Мастер-класс для педагогов "Театральные этюды"
консультация по музыке (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Развитие коммуникации у старших дошкольников через театральные этюды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл этюды для детей20.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников с нарушением речи через театральные этюды

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные умения необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей, и огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество. Формирование коммуникативных умений у детей будет проходить более эффективно при условии использования таких форм, как театральные этюды, включающие упражнения на различение эмоционального состояния, на развитие произвольного поведения, навыков межличностного взаимодействия.

Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене; упражнение, в котором есть содержание. Этюд длится тридцать секунд и полчаса, это не важно, важнее, есть ли в нем жизненное содержание. Различают этюды на проявление эмоций; этюды на основе литературного произведения; этюды на определенное заданное событие, а используют: мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюд состоит из завязки, это знакомство с персонажем, местом и условиями; события; кульминации; развязки – разрешение ситуации.

Используя театральные этюды решаются следующие задачи:

  1. Развивать способность изображать художественный образ.
  2. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности.
  3. Учить выражать эмоции и желания, сочувствовать и помогать товарищам, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение.
  4. Создавать условия для организации сюжетно – ролевой игре детей.
  5. Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.

Этюды должны быть близки и понятны детям – ссора, обида, встреча, благодарность, радость, разговор по телефону, поздравление, пожелание и направлены на развитие мимики и пантомимики. А в качестве разминки надо использовать разные речевые игры и упражнения, дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие со словом, но акцент должен делаться только на один из этих видов упражнений, поскольку у дошкольников ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. В результате у дошкольников будет наблюдаться повышение коммуникативной направленности речи и использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение); усвоение способов невербального общения; развитие связной диалогической речи.

Таким образом, театрализованные этюды дошкольников являются эффективным средством развития и коррекции коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Театральные этюды для детей 5-6 лет

«Прогулка»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций: радость, удовольствие, удивление

Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

«Игра с камушками»

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками. Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.

«Жмурки»

Цель: Развивать коммуникацию, творческое воображение, фантазию.

Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка» – в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит – кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка. Игра продолжается.

«Волшебное колечко»

Цель: Через пантомиму передавать черты характера: добрый, злой, справедливый. Развивать творческое воображение.

Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

Театральные этюды для детей 6-7 лет

 «Битва»

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций: радость, гордость, страх. Развитие творческого воображения.

Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй – Змея-Горыныча (голова и кисти рук – это головы Змея). Идёт сражение. Иван царевич одерживает победу, Змей – повержен.

«Дружная семья»

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.

Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вбивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

«Организуем всеобщий театр»

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.

Этюды-упражнения

«Сочиним историю»

Воспитатель начинает историю «Жили-были дети старшей группы одного детского сада», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до воспитателя, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Новая девочка»

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей – недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

«В лесу»

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся, нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это медведь? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей, они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой!

«Хомячок»

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Игра-пантомима «Если бы»

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: королевский трон, куст цветущих роз, аквариум с экзотическими рыбками, костер.

2. Передать книгу друг другу так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка.                                                                      

3. Взять со стола карандаш так, как будто это: червяк, горячая печёная картошка, маленькая бусинка.                                                                        

4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.                            

5. Выполнять различные действия: чистить картошку, нанизывать бусы на нитку, есть пирожное.

«Назойливый комар»

Разогреваем мышцы лица!

Представьте, что у вас нет рук, ног, а есть лицо, на которое садится неугомонный комар. Его можно отогнать только движением мышц лица.

Использованная литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Гурович, Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 2013. - 54 с.

3. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер – класс. Театральный этюд как метод работы над литературным текстом

Смысл этого литературно-театрального этюда заключается в постановке ребенка в разные позиции, прорабатываются понятия «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа по тексту...

Методическая разработка мастер – класса Тема: Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.

Театральные этюды, как средство развития эмоциональной сферы воспитанников.-Практическое овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, методов и упражнений, предл...

Мастер-класс для педагогов "Театральные этюды"

Рекомендации педагогам по организации театральных этюдов с детьми...

Мастер-класс для родителей "Осенние этюды"

Формирование желания к совместной творческой деятельности....

Мастер-класс: «Театральный этюд, как инновационный прием развития музыкально - творческих способностей детей»

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.Задачи:1....