КАК РАЗВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ
статья по музыке (младшая, средняя, старшая группа)

Ирэн Супрунова

       Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности – слух, музыкальную память, чувство ритма.

        В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух – способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

        Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Так, развивая звуковысотный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха. Одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, т.е. способность различать звуки разговорной речи.

        Музыкальный слух – качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого.

        У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах – во второй и малой, затем во второй и первой и, наконец, в первой.

        Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем и поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем вступление в разных регистрах – более высоком и более низком и предлагаем детям угадать, кто лает: большая собака или щенок. Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий – щенок. Так же дети отгадывают, кто мяукал – котенок или кошка, какой петушок кукарекал.

        По мере усвоения детьми высоких и низких звуков согласно принципу систематичности и последовательности мы усложняем упражнения. Если первое время дети лишь учатся различать резко контрастные по высоте звуки и передавать их голосом без точного интонирования, то в конце года трехлетним или в начале года четырехлетним мы даем в играх – загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты.

        Как в развитии зрительных ощущений дети сначала различают основные цвета солнечного спектра – красный, зеленый, синий, желтый, так и в развитии слуховых ощущений воспитываем их слух на ладовой основе, знакомим с основными устойчивыми звуками лада (лад – это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков). Наиболее распространены два лада – мажорный и минорный. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvit_muzykalnyy_sluh.docx15.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КАК  РАЗВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

       Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности – слух, музыкальную память, чувство ритма.

        В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух – способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

        Все элементы музыкального слуха тесно связаны между собой. Так, развивая звуковысотный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха. Одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, т.е. способность различать звуки разговорной речи.

        Музыкальный слух – качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого.

        У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах – во второй и малой, затем во второй и первой и, наконец, в первой.

        Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем и поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем вступление в разных регистрах – более высоком и более низком и предлагаем детям угадать, кто лает: большая собака или щенок. Если звук низкий, то лает большая собака, если высокий, тонкий – щенок. Так же дети отгадывают, кто мяукал – котенок или кошка, какой петушок кукарекал.

        По мере усвоения детьми высоких и низких звуков согласно принципу систематичности и последовательности мы усложняем упражнения. Если первое время дети лишь учатся различать резко контрастные по высоте звуки и передавать их голосом без точного интонирования, то в конце года трехлетним или в начале года четырехлетним мы даем в играх – загадках звуки, менее контрастные по высоте, в пределах интервала квинты.

        Как в развитии зрительных ощущений дети сначала различают основные цвета солнечного спектра – красный, зеленый, синий, желтый, так и в развитии слуховых ощущений воспитываем их слух на ладовой основе, знакомим с основными устойчивыми звуками лада (лад – это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков). Наиболее распространены два лада – мажорный и минорный. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...

Развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальных способностей дошкольников

Предлагаем вам стихи – песни, которые помогут развивать у детей ритмическое чувство. Их можно использовать на прогулке, в часы досуга. Их можно петь, но можно весело проговаривать. Они  сами зада...

Статья музыкального работника МБДОУ №52 Глазковой К.А. "Развитие музыкального слуха у детей младшего возраста"

Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах....

музыкальные игры на развитие музыкального слуха, памяти, творчества.

                Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют ф...