Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Кузьминки"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Солдаткина Ольга Петровна

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Кузьминки". Образовательные области: художественное творчество и музыкальное развитие. Знакомство с фольклорным праздником "Кузьминки" в рамках реализации программы "Социокультурные истоки" в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kuzminki.docx24.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Кузьминки»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные области: художественное творчество и музыкальное развитие.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством знакомства с фольклорным праздником «Кузьминки».

Задачи:

  • Закреплять навыки работы на интерактивной доске;
  • Развивать у детей чувство ритма при игре на ложках;
  • Закреплять навык игры на музыкальных инструментах, совершенствовать умение ритмично и слаженно играть в оркестре;
  • Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением;
  • Обобщать у детей знания о народных промыслах;
  • Закреплять умение создавать композицию на силуэтных предметах по мотивам хохломской росписи;
  • Воспитывать любовь к народной культуре и уважение к труду народных умельцев.

Дидактический материал:

  1. Демонстрационный: изделия народных промыслов (хохломская посуда, музыкальные инструменты), ширма для кукольного театра, Царь – кукла бибабо,
  2. Раздаточный: деревянные ложки, инструменты (бубны, трещотки), бумажные силуэты ложек, гуашь (красная, зеленая), тычки, кисти, черные фломастеры, стаканчики с водой, салфетки.

Оборудование: интерактивная доска с пером, магнитофон, фонограммы русских народных мелодий.

Предварительная работа:

  • беседа об истории праздника;
  • разучивание с детьми малых форм русского фольклора (пословиц и поговорок) и стихов;
  • знакомство с хохломским промыслом, элементами росписи;
  • посещение выставки;
  • подготовка раздаточного материала (нанесение желтого фона на силуэты ложек).

Ведущие: Мастерица – воспитатель ИЗО, Сказочница – музыкальный руководитель.

Ход занятия:

Мастерица: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 14 ноября на Руси отмечался праздник кузнецов, ремесленников и рукодельниц. Его называли «Кузьминки». В этот день устраивали базары, где торговали ремесленники и рукодельницы. После ярмарки накрывали большие столы, угощались и веселились от души.

 - Ребята, вы знаете, что такое ремесло? (так раньше называлась профессия)

 - Какие ремесла вы знаете? (ответы детей)

(Мужские ремесла: столяры, плотники, кузнецы, резчики по дереву и др. А женщины занимались рукоделием: плели кружева, вышивали крестиком, вязали, пряли пряжу, ткали, шили.)

 - А знаете ли вы пословицы и поговорки про этот праздник?

(«Кузьминки – первая встреча зимы», «Кузьминки – об осени поминки», «Козьма-Дамиан – кузнец кует лед на земле и на водах»)

Входит Сказочница

Сказочница: Здравствуйте!

        Сядьте рядышком, ребятки,

        Вам сегодня расскажу

Без утайки, по порядку

Сказку. Все вам доложу.

В одной сказочной стране,

Старорусской стороне.

Жил-был царь Долдон.

Всегда за модой гнался он.

Царь: Здравствуйте, здравствуйте все!

        Нынче мода повернулась к старине.

        Во дворце не модно жить,

Избу надобно срубить.

И решил я дело смело:

В город свез я мастеров

Со всей Руси людей умелых,

Тех, кто знает ремесло.

Кто избу царскую мне срубит?

Кто для царя построит дом?

Сказочница: Коль дом построить тебе нужно,

        Сюда мы плотников зовем.

Наши прадеды любовно

Топором тесали бревна,

Гвозди крепко забивали,

Песню громко запевали.

Игра для мальчиков: «Собери избу» (интерактивная доска)

Мальчики по очереди собирают избы по образцу из элементов (стены, крыши, окна).

Царь: Ставеньки узорные,

Тонкая резьба –

До чего ж просторная

Русская изба.

Сказочница: Столяры да плотники –

Отличные работники:

Избу ловко так срубили

И про мебель не забыли.

Столы есть?

 Царь: Есть.

Сказочница: Лавки есть?

Царь: Есть, где царю можно присесть!

И ковры, и скатерти есть!

Ну а где добыть посуду,

Покрасивей бы не худо?

Сказочница: Царь-батюшка, гляди:

Мастерицы к нам пришли

И посуду принесли.

Выходят девочки с хохломской посудой

  1. Посуда наша для щей и каши,

                Не бьется, не ломается,

                Порче никакой не подвергается.

  1. А вот плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Царь: Откуда посуда?

Мастерицы (хором): К вам приехала сама

Золотая хохлома!

Царь: Хочу, чтоб стол царя

Украшала хохлома.

Игра для девочек: «Кто скорей накроет стол» (интерактивная доска)

Выбрать из шкафа посуду только с хохломской росписью и «поставить» на стол.

Царь: Красота-а, лепота-а! А приборы-то где? 

Негоже царю-батюшке руками кушать!

Сказочница: Мастерица, помогай, из беды выручай.

Мастерская - РОСПИСЬ ЛОЖЕК - ВЫСТАВКА

Мастерица: Ребята, проходите в мастерскую, занимайте места, будем украшать ложки хохломской росписью.

- Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому художники из деревни Хохлома украшали даже деревянную посуду. Посмотрите, как ярко раскрашены деревянные изделия.  Давайте вспомним, чем отличается хохломская роспись от других. Какие элементы вы знаете? (веточка, ягоды, листочки, цветы, завитки, усики, сочетание золотого, красного и черного цветов)

Воспитатель  изо обращает внимание на бумажные силуэты ложек и предлагает украсить их яркими ягодками с листиками и завитками, напоминает о правилах работы с тычками, как нарисовать листик при помощи «примакивания» оказывает помощь при затруднении, проговаривает пословицы.

  • Не будет скуки, когда заняты руки.
  • Каков мастер, такова и работа.
  • Делаешь наспех- делаешь на смех.
  • Хорошая работа два века живет.

После окончания работы воспитатель предлагает полюбоваться рисунками и украсить стол с выставкой посуды.

Царь: Ну, молодцы! Угодили царю.

        Всех за работу хвалю.

За такой стол сесть не стыдно.

Нет лишь музыки, обидно.

Сказочница: А ложки деревянные, звонкие забавные?

 Выходят мальчики с ложками

1 Ложки резали мы сами

Из березы, из ольхи,

Их любовно расписали,

А на ручках – петухи.

2 Ложки, ложечки резные

Зазвенят в один момент –

Не простые, расписные,

Древнерусский инструмент.

Русская народная мелодия «Ах вы, сени» (дети исполняют мелодию на ложках, используя различные приемы игры по показу Сказочницы. Царь приплясывает и подпевает).

Царь: Ох, меня вы накормили и потешили меня

Сейчас поеду на охоту. Эй, подайте мне коня!

Сказочница: Царь Долдон, вот незадача –

                Расковался жеребец.

 Царь: Срочно кузнеца найдите,

Иль подкуйте, наконец!

Оркестр  - Дети исполняют на инструментах рнп «Во кузнице»

Физминутка по показу «Кузнец-молодец»

— Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего не подковать!

Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово!

Ставят одну руку в бок,

Другую.

Прыгают на одной ноге.

Опускают ногу на пятку.

Разводят руки в стороны через низ.

Одна ладонь вперед,

Вторая ладонь.

Стучат кулачками.

Показывают «класс»

Царь: Велика Россия наша

        И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Сказочница: Вот и кончился наш сказ

        Про мастеров России нашей,

Про Долдона и про нас.

Царь: А теперь, честной народ,

        Становись-ка в хоровод.

Хоровод по схемам для «Орнаментального хоровода» под русскую народную мелодию 

Мастерица: Ребята, понравился вам праздник «Кузьминки»? А что больше всего? (ответы детей) Приходите к нам еще. До свидания!

Дети уходят под музыку.

Солдаткина О.П., музыкальный руководитель

Лаптева И.Ю., воспитатель ИЗО

Используемая литература:

  1. «Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет» Картушина М.Ю.
  2. «Русские народные праздники в детском саду» Картушина М.Ю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Волшебница-вода"

Данное занятие направлено на углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность...

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...