в музыке - «раз, два, три, четыре». Особенно это важно в музыкально – ритмических движениях и при восприятии музыкальных произведений. Например: в «Польке» размер 2/4; в «Вальсе» - 3/4.      Детям сообщается, что в одном долгом звуке «помещаются» два коротких.

         7) Знакомство с паузой

     Паузой (прекращение, перерыв) – называют музыкальный знак, обозначающий длительность этого молчания. Детям рассказываю, что такое пауза, показываю, как она выглядит. Они самостоятельно находят паузу в музыкальных сборниках.

           8)Ритмические формулы песенок – попевок

           9) Цветочная партитура

   С детьми разучивается цветочная партитура. Ритм декламируется хлопками. Затем озвучивается на музыкальных инструментах: палочках, ложках, маракасах, бубнах, треугольниках (в качестве музыкального оформления можно использовать «Итальянскую польку» С. Рахманинова)

4.Роль ритма в системах музыкального воспитания:

  Кто занимался изучением данного вопроса?

  Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина.

  Известно, что в основе системы Э. Жак-Далькроза понятие ритма положено как универсальное начало.

  Кратко рассмотрим некоторые системы музыкального воспитания, выделив роль ритма.

  Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания.  Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах.  Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

  Т.Э. Тютюнникова создала программу "Элементарное музицирование с дошкольниками",  которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы.  В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

  Основными видами деятельности на занятиях являются: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду,  который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования,  способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

  "Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.  В основу программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого  воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом" (А.И. Буренина).

  "Этот удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева.  Данное пособие очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм,  стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях.  В основе  разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.     

         Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект. (Приложение№ 2)

Выполнять на одном занятии можно не более четырёх комбинаций, чтобы дети не уставали. Чтобы снять напряжение и доставить детям несколько весёлых минут, можно пошутить с ними: на последнюю четверть сделать «рожки», «носик», «ушки», «крылышки» и т. д.

Обобщая результаты видно, что наряду с повышением уровня общей и мелкой моторики положительная тенденция выявлена и в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей – игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Очень интересно проходит эта работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Формирование фонематического слуха.(Приложение№3)

5. Методы и приёмы для развития чувства ритма в дошкольном учреждении

  Развивая чувство ритма у детей,  большое внимание нужно уделять речевым упражнениям.  Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

   Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха.  Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм,  регистр,  тембр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма. Все эти выразительные средства нами изучаются как в речи,  так и в музыке,  в речевых упражнениях, они доступны детям уже в младшем возрасте.

  Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек , прозаического текста. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей.

  В первом варианте упражнения -  это пальчиковая гимнастика, где с детьми нужно осваивать равномерную пульсацию опосредованно, в данном случае очень важна подача взрослым - вначале музыкальным руководителем, затем воспитателем - ритмической основы текста. Педагогом – музыкантом Т.Ковалевской была издана замечательная книга «Музыкальные пальчиковые игры».  В ней всё очень доступно и просто. Дано название игры, иллюстрация - картинка, иллюстрация – схематическое изображение рук и пальцев, а так же мелодия игры, записанная нотами. Это очень редкое издание, поэтому некоторые пальчиковые игры, которые я часто использую в работе, даны в приложении и переработаны мной.

  Речевое  упражнение является темброво-звуковой и ритмической тренировкой.  Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато).

  Большое разнообразие  ритма стихов, речи помогает развивать полифонический слух ребёнка.  В работе можно использовать наложение простых ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней.

  В речевых упражнениях нужно использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот), плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка, способность слышать выразительность речи.

  Наблюдения показали , что детям нравится игра голосом и фонемами - звуковыми элементами речи.   Такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению.  Ритмически  организованные слоги, фонемы  используют как остинатное  сопровождение к стишкам, как фон для речевых упражнений.

 Фонемы, дополненные движением, или "пластическим жестом" (по Т.Э. Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты. 

   Упражнения с ритмическими карточками позволяют  сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа. 

  Задания постепенно усложняются от занятия к занятию, так как вводится понятие "пауза" - молчание в музыке.  В дальнейшем  игра "дирижёр" -  когда предлагается ребёнку самому выбрать задание для группы.  При работе над развитием чувства ритма можно придерживаться последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на практике и научно обоснована педагогами (например, К. Орфом).

  Развитию чувству ритма нужно удилять внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках)  и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических  упражнениях, под звучание ритмичной музыки.  Такие задания нужно выполнять  детьми в течение года ("Хлопаем в такт", "Шагаем под музыку"). Также предлагается  услышать и передать в хлопках "как бьется сердце музыки" - метрическую пульсацию. При воспроизведении  метрического пульса  шагами, первоначально используют ходьбу на месте, детям также предлагается разделиться на 2 группы: одна группа исполняет метрическую пульсацию шагами, другая группа - чёткой речью или игрой на инструментах.  С второго-третьего   занятия  вводятся длительности - четверти и восьмые. С детьми учатся воспроизводить ритм "шага" и "бега" в таких упражнениях и играх, как "Люди шагают и бегают", "Большие и маленькие капельки"   Первоначально чередование ритма "шага" и "бега" осваиваем в хлопках, затем на музыкальных инструментах, и только после этого - в движении.

  Чередование ритма "шага" и "бега" по фразам  и предложениям требует от детей большего внимания и некоторых навыков воспроизведения метра.  Это - следующий этап в работе над развитием чувства ритма. Здесь очень важно, чтобы ребёнок услышал внутреннее ритмическое движение.  Далее идет выделение сильной доли (акцент) и тактирование размера (отмечание сильных и слабых долей), знак повторения позволяет мне давать детям установку на любое количество повторений (два, четыре и т.д.)

  Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности. До освоения детьми ритмических рисунков нужно научить детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов.

  Таким  образом  прорабатываются модели сначала в двухдольном, а затем и в трёхдольном размере.

  После усвоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмических моделей, знакомлю детей с графическим изображением ритмических блоков. На первоначальном этапе знакомства с записью используют кружки разной величины: большие - четверти, маленькие - восьмые (даю понятие того, что так обозначаются долгие и короткие звуки).

Для обозначения длительностей вводятся ритмослоги.
четверти - та-та,восьмые - ти-ти,половинная - та-а

  Постепенно освоенные таким образом ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструменты, сопроводить свою речь, пение или движение. Сопровождение может   соответствовать  ритму речи или пению (то есть дублировать ритмический рисунок стиха или песни) или содержать в себе остинатный  ритм (постоянное повторение ритмической фигуры).

  Все полученные знания отрабатываются с детьми в специальных упражнениях, а приобретённые навыки закрепляются в ритмических играх и упражнениях  не только в рамках музыкальных занятий, но и в группе в совместной и самостоятельной деятельности.

  Занимаясь с детьми, применяется такой приём, как моделирование элементов музыкального языка, потому что моделирование в различных способах позволяет показать ребёнку и почувствовать в доступной для него форме  особенности выразительных средств музыкального языка и их взаимосвязь, помогает ему воспринять закономерности строения музыкальной речи.  Вместе моделируем ритмические и звуковысотные  отношения, темп, динамику, фактуру, форму. Используем при этом следующие виды моделирования: речевое (различные возможности голоса), графическое (опора на зрительное восприятие), пространственное (рисование руками в воздухе), двигательное (в движении на месте и по залу).

  Развивая у детей чувство ритма, я большое внимание нужно уделить музыкальному движению.   По тому, как ребёнок  двигается, импровизирует под музыку, передавая определённый образ, насколько выразительны его движения, определяется степень развития чувства ритма. Музыкальное  движение  рассматривается как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считается,  что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру.  Сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии.

Очень нравится детям отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») дети без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом  «та», восьмые слогом –  «ти».

Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

Очень часто используя прием отхлопывания ритмического рисунка элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе (длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями: нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.

6.Становление чувства ритма.

  В становлении чувства ритма в дошкольном возрасте  очень помогает наглядный материал. В процессе усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав, но важна дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения.  Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаются в каждое музыкальное занятие как неотъемлемую часть. Для лучшего усвоения  каждую предлагаемую игру неоднократно повторяю и варьирую в течение всего учебного года. Два занятия (одно в полугодие) полностью посвящается развитию чувства ритма. Особенно важным, чтобы занятия по развитию чувства ритма проходили в непринужденном игровом характере, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценки.

  Изучение методической литературы, ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой,  как адаптированной технологии по системе К. Орфа Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци).

 

7.Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.  

  Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.  

  Восприятие ритма, а, следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный. 

  Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.  

  Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры. Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. 

     Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм) .  

  В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.  

Предлагаем музыкальные игры на развитие у детей ритмического слуха. (Приложение №4)

8 Осознание ритма песни 
      Осознание ритма песен следует добиваться лишь после того, как дети вполне уверенно станут ощущать равномерную пульсацию и в состоянии будут точно передать ее в движениях без помощи воспитательницы. Во время исполнения песен мы сначала можем выделить их ритм хлопками. Произносим песни в несколько замедленном темпе, с тем, чтобы дети смогли воспринять расчленение и следовать за ним. На первом этапе выбираем такой материал, в котором четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальном мотиве. Например:

Ма-лень-кой ё - лоч - ке хо - лод - но зи - мой,

Из ле - су ё - лоч - ку взя - ли мы до - мой.

Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или одних восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.

В ритмических упражнениях, кроме разнообразных игровых движений, можно использовать и такие движения, которые способствуют слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания); а также и такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). Дети старшего дошкольного возраста могут акцентировать ритм ногами; младшие -произнесением слогов и выполнением движений игрового характера.

В работе над развитием ритмического слуха необходимо придавать должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм.

Например, паузы . Их вначале целесообразно показывать другим движением, чем нотные длительности, чтобы отделить их друг от друга и дать детям почувствовать это различие в движениях.

Детям трудна бывает такая задача: петь песню про себя, а вслух выполнять один только ритм. Для этого требуется уже отвлеченное мышление, и поэтому такие упражнения проводят со старшей группой, когда чувство ритма (ритмический слух) у детей уже хорошо развито.

Один из способов развития чувства ритма - узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).

Работу по узнаванию песни по ритму. рекомендуется строить в такой методической последовательности:

- выбираем песню с характерным ритмом, отличающим ее от других песен;

- воспроизводим ритм песни закрытым ртом (без мелодии);

- подходящим игровым движением помогаем ребенку вспомнить нужную мелодию;

- выделяем ритм хлопками, ударами по барабану или другими звуками (медленно, тщательно расчленяя);

- выслушиваем высказывания ребят, называющих песни с похожим ритмом, если называют неправильно, указываем, что прослушанный ими ритм несколько иной;

- выражаем удовлетворение и в том случае, если ребенок приводит отрывок текста из середины песни, по которому он ее узнал;

-после того, как дети узнают песню, обязательно следует ее спеть всем вместе, подчеркнуто выделяя ритм.

Для наибольшего успеха в усвоении ритмических формул детьми можно использовать игру: «Эхо». Это упражнение, которое заключается в том, что педагог прохлопывает ритмические мотивы, а дети, подражая, точно повторяют каждый из них. Игра эта станет привлекательной и легкой, если ребенок не только будет подражать хлопкам, но и произносить при этом вслед за педагогом короткие тексты (частушки, прибаутки, песенки и т.п.).

Мотивы, которые можно импровизировать, состоят обычно из двух тактов в размере 2/4. Самыми простыми являются мотивы, построенные на чередовании восьмых и четвертей или обладающие внутренней симметрией. Более трудны мотивы, в конце которых - парные восьмые. Трудны также мотивы, содержащие паузы.

Тексты ритмических мотивов следует придумывать в соответствии с обстоятельствами, с окружением, с настроением детей, со временем дня, временем года и т.д. Их следует всегда сопровождать движениями и звуками (хлопками, отстукиванием, ударами по барабану), с тем чтобы ритм передавался также и в движениях ребенка, а указанные звуки подчеркивали ритмические фигуры.

В старшей группе можно предложить детям самим придумать простые фразы и самостоятельно прохлопать их перед группой. Особенно их воодушевляет, если вопросы-ответы (фразы) включаются в игровую ситуацию

В младшей группе мы обучаем детей воспринимать и передавать равномерную пульсацию, в средней привлекаем внимание к ритму, а в старшей научаем следить за обоими видами ритмического движения, сравнивая, различая и связывая их друг с другом.

В каком бы смысле не говорилось о развитии чувства ритма в детском саду, оно всегда должно проводиться в процессе исполнения различных песен, прибауток - то есть на живой музыке. Хождение детей по кругу под барабанный бой, хлопание в ладоши без пения - все это упражнения вне музыки. Они служат скорее отвлечению внимания и муштровке, чем активному, самостоятельному и свободному развитию ребенка.

Итак, для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют большими группами, другие -индивидуально.

Для определения уровня развития музыкально-ритмического чувства можно предложить:

1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

2. Прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками!»);

3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами!»);

4. Эмоционально выразительно передать в движениях характер знакомого музыкального произведения;

5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте;

6. Передать в движениях характер незнакомого ранее произведения после его предварительного прослушивания;

Проверка проводится на индивидуальных занятиях и по небольшим подгруппам. При этом можно использовать пособия, например, картинки, изображающие танцующих зверей. Ситуация проверки - в приложении № 3.

В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Для закрепления представлений детей о ритмических отношениях звуков, умений точно воспроизвести заданный ритм используется музыкально-дидактическая игра «Теремок»

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что, либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Как же вызвать у детей потребность в движении. Пришла к выводу что, нужно движения преподносить им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавлять музыкальное сопровождение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам. На основе этого приняла решение обогатить и разнообразить свою работу с детьми через использование инновационных методов и приемов, таких как Логоритмика, программа музыкально – ритмического воспитания «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной, использование игровых, музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных танцев – игр, этюдов на основе фольклора разных народов А.И. Бурениной, К. Орфа и др.

9.Рекомендации родителям по развитию чувства ритма у дошкольников

Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи ( Приложение №5)

Заключение

     Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
     В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке существуют разные направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у человека должна быть развита «музыкальная культура». 
     Музыкальная культура – это, с одной стороны часть общей культуры, с другой – показатель уровня этой общей культуры. Музыка – это совокупность взаимосвязей звуков ритма. Составная часть музыкальной культуры – это ритм и звук. Музыка – это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм – это одно из условий его развития. Ритм регулирует длительность, темп, акцент и т.д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а это значит, что музыка развивается по законам ритма.
     Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать «музыкальная культура». 
Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры дошкольников в процессе реализации их возможностей заключающихся: 
в развитии памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логике, интуиции;

в сознании условий для переживания личностного благополучия; 
в развитии детей в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.
      Музыкальные занятия очень важны для расширения и обогащения детских представлений о музыкальном искусстве. Музыка-это сила, которая проявляется в том, что она «вскапывает» детское подсознание.

Вывод : Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше. 

Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. 

Список литературы

  1.  «Этот удивительный ритм» И.М. Каплунова., И.А. Новоскольцева. Издательство «Композитор  Санкт – Петербург». 2005г.
  2. «Игровая методика обучения детей пению» О.В. Кацер Издательство «Музыкальная палитра… Санкт – Петербург». 2008г.
  3. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». А.Н. Зимина.
  4. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», г. Москва 2000г.
  5. «Воспитание ребенка дошкольника» Л.И. Карицкая. «Издательский центр ВЛАДОС» г. Москва. 2004г.
  6. Музыкальное воспитание в детском саду. Н. Ветлугина. Издательство «Просвещение» г. Москва 2000г.
  7. Подвижные игры с песнями в детском саду. Н. Долманова. Издательство «Мысль» 2002г.
  8. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930.
  9. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
  10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
  11. Метлов Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.
  12. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989.
  13. Музыка в детском саду / Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.
  14. Музыка и развлечения / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. — М., 1967.
  15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий - М., 1961

Приложение №1

Младшая группа (1 ступень)

Игры с игрушками или картинками.

Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку), вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями. Игрушке даётся имя.

КОШ-КА – ТА-ТА

МИШ-КА – ТА-ТА

ЗАЙ-ЧИК СТЁПА – ТА-ТА ТА-ТА

К концу года ритм усложняется:

ЗАЙ-ЧИК СТЁ-ПА – ти-ти ТА-ТА

КУК-ЛА КА-ТЯ – ти-ти ТА-ТА

Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щёчкам, по полу (ногами).

Знакомство с длинными и короткими звуками

Звучащий клубок.

Приносится клубок шерстяных ниток. Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезать ножницами. Подобным образом отрезаются нитки разной длины, пропевает то длинные, то короткие звуки.

Игры с именами

ТА-НЯ, та-неч-КА – ТА-ТА, ти-ти-ТА

Так развивается детская познавательная активность, происходит формирование своего Я.

Игры с предметами

Педагог говорит детям, что петь песенки можно про всё, что они видят. Дети ходят с педагогом по залу и вместе с ним прохлопывают и проговаривают названия предметов.

Стол – ТА

Пи-а-ни-но – ТА-ТА-ТА-ТА

Можно составлять цепочку из двух слов

Пианино, стул – ти-ти-ти-ти-ТА

Ритм в стихах

БАРАБАН

Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ!

Я на нём играю сам – БАМ. БАМ. БАМ!

Варианты исполнения:

  • Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленям.
  • Хлопать ладошками по полу.
  • Хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу.
  • Стучать палочками по полу, палочкой о палочку, менять руки с палочками на каждую фразу.
  • Ритмично ударять кулачком о кулачёк.
  • Ударять пальчиком о пальчик.
  • Дети ритмично маршируют по залу: на слова «БАМ, БАМ, БАМ!» шлёпают руками по коленям или хлопают в ладоши.

Упражнения с ладошками.

Одно упражнение делается до тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно.

Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребёнок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память.

  • 4 раза по коленям обеими руками.
  • 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши.
  • 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.
  • 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (повторить)
  • 1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.
  • 4 раза в ладоши.
  • 3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.
  • 2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.
  • 1 раз в ладоши, 1 раз по коленям (повторить)
  • 1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.
  • Поочерёдно правой и левой рукой по коленям.
  • 2 раза по одному колену, 2 раза по другому.

3 раза по одному колену, 1 раз по другому

Приложение№2

НОЖКИ (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 1)

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите – спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА (CD Диск «Палочки-скакалочки» № 10)

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две – снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ (CD Диск «Палочки-скакалочки» №20)

  1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!

  1. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!

  1. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.

Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. ( по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» - удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.

Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре – сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.

Упражнения на развитие чувства ритма. 
1.   Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька»С.Рахманинов. 
2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее или бегут, и наоборот. 
Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить. 
4.  Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой). 
5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети его повторяют. 

Приложение №3

  1. Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас; дети, пождем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

Игры для развития чувства ритма Музыкально-дидактические игры на ритм

Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма.

Средняя группа.

«Веселые лягушата».

Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

 «Три медведя».

Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках.Дети называют, кто пришел.)

Педагог (выводит фигурку) : Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны.. если разделить детей по подгруппам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

«По тропинке».

Цель: Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках. Развивать ритмический слух детей.

Ход занятия: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни: 1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем! (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем. (играют на ложках)

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем, Мишку мы найдем. (играют на бубунах)

«Веселый колокольчик».

Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь

«Не зевай».

Цель: научить детей воспринимать и ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

- точно воспроизводить остинатную ритмическую формулу, после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

- чередовать громкое и тихое исполнение;

- менять поочередно приемы исполнения на музыкальных инструментах.

Текст песни: Раз-два-три, не зевай! Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши, как играть научи!

«Веселые матрешки»

Необходимый материал: большая матрешка и несколько маленьких (по числу играющих).

Ход игры: дети сидят вокруг стола. У педагога — большая матрешка, у детей — маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», — говорит педагог и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм при помощи своих матрешек. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Определим по ритму»

Необходимый материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина — пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры: педагог, выступая в роли ведущего, исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Для различения ритмических рисунков можно использовать знакомые детям песни Е.Тиличеевой «Небо синее», «Смелый пилот»; русские народные песни «Андрей-воробей», «Ба-рашеньки».

«Прогулка»

Необходимый материал: музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры: дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, мы пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять по залу, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», — педагог ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» — изображает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им об землю», — педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», — быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел сильный дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», — постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», — быстро и ритмично ударяет молоточком.

Приложение№4

 «Передай ритм».  

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.  

Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.  

«Слушай и повтори».  

Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.  

«Песня гриба».  

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент.  

Текст песни:  

Дождь идет… дождь идет, 

Дождь грибной… дождь грибной. 

Я расту… я расту 

Под сосной… под сосной. 

Лес притих…. Лес притих 

Под дождем… под дождем. 

Еж сидит… еж сидит 

Под кустом … под кустом. 

«По какому предмету стучу? »  

Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.  

Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.  

Надо музыку послушать, инструменты подобрать.  

Их звучание запомнить и по тембру различать. 

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем прослушивают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А. Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперы «Орфей в аду». 

При повторном слушании музыкальных пьес дети сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием коробочек, ударами в треугольники. Шумовое звучание соответствует характеру музыкальных произведений.  

«Имена и ритмы».  

Цель: Развитие у детей чувства ритма.  

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй.  

«Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков) 

Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.  

Приложение  №5

Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы"

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками).

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

"Прогулка"

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),
По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),
И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).

Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).
Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)
Это я, я, я!

Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).
Молоток: тук-тук (хлопки руками),

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)
Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки)

Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

Да и снова полетели.

Наша ёлка велика (круговое движение руками),

Наша ёлка высока (встать на носочки),

Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

Достаёт до потолка (потянуться).

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

"Мы топаем ногами"

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

Мы руки поднимаем (руки вверх).

Мы руки опускаем (руки вниз).

Мы руки разведем (руки в стороны).

И побежим кругом (бег).

Рисуйте узоры

Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки

Подбирайте рифмующиеся слова

Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под ... (крана)

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке ... (лапу)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался ... (зайка)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая ... (лисица)

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула ... (зайчишку)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему ... (штанишки)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из ... (лейки)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ... (машине)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на ... (стуле)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе ... (живот)

Верещунья, белобока,

И зовут ее ... (сорока)

В реке большая драка

Поссорились два ... (рака)

Здесь хорошее местечко,

Протекает мимо ... (речка)

Между гор издалека

Течет бурная ... (река)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

Мы купили кошке

Новые ... (сапожки)

Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным.  ...

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...

«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...