Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Эх, балалаечка моя».
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: На занятии дети знакомятся с русским народным инструментом, на котором играли их предки. И до сей поры балалайка известна во всём мире как один из символов России. Через познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о балалайке в повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Эх, балалаечка моя».

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

Возрастная группа 4-5 лет средняя группа.

Тема: «Эх, балалаечка моя» (знакомство)

Основные цели: развитие музыкальной деятельности детей на примере русского народного

творчества (знакомство с русским народным инструментом «балалайка»)

- Формировать представления детей об истории появления балалайки.

- Развивать умение отличать звучание балалайки от звучания других народных инструментов.

- Развивать произвольные танцевальные движения в соответствии с характером музыки.

- Развивать игровые умения и навыки.

- Воспитывать ценностное отношение к русской народной культуре.

Дидактические материалы: музыкальный инструмент-балалайка, видео-презентация, портрет композитора, короб, набор струнных и ударных музыкальных инструментов, бутафорские балалайки для игры. 

Оборудование: мультимедийная система, столы, стулья.

Краткая аннотация к работе: На занятии дети знакомятся с русским народным инструментом, на котором играли их предки. И до сей поры балалайка известна во всём мире как один из символов России. Через познание у детей формируются основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У детей возникает потребность применять полученные знания о балалайке в повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.

                                         Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую и познавательную деятельность.

Под музыкальное сопровождение дети заходят в зал, образуют круг.

Музыкальный руководитель: Встали, мы в кружочек дружно,

                                                    Поздороваться нам нужно.

                                                    Здравствуй друг, здравствуй друг,

                                                    Здравствуй весь наш дружный круг!

Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

     Коммуникативная песня – игра приветствие «Здравствуй, друг!»

(Музыка песни «Капель» В. Алексеев)

Зашагали ножки прямо по дорожке, (ритмично шагают по залу врассыпную)

Весело шагали, друга повстречали (останавливаются, находят себе пару – друга)

Здравствуй друг, милый друг, (пожимают друг другу руки)

Посмотри вокруг! (разводят руки в стороны, повороты головы вправо,

                                влево)

Ты мне только улыбнись! (улыбаются друг дугу)

Крепко обнимись (обнимаются).

На проигрыш кружатся в парах, держась за руки.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, посмотрите, что это у меня стоит на столе?

Дети: Это короб.

Музыкальный руководитель:

- Правильно, это короб. Для чего он нужен?

Дети:

Музыкальный руководитель:

- Послушайте загадку, отгадав, узнаете, что в нем лежит.

(Загадываю загадку)

Треугольная доска,

А на ней три волоска

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой!

Узнаю его момент –

Самый русский инструмент –

(Демонстрирую этот инструмент)

2. Актуализация знаний и умений

Дидактические задачи: актуализировать представления о балалайке из жизненного опыта детей.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, скажите, а что вам известно о балалайке?

- Знаете ли вы, как появилась балалайка и почему она так называется?

- Откуда мы можем узнать о её происхождении? (прочитать в книге, посмотреть в интернете, спросить у взрослых и т.д.)  

(Предлагаю детям посмотреть видео-презентацию)

Музыкальный руководитель: Как называют музыканта, который играет на балалайке?

Дети: Балалаечник.

Музыкальный руководитель: А среди вас есть балалаечники?  Мы сейчас посмотрим. Давайте поиграем в игру «Весёлые балалаечники». (в центре круга ведущий с бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Дети, держась за руки идут хороводным шагом и поют: Я по улице гуляю в балалаечку играю, ну ка бала-балалайка, себе друга выбирай - ка. Все останавливаются поворачиваются лицом в круг. На повторении музыки без слов, ведущий выбирает из числа играющих «друга», и выводит центр круга. На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с другом выполняют знакомые танцевальные движения. На повторении ведущих уже двое).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты знаете вы? (ответы детей). Музыкальные инструменты, готовясь к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Как мы это сделаем? (ответы детей). Предлагаю разделить (классифицировать) музыкальные инструменты на две группы: ударные, струнные. Игра «Инструменты по местам»

Музыкальный руководитель: -  На какие группы вы разделили инструменты?

Дети: На ударные и струнные.

Музыкальный руководитель: К какой группе инструментов относиться балалайка?

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи: формировать представление о балалайке и её особенностях; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

Музыкальный руководитель: Балалайка так полюбилась русским людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое называется «Камаринская».

Слушание произведения «Камаринская» П.И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

- Какое произведение по характеру?

- Понравилось вам это произведение?

- Какой музыкальный инструмент вы услышали в этом произведении?

- Как прозвучала музыка? (весело, задорно, быстро, звонко)

- Что хочется делать под эту музыку?

Дети: Под неё хочется танцевать, плясать.

 Знакомлю детей с понятием «плясовая музыка» и предлагаю им поплясать, показываю некоторые русские плясовые движения («каблучок», кружение «полочкой», «вприсядку», различные притопы) Детям предлагаю взять атрибуты для танца: кепки, платочки на голову, платочки в руку.

Произвольная пляска.

5.  Включение нового знания (способа действия) в систему знаний

Дидактические задачи: закреплять представление о балалайке, формировать умение использовать её в окружающей обстановке.

Музыкальный руководитель:

- Ребята, а вы хотите немножко поиграть?

- Тогда отгадайте, что звучит?

Игра «Что звучит? (дети работают с ИА-доской, угадывая по звуку знакомый инструмент).

6.  Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Музыкальный руководитель:

 - С каким инструментом сегодня познакомились?

- Почему она так называется?

- Инструмент какого народа мы сегодня узнали?

- К каким инструментам относится балалайка?»

 Хвалю детей за правильные ответы. Спрашиваю о настроении детей, о том, что больше всего понравилось 

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): Данное занятие будет интересно для музыкальных руководителей и педагогов среднего дошкольного возраста, работающих по комплексной образовательной программе «Мир открытий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Традиционная одежда народов России.

Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей о многообразии народов, проживающих на территории России, формирует представление у детей о традиционной одежде народ России....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»

Краткая аннотация к работе:  Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как  одним из способов  развития познавательной активности дошкольников....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»

Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...