Мастер-класс: «Театральный этюд, как инновационный прием развития музыкально - творческих способностей детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шматова Виктория Васильевна

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с методом «этюд» и его применением в практике образовательной деятельности с детьми;

2. Познакомить с приемами проведения театрального этюда.

3. Проиграть этюд на основные эмоции «Радость» , «Гнев», «Грусть», «Удивление».

 

Вступительная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения образовательной деятельности с детьми с использованием метода «театральный этюд»

Слово» этюд» имеет французкое происхождение  и переводится как учение. «В театральной деятельности этюд - это маленький спектакль, в котором должны происходить определенные событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Театральный этюд- это игровая деятельность ребенка, когда ребенок пластикой, жестами, мимикой, движением или статикой передает какой-то образ или сюжет. Когда образ или сюжет знакомы ребенку, он может передавать его без словесного описания воспитателя. (Н-р, поведение зайчика детям хорошо знакомо по мультфильмам, сказкам, картинкам, поэтому театральный этюд «Зайчик прячется от лисы» дети могут исполнить и без помощи воспитателя. Но если учитывать то, что память, воображение, восприятие, фантазия и двигательные возможности у всех детей еще не в полной мере развиты, то словесные или двигательные подсказки воспитателя намного разнообразят передачу данного образа детьми. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти.

С помощью «Этюда» можно развивать:

- память

- воображение;

- мышление;

- актерское мастерство;

- пополнять словарный запас.

-взаймодествие друг с другом

-внимание

Но все, же это игра по правилам, которые задает воспитатель своей речью: содержанием, тембром, силой голоса, эмоциональной окраской. Ведь если воспитатель скажет: «Зайчик прыгал и скакал», детям придется прыгать в соответствии с текстом, а не ползать или бежать. Поэтому театральные этюды помогают воспитателю управлять деятельностью детей и направлять их в нужном направлении.

В своей практике я применяю этюды в разных образовательных областях. А в зависимости от того, какой цели я хочу добиться от использования этюда, включаю данный прием в разные этапы занятия.

За многие годы педагогической деятельности я применяла театральные этюды на всех этапах занятия.

Как правило занятие состоит из следующих этапов:

-оргмомент;

-мотивационный этап;

-ориентировочный этап;

-исполнительский этап;

-динамическая пауза (физкультминутка);

-рефлексия;

-перспективный этап.

Приведу примеры использования этюдов на разных этапах занятия.

1.Оргмомент.

На этом этапе театральные этюды используются для того, чтобы отвлечь детей от свободной деятельности и организовать их на занятие, в непринужденной форме переместить детей в заданном направлении.

Например, если перед занятием воспитатель с волшебной палочкой в руках, обращаясь к детям, находящимся в разных частях группы и занятых разной деятельностью, проведет этюд «Листочки опадают», то это поможет ему привлечь детей к занятию.

То вверх вспорхнем,

То на землю упадем,

То в хоровод тихо соберемся,

И друг другу улыбнемся.

Друга за руки возьмем

И занятие начнем)

1. Разминка.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок».

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнение на дыхание.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

Упражнение на расслабление:

«Куклы-марионетки».  (поднять руку, ногу и т.д.) и тот выполняет их безразлично, как кукла. Цель – создать максимальное напряжение в теле. Далее нити рвутся и кукла падает (стоит на ногах, а тело висит внизу) в полной расслабленности. И на счет 10 постепенно, позвонок за позвонком, поднимается вверх в исходное положение.

2.Ориентировочный этап.

На этом этапе дети знакомятся с темой занятия. Можно просто сказать, тема нашего занятия…Но лучше тему обозначить этюдом. Вот, например, с использованием музыкального этюда «Волк и семеро козлят» под музыкальную композицию Людвига ван Бетховена «Симфония №5». Перед обыгрыванием этюда «Волк и семеро козлят» воспитатель распределяет роли. Затем звучит музыка и под словесное сопровождение воспитателя дети отображают настроение музыки и сказочные образы.

(Начало музыкальной композиции: звучание аккорда, напряженная музыка).

«В одной лесной избушке жила коза с козлятами. Собралась она в лес за травой шелковой. Стала козлятам наказывать:

«Дверь никому не открывайте,

Никого в дом не пускайте.

Сидите тихо, не шумите,

Не кричите, не скачите.

Мой наказ не забывайте-

На засов дверь закрывайте!

А то придет волк и вас съест».

(Звучит спокойная, мелодичная музыка).

Ушла коза за травой шелковой, за водой студеной. Стала цветочки собирать да букетики вязать.

А козлята одни дома остались.

Тихо посидели, поскучали, погоревали.

(Звучит радостная, нарастающая по силе музыка, мажорное звучание)

А потом играть стали.

Запрыгали, заскакали.

Копытцами застучали.

И так громко резвились да веселились,

(Звучат аккорды, напряженная музыка)

Что злого волка разбудили

Да к избушке подманили.

Подошел к избушке.

Постоял, постучал.

Козлятки-то про наказ мамы забыли

И дверь злому волку открыли.

Волк в избушку заскочил,

Всех козлят переловил.

Всех съел, никого не оставил».

-Вот какая беда случилась с козлятками, когда они остались одни дома,- заканчивает этюд воспитатель

3. Динамическая пауза

Театральный этюд очень хорошо использовать в качестве организованного перехода из одной части зала в другую, от одного вида деятельности к другой. Для этого использовался этюд «Гуси летят».

Чтобы переместится в центр зала, нам сначала надо научиться летать, а для этого нам нужно превратиться в гусей. Дети, повторяйте за мной движения:

Гуси шею потянули,

Гуси крыльями взмахнули,

Стали лапками топтать,

Стали громко гоготать.

От земли оторвались,

Прямо в небо поднялись.

Свысока вниз поглядели

И на полянку (коврик) сели.

Лапки вместе соединили

И крылышки на них сложили.»

4.Практическая часть.

Раздать всем желающим карточки с кратким изложением содержания этюда, например

1) «Девочка и котенок». Девочка  гладит котенка который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки девочки.

2) «Кулек с конфетами». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он всех угощает, они берут и благодарят. Разворачивают фантики и показывают как вкусно.

3) «Прохожие». Один прохожий нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощение и соответственно извиниться.

4) «Две подружки»

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.       

Весь перецарапали, лопнул шар:

А две подружки посмотрели-               

Нет игрушки, сели и заплакали.

5) «Ты парикмахер, который, делая стрижку клиенту, отрезал лишнее. Испугался и пытается всё исправить».

 

В заключении хочется сказать, что применение такого приема как театральный этюд не только развивает музыкально-творческие способности детей, но и повышает эффективность занятия и делает его очень живым, эмоциональным, зрелищным и интересным, как для детей и воспитателя, так и для тех, кто его смотрит.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_-_teatralnyy_etyud.docx23.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545) 5-14-77 michskazka@obr.g45.tambov.gov.ru / michskazka.68.edu.ru

 

 

 

Мастер-класс для педагогов:

 

Тема:

«Театральный этюд, как инновационный прием развития

музыкально - творческих способностей детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель

 Шматова Виктория Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.

Задачи: 

1. Познакомить педагогов с методом «этюд» и его применением в практике образовательной деятельности с детьми;

2. Познакомить с приемами проведения театрального этюда.

3. Проиграть этюд на основные эмоции «Радость» , «Гнев», «Грусть», «Удивление».

 

Вступительная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом проведения образовательной деятельности с детьми с использованием метода «театральный этюд»

Слово» этюд» имеет французкое происхождение  и переводится как учение. «В театральной деятельности этюд - это маленький спектакль, в котором должны происходить определенные событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Театральный этюд- это игровая деятельность ребенка, когда ребенок пластикой, жестами, мимикой, движением или статикой передает какой-то образ или сюжет. Когда образ или сюжет знакомы ребенку, он может передавать его без словесного описания воспитателя. (Н-р, поведение зайчика детям хорошо знакомо по мультфильмам, сказкам, картинкам, поэтому театральный этюд «Зайчик прячется от лисы» дети могут исполнить и без помощи воспитателя. Но если учитывать то, что память, воображение, восприятие, фантазия и двигательные возможности у всех детей еще не в полной мере развиты, то словесные или двигательные подсказки воспитателя намного разнообразят передачу данного образа детьми. Получается, основная цель игры – развитие зрительной памяти.

С помощью «Этюда» можно развивать:

- память

- воображение;

- мышление;

- актерское мастерство;

- пополнять словарный запас.

-взаймодествие друг с другом

-внимание

Но все, же это игра по правилам, которые задает воспитатель своей речью: содержанием, тембром, силой голоса, эмоциональной окраской. Ведь если воспитатель скажет: «Зайчик прыгал и скакал», детям придется прыгать в соответствии с текстом, а не ползать или бежать. Поэтому театральные этюды помогают воспитателю управлять деятельностью детей и направлять их в нужном направлении.

В своей практике я применяю этюды в разных образовательных областях. А в зависимости от того, какой цели я хочу добиться от использования этюда, включаю данный прием в разные этапы занятия.

За многие годы педагогической деятельности я применяла театральные этюды на всех этапах занятия.

Как правило занятие состоит из следующих этапов:

-оргмомент;

-мотивационный этап;

-ориентировочный этап;

-исполнительский этап;

-динамическая пауза (физкультминутка);

-рефлексия;

-перспективный этап.

Приведу примеры использования этюдов на разных этапах занятия.

1.Оргмомент.

На этом этапе театральные этюды используются для того, чтобы отвлечь детей от свободной деятельности и организовать их на занятие, в непринужденной форме переместить детей в заданном направлении.

Например, если перед занятием воспитатель с волшебной палочкой в руках, обращаясь к детям, находящимся в разных частях группы и занятых разной деятельностью, проведет этюд «Листочки опадают», то это поможет ему привлечь детей к занятию.

То вверх вспорхнем,

То на землю упадем,

То в хоровод тихо соберемся,

И друг другу улыбнемся.

Друга за руки возьмем

И занятие начнем)

1. Разминка.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок».

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

Упражнение на дыхание.

«Комарик». Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

Упражнение на расслабление:

«Куклы-марионетки».  (поднять руку, ногу и т.д.) и тот выполняет их безразлично, как кукла. Цель – создать максимальное напряжение в теле. Далее нити рвутся и кукла падает (стоит на ногах, а тело висит внизу) в полной расслабленности. И на счет 10 постепенно, позвонок за позвонком, поднимается вверх в исходное положение.

2.Ориентировочный этап.

На этом этапе дети знакомятся с темой занятия. Можно просто сказать, тема нашего занятия…Но лучше тему обозначить этюдом. Вот, например, с использованием музыкального этюда «Волк и семеро козлят» под музыкальную композицию Людвига ван Бетховена «Симфония №5». Перед обыгрыванием этюда «Волк и семеро козлят» воспитатель распределяет роли. Затем звучит музыка и под словесное сопровождение воспитателя дети отображают настроение музыки и сказочные образы.

(Начало музыкальной композиции: звучание аккорда, напряженная музыка).

«В одной лесной избушке жила коза с козлятами. Собралась она в лес за травой шелковой. Стала козлятам наказывать:

«Дверь никому не открывайте,

Никого в дом не пускайте.

Сидите тихо, не шумите,

Не кричите, не скачите.

Мой наказ не забывайте-

На засов дверь закрывайте!

А то придет волк и вас съест».

(Звучит спокойная, мелодичная музыка).

Ушла коза за травой шелковой, за водой студеной. Стала цветочки собирать да букетики вязать.

А козлята одни дома остались.

Тихо посидели, поскучали, погоревали.

(Звучит радостная, нарастающая по силе музыка, мажорное звучание)

А потом играть стали.

Запрыгали, заскакали.

Копытцами застучали.

И так громко резвились да веселились,

(Звучат аккорды, напряженная музыка)

Что злого волка разбудили

Да к избушке подманили.

Подошел к избушке.

Постоял, постучал.

Козлятки-то про наказ мамы забыли

И дверь злому волку открыли.

Волк в избушку заскочил,

Всех козлят переловил.

Всех съел, никого не оставил».

-Вот какая беда случилась с козлятками, когда они остались одни дома,- заканчивает этюд воспитатель 

3. Динамическая пауза

Театральный этюд очень хорошо использовать в качестве организованного перехода из одной части зала в другую, от одного вида деятельности к другой. Для этого использовался этюд «Гуси летят».

Чтобы переместится в центр зала, нам сначала надо научиться летать, а для этого нам нужно превратиться в гусей. Дети, повторяйте за мной движения:

Гуси шею потянули,

Гуси крыльями взмахнули,

Стали лапками топтать,

Стали громко гоготать.

От земли оторвались,

Прямо в небо поднялись.

Свысока вниз поглядели

И на полянку (коврик) сели.

Лапки вместе соединили

И крылышки на них сложили.»

4.Практическая часть.

Раздать всем желающим карточки с кратким изложением содержания этюда, например

1) «Девочка и котенок». Девочка  гладит котенка который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки девочки.

2) «Кулек с конфетами». У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он всех угощает, они берут и благодарят. Разворачивают фантики и показывают как вкусно.

3) «Прохожие». Один прохожий нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощение и соответственно извиниться.

4) «Две подружки»

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.       

Весь перецарапали, лопнул шар:

А две подружки посмотрели-               

Нет игрушки, сели и заплакали.

5) «Ты парикмахер, который, делая стрижку клиенту, отрезал лишнее. Испугался и пытается всё исправить».

В заключении хочется сказать, что применение такого приема как театральный этюд не только развивает музыкально-творческие способности детей, но и повышает эффективность занятия и делает его очень живым, эмоциональным, зрелищным и интересным, как для детей и воспитателя, так и для тех, кто его смотрит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для родителей 2 младших и средних групп "Развиваем творческие способности детей через игру на музыкальных инструментах"

Методическая разработка может использоваться музыкальными руководителями. воспитателями....

Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.

Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"

Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...