МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
методическая разработка по музыке

Шумакова Александра Петровна

Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего возраста. Приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении – вот те основные задачи, решение которых возложено на плечи преподавателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения», - именно эту особенность подлинного художественного произведения следует использовать педагогу в своей деятельности.

Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости ко злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально – выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались, стали еще привлекательнее и интереснее. 

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы,  доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.

Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя.

В.А. Сухомлинский

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shumakova.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

А.П. Шумакова

детское дошкольное учреждение №107 Центрального района

Самые первые впечатления малыша от встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Какими они будут – зависит, прежде всего, от нас.

С. Коротаева

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждения

Я. А. Коменский

Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего возраста. Приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении – вот те основные задачи, решение которых возложено на плечи преподавателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения», - именно эту особенность подлинного художественного произведения следует использовать педагогу в своей деятельности.

Большую роль для ребенка играют первые знакомства с театром и полученные впечатления: музыкальные постановки, кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений. Для решения эмоционально – нравственных задач главное не изощренность, а отбор проигрываемых ситуаций и эмоциональное отношение детей к происходящему. В этом смысле кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений продолжают и упрочивают эмоциональные впечатления и переживания, сближают детей с персонажами. Важно обратить внимание на то, чтобы появлялось общение персонажей со зрителями, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей. Впечатления складываются уже в подготовительный период, когда педагог рассказывает детям сюжет, который будет разыгрываться в спектакле, описывает сцены. Может быть использован такой прием, когда взрослый незаметно наталкивает внимание детей на разыгрывание именно нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор. Детям можно принять участие в приготовлении декораций и второстепенных действующих лиц. Они должны быть простыми, можно использовать отдельные элементы. Важно проследить за изменениями реакций зрителей. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, воспитатель предлагает возможные варианты поворота событий, этим приемом выявляя пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. От взрослого требуется выдумка и находчивость. Этот процесс помогает детям понимать друг друга, заостряет внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями.

Можно использовать такие приемы, как:

  1. Обсуждение произведения;
  2. Игры-беседы с персонажами;
  3. Выставки рисунков.

Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости ко злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально – выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались, стали еще привлекательнее и интереснее.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы,  доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.

Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя.

В.А. Сухомлинский


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буренина А.И. Тутти: Программа музыкального образования детей дошкольного возраста/ А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова -СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.

Соответствует Федеральным государственным требованиям.

  1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева – М.: Просвещение, 1985.
  2. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка

Статья рассказывает о пользе приобщения детей с раннего детства к творчеству....

Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка

Статья рассказывает о пользе приобщения детей с раннего детства к творчеству....

Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего в...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.

Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста

Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста...