Моя работа над ритмом
статья по музыке

Кукушкина Олеся Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_nad_ritmom.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальной образовательной деятельности.

«Ритм, в самом деле, был вначале»,- настаивал Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры»

Ритм - один из центральных основных элементов музыки.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.

Развитие ритма считается одной  из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать ритмическую выразительность и передать ее в движении

При осуществлении ритмичных двигательных действий происходит одновременно следующие процессы: восприятие звуков, ассоциация их с движением и чувством удовольствия, координация мышечной системы согласно звуковым представлениям. Во многом эти процессы протекают спонтанно, неосознанно, интуитивно. Но уже прослеживается явная связь между  музыкой, волей и чувствами.

Мир звуков интересует ребенка с раннего возраста. Его внимание особенно обращается на звуки, которые повторяются с определенными интервалами в соответствии с определенным ритмом. Он с любопытством слушает (а затем воспроизводит в своих играх) тиканье часов, стук колес поезда, цоканье копыт лошадей, шаги марширующих солдат, звук машины и многие другие ритмические звуки из окружающей действительности. Поэтому моменты по развитию чувства ритма я включаю уже с младшей группы, а какие – то формы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм  присутствует во всех моментах образовательной деятельности: в  пении, восприятии музыки, музыкально – ритмических движениях, в особенно, на  игре на музыкальных инструментах.

Для развития чувства ритма при восприятии  музыки я использую

- моторно – двигательное уподобление содержанию музыки - щелчки, хлопки, дирижерские жесты

- оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментах с предварительным обсуждением тембра инструмента, соответствующему музыкальному содержанию.

С самого начала занятия я  предлагаю ребятам  проделать упражнение «Волшебный крем»

Описание упражнения.

 Растереть  «волшебный» крем ладошками и  «разбудить» ушки ( растереть)  щечки, ручки, животик.

Ребята по показу педагога с удовольствием простукивают себя  четко под музыку.

 Тем самым, мы развиваем чувство ритма. Так же это упражнение полезно для капилляров

Во время музыкально – ритмического музицирования  я использую различные   музыкальные инструменты. Очень часто прошу сделать инструменты своими руками. Вот, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые бутылки с различной крупой, тазики,  ложки, крышки, кастрюльки, мешочки с орехами, различная бумага, стиральные доски. Играя на таких музыкальных инструментах, дети испытывают чувство радости и восторга В нашем саду я много лет веду музыкальный кружок. Как только я начала вести кружок, сразу возникла идея организовать  оркестр. В оркестре используем различные музыкальные инструменты: ложки, бубны, бубенцы, тарелки, колокольчики. Мы играем песенки, популярные мелодии, попевки, а также сопровождаем игрой на музыкальных инструментах чтение стихов.  

Для развития чувства ритма при пении я использую следующие упражнения:

- Прохлопывания ритма ладошками, палочками

- Узнавание попевок по графическому изображению ритма или отстукиванию ритма педагогом

-Ритмический аккомпанемент ( старший дошкольный возраст)

Во время разучивания песен, чтобы дети не уставали, я предлагаю им сделать музыкальный массаж.  (Музыка «Разминка» Макшанцевой. «Топ – хлоп , малыши»)

Описание упражнения.

Ребята сидят или стоят в кругу, кладут свои руки на спину соседа и на каждую восьмую долю стучат друг друга по спинке.

Похлопаем по спинке

Похлопаем по спинке         хлопают

Похлопаем  по спинке

Очень хорошо

Пальчики попляшут

 Пальчики попляшут          ритмично

«играем» на фортепиано

Пальчики попляшут

 Пальчики попляшут

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом   Ритмично постукиваем кулачками

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом

А теперь, а теперь, мы погладим спинки

А теперь, а теперь, мы погладим спинки            Гладят спинки

А теперь, а теперь, мы погладим спинки

Музыкально – ритмическая деятельность - это вид деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма. Но для правильного, ритмичного выполнения танцевальных движений, нужны систематические упражнения. Именно благодаря таким упражнениям вырабатывается техника движений и развивается чувство ритма:

- Пружинящие полуприседания и вставания на носки , вырабатывающие навык пружинящего  движения

- Ритмичное движение под музыку в соответствии с ее жанровыми, характерными  особенностями- передача музыкального образа (Например, королевский марш льва Сен – Санса или Хромой козлик Кабалевского)

-Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц )- передача музыкального образа

-Танцевальные импровизации

-Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок

-Отработка понятия музыкальная пауза в движении

-Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку

-Выделение музыкальной фразы жестами

-Движение с музыкой и без нее

Очень часто я использую опыт своих коллег. Клепникова Мария Аббасовна из г. Мончегорска предлагает очень интересные ритмические игры

Игра «Узнай песню по ритму»

(Отстукиваю знакомую песню ладошками)

Задание.  «Продолжи пляску»

Описание

Под р. н мелодию исполнить элементы танца. Топать ногой – одна группа, дробный шаг – другая, хороводный шаг- третья. Муз. руководитель сообщает о том, что наш инструмент сломался, а пляска должна продолжаться. (Музыка то приглушается, то становится громкой)

Так же в моей педагогической практике очень часто использую опыт коллег Каплуновой   И. Каплуновой и И.Новоскольцевой. Книга « Мой удивительный ритм» по развитию чувства ритма. Задания носят непринужденный игровой характер. Вот одна из игр.

Ритмическая игра с палочками

Детям шапки гриб купил  Одновременно ударять в пол четвертями,

                                                 «Купил»- палочка на палочку буквой «Т»

                                                  Ударять о пол восьмыми поочередно

Всех в обновки нарядил      Палочка на палочку

Встали детки на носочки      Один удар в пол, передать соседу, взять у соседа слева

Пусть нас видят все в лесочке      Поставить   на пол      

Ветлугина Н. А Музыкальное развитие ребенка» М, Просвещение», 1967г

Картушина М. Ю Вокально-хоровая работа в детском саду М, Издательство «Скрипторий2003»

И.Каплунова, .Новоскольцева «Этот удивительный ритм» Издательство «Композитор» Санкт  - Петербург 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Рабочая тетрадь по работе над ритмом

Тетрадь разработана для работы с детьми в дошкольном учреждении, а также дома с родителями. Упражнения можно использовать как с детьми с ОНР(слоговая структура), заикание....

"Работа над ритмом" (картотека логопедической ритмики)

quot;Работа над ритмом" (картотека логопедической ритмики)...

Презентация -игра для работы над ритмом "Наши любимые песенки

Данная презентация  поможет  воспитателям и специалистам  в развитии чувства ритма у детей. А картинки, любимые песенки и интересные задания помогут сделать занятие  увлекательным ...

Работаем с ритмом.

Опорные карточки для развития ритмических навыков детей.Цель   – развитие  умения различать и воспроизводить заданные темп и ритм. Предназначено для работы над формирова...

Работа над ритмом с дошкольниками

Работа над ритмом с дошкольниками...