Страна Играндия
статья по музыке

Вайнтруб Ирина Владимировна

Аннотация: в данной статье авторы приводят примеры игр, направленных на развитие музыкального восприятия, а также рассматривают актуальный вопрос практической интеграции психологии и музыки в игре.

Ключевые слова: игра, психология, музыка, музыкальное восприятие, детское дошкольное творчество, музыкальное воспитание.

Игра – единственное место,

Где можно побывать всем нам,

Там волшебство, там интересно,

Там свято веришь чудесам!

Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности в процессе деятельности. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра помогает детям осваивать опыт человеческой деятельности. Игра как научная проблема привлекала внимание многих известных учёных (Е. Аркин, Д. Менджерицкая, Е. Тихеева, А. Усова, Д. Эльконин), которые обосновали теоретические основы игры как одного из важнейших средств воспитания. По мнению Д. Эльконина, игра является для детей одним из средств познания окружающего мира. Особенно важны ролевые игры, позволяющие ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли «дирижера», «композитора», «музыканта» и др. И ролевые, и дидактические игры помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал, артистичность, а главное – интерес к музыке. Игра – это универсальный метод общения с детьми старшего дошкольного возраста. Д. Эльконин считал, что значение игры велико для формирования психических предпосылок к художественно‐творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_igrandiya.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Страна Играндия

Подготовила: музыкальный руководитель Вайнтруб Ирина Владимировна

Аннотация: в данной статье авторы приводят примеры игр, направленных на развитие музыкального восприятия, а также рассматривают актуальный вопрос практической интеграции психологии и музыки в игре.

Ключевые слова: игра, психология, музыка, музыкальное восприятие, детское дошкольное творчество, музыкальное воспитание.

Игра – единственное место,

Где можно побывать всем нам,

Там волшебство, там интересно,

Там свято веришь чудесам!

Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности в процессе деятельности. Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра помогает детям осваивать опыт человеческой деятельности. Игра как научная проблема привлекала внимание многих известных учёных (Е. Аркин, Д. Менджерицкая, Е. Тихеева, А. Усова, Д. Эльконин), которые обосновали теоретические основы игры как одного из важнейших средств воспитания. По мнению Д. Эльконина, игра является для детей одним из средств познания окружающего мира. Особенно важны ролевые игры, позволяющие ребенку реализовать свою потребность в самоутверждении. Дети с удовольствием исполняют роли «дирижера», «композитора», «музыканта» и др. И ролевые, и дидактические игры помогают не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, творческий потенциал, артистичность, а главное – интерес к музыке. Игра – это универсальный метод общения с детьми старшего дошкольного возраста. Д. Эльконин считал, что значение игры велико для формирования психических предпосылок к художественно‐творческой деятельности.

Игры на музыкальном занятии могут быть обучающие, развивающие, творческие, закрепляющие определенные умения и навыки. Творчество детей развивается в разнообразных играх, при создании необычных ситуаций, требующих выдумки, детской фантазии, эксперимента, воображения.

С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти – всей гаммы сложных чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.

Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем‐либо уже встречавшимся ему в жизни. Но восприятие музыки – процесс сложный, требующий внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления. Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, направить его основное внимание на осознание значения различение жанров и некоторых средств музыкальной выразительности и т. д.

Как мы уже упоминали ранее, игры – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственкомпетентность), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры‐эстафеты), третьи – конструкторские навыки (конструктивные игры), а мы приведем примеры из практической интеграции музыки и психологии в игре.

Цикл авторских игр: «Превращения».

Цель: отработка эмоций, развитие позитивного самовосприятия, коммуникативных навыков, тактильной чувствительности.

1. «Живая музыка». Условия игры: с переменой характера музыки дети изменяют мимику, движения, затем рассказывают о своих чувствах и ощущениях.

2. «Рисуем сказку на спинке» (два варианта).

1 вариант: дети слушают сказку и «рисуют» иллюстрации к ней на спине впередистоящего или сидящего ребенка.

2 вариант: «Массаж музыкой» – дети слушают музыку и «рисуют» ее на спине впередистоящего ребенка. С изменением характера музыки, прикосновения должны изменяться. Обязательное обсуждение!

3. «Червячок, куколка, бабочка». Правила игры: с изменением характера музыки дети поэтапно превращаются из червячка, ползающего по полу, в «твердую» стоящую куколку, затем в медленно вылупившуюся из куколки «бабочку».

4. «Сахарок в стакане». Условия игры: дети – «кусочки сахара» – очень медленно под музыку «растворяются» в воде.

5. «Ключи от зоопарка». Правила игры: дети делятся на «ключи» и «зверей». «Ключик» выбирает картинку с изображением животного. «Звери» изображают мимикой и движениями задуманного животного. «Ключи» выбирает из «зверей» изображенного на картинке и открывает замок. Если ключик отгадал, все танцуют, выполняя движения загаданного животного.

По нашему мнению, игра – это «экологически чистый» вид деятельности, если можно так выразиться. Игра помогает ребенку раскрыть в себе творческие способности, умение созидать и познавать. Социализация ребенка – особенно в дошкольные годы – немыслима без игровой составляющей. Потом мы считаем, что чем больше внимания будет уделяться игре со стороны родителей и специалистов, тем психологически более здоровым и развитым вырастет ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой ситуации во второй младшей группе “Путешествие в страну “Играндию”

Конспект игровой ситуации во второй младшей группе“Путешествие в страну “Играндию”...

"Путешествие в страну Играндия"

Спортивное мероприятие в группе раннегор возраста вместе с родителями...

Развлечение в средней группе «Путешествие в страну Играндию»

Цель: совершенствовать двигательную активность через подвижную игру...

Спортивный досуг «Страна Играндия»

Спортивный досуг для подготовительных групп «Страна Играндия»...

Квест - игра "Путешествие в страну Играндию"

Сценарий квест  - игры физкультурно - оздоровительной направленности для старших дошкольников с использованием авторского нестандартного пособия "Квест - дорожка".Согласно игровому сюже...