Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Музыкальный пейзаж"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Васильева Жанна Юрьевна

Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_muz.zanyatiya_muzykalnyy_peyzazh.docx23.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе   Тема. «Музыкальный пейзаж»

Занятие первое

Цель: Формировать представления детей об искусстве живописи и музыки.

Программное содержание:

Учить детей вслушиваться в музыку, отмечая её изобразительные моменты. Знакомить с творчеством композитора Э.Грига.

Формировать умение детей высказываться о содержании, характере музыки.

Репертуар. Э. Григ, «Утро».

Ход занятия

Перед ознакомлением с этой темой дать представление о жанре пейзажа в живописи на примере картин И. Левитана, А. Куинджи, В. Поленова и др.

М. р. Красота природы всегда привлекала и привлекает внимание не только художников, но и композиторов. Природа дарит музыке журчание ручьев и шепот листвы, пение птиц и рокот морских волн. Композиторы переносят эти звуки и тембры в свои произведения. Так рождались и рождаются настоящие музыкальные пейзажи. Многие из них посвящены временам года. Композиторы Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн и Петр Ильич Чайковский создали целые циклы музыкальных произведений, которые так и называются – «Времена года». В музыке композиторы воплотили и времена суток –  утро, день, вечер, ночь, и разнообразные картины природы – море и небо, облака и лес, горы и поля.

Сегодня мы услышим произведение замечательного норвежского композитора Эдварда Грига. Оно называется «Утро». Послушайте, как композитор нарисовал звуками утренний пейзаж. (Первоначальное прослушивание произведения в записи.)

Что вы услышали в этой музыке? Как вы определите ее настроение? (Ответы.)

Правильно, музыка очень спокойная, просветленная, рисует утреннее пробуждение природы. Послушайте, какая необыкновенная здесь мелодия –  прозрачная, нежная, как бы парящая в вышине. (Проигрывает мелодию на фортепиано.)

А аккорды, которые ее сопровождают, как будто рисуют чистоту и ясность утреннего неба, создают впечатление безграничности воздушного пространства. (На фортепиано исполняется аккомпанемент.)

Родина Грига – северная страна Норвегия. Это страна гор, скал, узких заливов – фьордов; и «Утро» Грига – это утро в горах, свежее и прохладное. Еще раз послушаем эту музыку и подумаем, какие тембры, краски использовал композитор для создания картины утра, какие уже знакомые вам музыкальные инструменты «нарисовали» этот музыкальный пейзаж. (Повторное прослушивание. Ответы.) Правильно, вначале звучит дуэт флейты и гобоя. Композиторы часто «поручают» этим инструментам «рисовать» картины природы, потому что их голоса напоминают звучание пастушьего рожка. Затем мелодию подхватывают скрипки, и она начинает звучать все более громко и ярко. Как вы думаете, на что это похоже? (Ответы.)

Да, на восход солнца. И сам Григ написал об этой музыке так: «Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака». Вы помните, что форте означает «громко»; в момент громкого звучания музыки как будто солнце встает, и его сияющим лучам радуется все живое. Мы слышим, как флейты подражают щебету птиц, как светло и умиротворенно звучит мелодия утра.

Хотите воплотить в красках этот прекрасный музыкальный пейзаж? (Дети «рисуют» музыку.)

Занятие второе

Цель: Формировать представления детей об искусстве поэзии и музыки.

Программное содержание:

Учить детей вслушиваться в музыку, отмечая её изобразительные моменты. Знакомить с творчеством композитора С.Прокофьева.

Формировать умение детей высказываться о содержании, характере музыки.

Репертуар. С.Прокофьев, «Утро», «Ходит месяц над лугами»

Из цикла «Детская музыка».

Ход занятия

М. р. Замечательные картины природы, музыкальные пейзажи писал и русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Природа была ему близка с детства. Уже будучи взрослым, живя за городом, он любил летом очень рано встать и три-четыре часа гулять по красивым, живописным местам. Вернувшись домой, восторженно рассказывал об увиденном: какими дорогами проходил, какие ручьи и овраги встречались на его пути, как звучал рожок пастуха. А вечером «любовался, как месяц гулял по полянам и лугам».

Картины природы нашли отражение в музыке композитора. Сегодня мы с вами услышим две его пьесы из цикла «Детская музыка»: «Утро» и «Ходит месяц над лугами». Сейчас прозвучит пьеса «Утро». (Прослушивание пьесы.)

Что вы услышали в этой музыке? Какое утро представилось вам? (Ответы.) Действительно, музыка рисует раннее утро; в ней много воздуха, света и любования красотой природы. Обратите внимание, как отделены друг от друга звуки баса и мелодии: это создает ощущение пространства между небом и землей, деревьями и облаками. (Исполняется начальный фрагмент пьесы.)

Если «Утро» Эдварда Грига, которое мы слушали на прошлом занятии, отражает утро в горах, то «Утро» Сергея Прокофьева – это музыка нашей широкой равнины, милых сердцу березок и ручейков. О русской природе замечательно писал поэт Сергей Есенин. Послушайте его стихотворение «С добрым утром», подумайте и скажите, созвучно ли его настроение прослушанной музыке.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(Высказывания детей.)

Верно, музыку и стихотворение объединяет очень светлое, возвышенное настроение. А сейчас прозвучит еще одна пьеса Сергея Прокофьева –  «Ходит месяц над лугами». Послушайте, а потом скажите, что услышали в музыке. (Прослушивание пьесы. Ответы.)

Правильно, это ночной пейзаж, «нарисованный» звуками. Нежно и распевно течет мелодия, напоминая тихую, ласковую колыбельную. И мелодия, и мягкий, покачивающийся аккомпанемент рисуют картину тишины и умиротворения, когда вся природа спит и лишь молодой месяц ходит над полями и лугами... Такую же замечательную картину летней ночи нарисовал и поэт Сергей Есенин в стихотворении «Ночь».

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.        

Серебрится трава    

Орошенных степей.  

Ночь. Вокруг тишина.  

В природе все спит.

Своим блеском луна      

Все вокруг серебрит.

И в музыке Прокофьева, и в стихах Есенина воспеты покой и тишина летней ночи, мир родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе музыкальный руководитель: Долгушева Любовь Николаевна. Воспитатель: Рябова Ольга Владимировна

Цели и задачи:Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус. Знакомство с музыкальными профессиями: пианист, дирижер, композитор, певица. певец.Закрепить ...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом  органом. Используются иллюстративный материал и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха в исполнении органа....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

На занятии дети знакомятся с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С Баха....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Музыкальные инструменты и виды оркестра"

Рас        Интересное занятие  о музыкальных инструментах и видах оркестра....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Музыкальный альбом"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе...