Мастер-класс "Коммуникативные игры и танцы в в жизни детей"
учебно-методический материал по музыке

Фузеева Евгения Федоровна

Мастер-класс представлет собой знакомство с технлогией коммуникативных танцев и игр используемых в жизни детей дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Технология «Коммуникативные игры и танцы в жизни детей»

Музыкально-ритмическая деятельность на ряду с другими видами образовательного процесса является важной частью речевого развития детей дошкольного возраста.

           Коммуникативный танец  один из средств развития речевого общения.

          Общение является важным условием психологического развития ребенка, формирования  его личности, его социализации. Общение, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств, обогащают совместную деятельность, в результате чего формируются новые взаимоотношения между детьми.

           Коммуникативный танец- это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.

           Коммуникативные танцы возникли в 20 веке на основе народно- бытовых танцев. Понятие «коммуникативный танец» формировались постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в системе музыкально-ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога

Жак- Далькроза. Далее идею сочетания музыки и движения как средства раскрепощения, свободы тела и духа развил немецкий композитор К.Орф. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира, поэтому включил в свой сборник «Шульверк» фольклорные танцы разных стран. Его последователями являются такие российские педагоги, музыканты, как Буренина, Тютюнникова, Поплянова, Куприна, Жилин.

          Т.к. коммуникативные танцы в основном построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Такой танец способствует визуальному развитию чувства формы, т.к., различные части музыки иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования (движение по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», «квадраты», «змейки»).

Разучивая коммуникативные танцы, дети познают себя, сверстников. Знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей. А все присутствующие являются участниками и создателями танца, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце игре.

          Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми. Их разучивание не занимает много времени, т.к. танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но только с новым партнером.

          В коммуникативных танцах и играх могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательно - реабилитационной работы:

-развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.

-развитие эмпатии (сопереживания), сочувствие к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

          Коммуникативные танцы бывают трех типов:

-индивидуальные: направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

-парные танцы- способствуют открытости по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его.

–групповые танцы дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

          Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Это игра «Ручеек» с использованием предметов (платочек) и без, танец «Приглашение», игра «Ищи», «Мы решили танцевать», «Соседи», «Брейк Миксер» (США), «Бинго» (США), «Тетера» (Россия), «Светит месяц» (Россия).  Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, которые облегчают их запоминание.                        Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки тех детей, которые неуверенно чувствуют себя в детском коллективе.  Контакт осуществляемый в танце, еще больше развивает доброжелательные отношения между детьми, нормализуя микроклимат в детской группе. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, притоп, кружение, подпрыгивание, лодочка, выкрики, приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения. В некоторых танцах дети и педагог могут импровизировать, воспроизводя движения различных профессий- сапожника, прачки, повара, столяра или показывая повадки животных и птиц.

          В последнее время важной частью в проведении праздников стало включение коммуникативных танцев- игр с родителями. Дети имеют возможность игрового общения не только со сверстниками. Но и со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Дети танцуют с родителями коммуникативные танцы: «Бесконечная полька», «Мы решили танцевать», «Пяточка- носочек», играют в игры: «Здравствуйте, мальчишки», «Ручеек», «Человек к человеку» и др.

           Коммуникативные танцы и игры важно использовать в работе с детьми с ЗПР и ОНР. Такие дети в силу своих психофизических особенностей испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Что мешает их благоприятной социализации и полноценному развитию.

          Коммуникативные танцы и игры занимают особое место в жизни детей, поскольку они развивают и развлекают. Если следовать формуле, что учиться надо весело, то лучшего материала не найти!

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Коммуникативные танцы как элемент музыкально-ритмической деятельности в развитии речи детей» Музыкальный руководитель Фузеева Евгения Федоровна М А ДОУ «ДСКН №7» г. Сосновоборска

Слайд 2

Коммуникативный танец - это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.

Слайд 3

Задачи: -воспитание чувства ритма и музыкально - ритмической памяти; -сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.

Слайд 4

В коммуникативных танцах реализуются направления работы: -развитие динамической стороны общения; - развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения; - развитие позитивного самоощущения, положительной самооценки;

Слайд 5

Коммуникативные танцы Развивают взаимопонимание Способствуют развитию чувства формы у дошкольников Развивают ориентировку в пространстве

Слайд 6

Коммуникативные танцы 3 типа: Индивидуальные упражнения Групповые танцы Парные танцы

Слайд 7

Коммуникативные танцы можно использовать:

Слайд 8

-на праздниках;

Слайд 9

-

Слайд 10

Коммуникативные танцы можно использовать: -на праздниках; -на семейном клубе; -на праздниках; -на переменах в школе; -на гимнастической разминке ; - на уроках ритмики;

Слайд 11

на уроках ритмики и переменах в школе; -на праздниках; -на переменах в школе; -на гимнастической разминке ; - на уроках ритмики;

Слайд 12

Коммуникативные танцы можно использовать: - -на праздниках; -на переменах в школе; -на гимнастической разминке ; - на уроках ритмики;

Слайд 13

Коммуникативные танцы можно использовать: -на праздниках; -на гимнастической разминке. -на праздниках; -на переменах в школе; -на гимнастической разминке ; - на уроках ритмики;

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Подвижные игры и их роль в жизни детей раннего возраста".

В консультации помещён материал для родителей о значении подвижных игр в жизни детей...

Театрализованные игры и их значение в жизни детей дошкольного возраста.

Работа по развитию у дошкольников творческих навыков в процессе театрализованных игр  у детей углубляет знания об окружающем мире, развивает внимание, память, воображение, активизирует и обогащае...

Словесные и дидактические игры по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Словесные и дидактические игрыпо формированию здорового образа жизнидетей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Хорошо-плохо»ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, на которых нарисов...

Консультация для педагогов. Роль подвижной игры в формировании здорового образа жизни детей

Проблема воспитания здорового ребенка была и остается одной из самых значимых в дошкольном учреждении....

Особенности сюжетно-ролевой игры, режиссёрской игры, игры-драматизации. Их значение в жизни детей дошкольного возраста

Разновидности сюжетной игры, отнюдь не заменяют и не исключают друг друга. Каждая имеет свои преимущества, вносит свой особый вклад в развитие ребенка....

СЛОВЕСНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память....