« Элементарное музицирование в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в ДОУ»
методическая разработка

Бедарев Александр Александрович

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения путем овладения орф - приемов. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «Родничок»

Филиал №4 «Радуга»

Доклад

« Элементарное музицирование в музыкальном развитии

 детей  дошкольного возраста в ДОУ»

Музыкальный руководитель:

Бедарев  Александр

 Александрович

с. Турочак, 2022

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через игру на музыкальных инструментах и движения путем овладения орф - приемов. 

Я, как и многие педагоги, занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как:

  • выдержка,
  • настойчивость,
  • целеустремленность,
  • усидчивость,
  • развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство  развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, используя на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.

За основу своего опыта я взял «Элементарное музицирование», так как это уникальная возможность:

  • развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
  • воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
  • проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
  • воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
  • тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети,  являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

Методы, используемые в работе:

  • метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;
  • метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать почувствовать ребенку ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру.

Формы учебных занятий:

  • разные виды музыкальных занятий;
  • музыкально-дидактические игры;
  • индивидуальная  и самостоятельная музыкально-эстетическая деятельность;
  • музыкальные досуги

Приёмы, используемые в работе:

  • побуждения,
  • предложения,
  • совместного поиска,
  • наблюдения,
  • помощи.

Последовательность обучения:

  • звуковые жесты (хлопки, движения под музыку, притопы, шлепки…);
  • ознакомление со звучащими самодельными и орфофскими инструментами;

творческое исследование тембро - динамических возможностей орфофских и

самодельных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога

(«дирижер»);

  • импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности  («Как еще можно поиграть на инструменте?»);
  • свободный обмен инструментами по  желанию детей;
  • разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые

представления дошкольников о средствах выразительности (создана система  упражнений, направленных на освоение ребенком за инструментом каждого из средств музыкального языка);

  • формирование представления о мажорном и минорном ладах, их выразительных

возможностях.

Педагогические условия, необходимые для успешного развития музыкально – ритмического творчества детей на музыкальных занятиях.

  • развитие интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • воспитание у детей  веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение музыкально-ритмической деятельности обеспечение   перспектив развития творчества учащихся;
  • целенаправленное, систематизированное использование рассказов или бесед о музыке, музыкантах и музыкальных инструментах, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • отбор музыкальных произведений для изучения;
  • введение в занятия творческих, импровизационных и проблемных задач;
  • смена видов музыкальной деятельности в течении года;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • введение в структуру занятия игровых элементов, дидактических игр.

Ведущая педагогическая идея:

Современные дети, безусловно, отличаются от детей, прошлого поколения. Информационное пространство, в котором они находятся, значительно расширяет их кругозор, развивает познавательный интерес, но, зачастую, не может в полном объеме удовлетворить  духовные потребности и раскрыть индивидуальность ребенка.

Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества.

Как помочь детям дошкольного возраста войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике?

Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для меня «элементарное музицирование» -  система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом.

Технология опыта:

Дети  являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Роль ритма в системах музыкального воспитания:

Проблемой развития чувства ритма занимались такие педагоги, как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина. Известно, что в основе системы Э. Жак-Далькроза понятие ритма положено как универсальное начало.

Кратко рассмотрим некоторые системы музыкального воспитания, выделив роль ритма.

Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание. Упражнения основаны на метрической структуре слова, речи, мелодико-интонационном произнесении, характере звучания.  Во главе воздействия на ребёнка в этой системе находится музыкально-театрализованная игра, в которой гармонично объединены пение, речь, жест, танец игра на музыкальных инструментах.  Речевые упражнения, мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Т.Э. Тютюнникова создала программу "Элементарное музицирование с дошкольниками",  которая успешно прошла апробацию во многих садах и учебно-воспитательных комплексах г. Москвы.  В основу программы положены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики.

Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение ("пластический жест"). Программа органично вписывается в раздел по музыкальному воспитанию в детском саду,  который предполагает обучение игре на музыкальных инструментах. Занятия по данной программе развивают чувство ритма, прививают навык ансамблевого музицирования,  способствуют развитию любви и интереса к музицированию, создают предпосылки к формированию творческого мышления детей.

"Ритмическая мозаика" А.И. Бурениной.  В основу программы вошли идеи швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза и его последователей. Данная программа "…является музыкально - ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом" (А.И. Буренина).

"Этот удивительный ритм" И. Каплунова, И. Новоскольцева.  Данное пособие очень доступно и постепенно вводит детей в метроритм,  стимулирует детский интерес и желание заниматься, развивает чувство ритма, основано на игровых заданиях.  В основе  разработок - идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.

Методы и приёмы для развития чувства ритма в дошкольном учреждении

На занятиях часто применяю "звучащие жесты", так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.

"Звучащие жесты" - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела: хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. Звучащие  жесты я использую,  как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, в музицировании на детских музыкальных инструментах.

Звучащие жесты доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма, внутреннего пульса.  Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствую развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при обучении игре на музыкальных инструментах и танцах.  В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

Упражнения с ритмическими карточками или планшетами позволяют мне сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа.

Развитию чувству ритма я уделяю внимание с самого начала вхождения в мир музыки. Первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах (хлопках, притопах, шлепках)  и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, в ритмических  упражнениях, под звучание ритмичной музыки.  Такие задания выполняю с  детьми в течение года ("Хлопаем в такт", "Шагаем под музыку"). Также предлагаю услышать и передать в хлопках "как бьется сердце музыки" - метрическую пульсацию.  С детскими музыкальными инструментами даю такие задания, как  "Украсим музыку, или помощь оркестру", где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах. Для  восприятия  метра речи я подбираю такие стишки,  потешки, где чётко прослушивается метрический пульс. (( С детьми учимся воспроизводить ритм "шага" и "бега" в таких упражнениях и играх, как "Люди шагают и бегают", "Большие и маленькие капельки"   Первоначально чередование ритма "шага" и "бега" осваиваем в хлопках, затем на музыкальных инструментах, и только после этого - в движении)).

Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности. До освоения детьми ритмических рисунков я учу детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трёх слогов.
Таким  образом  прорабатываются модели сначала в двухдольном, а затем и в трёхдольном размере.

Постепенно освоенные таким образом ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструменты, сопроводить свою речь, пение или движение. Сопровождение может   соответствовать  ритму речи или пению (то есть дублировать ритмический рисунок стиха или песни).

Для осознания соотношений длительности звуков мелодии применял моделирование их с помощью ритмических планшетов. С этой же целью использовал дидактические игры на определение длительности звуков. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма.

Развивая у детей чувство ритма, я большое внимание уделяю музыкальному движению.   По тому, как ребёнок  двигается, импровизирует под музыку, передавая определённый образ, насколько выразительны его движения, определяю степень развития чувства ритма. Музыкальное  движение я рассматриваю как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаю,  что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру.  Вижу, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

Прием «Весёлые ложкари» в развитии моего опыта:

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хотя бы раз дал в руки детям незатейливые инструменты. «А мы будем сегодня играть в оркестре?» Устоять перед натиском детей просто невозможно.  Я им часто оставляю  игру в оркестр на конец занятия.  

 «Как должна быть организована работа по обучению игре в шумовом оркестре?»-чтобы она соответствовала четырём важным для меня условиям:

  • Быть лёгкой для детей и педагога;
  • Быть интересной для них;
  • Быть систематической формой обучения;
  • Быть групповой формой обучения.                                                                                              

Эти  четыре  пункта за время работы превратились в методику.                                     Учение для дошкольников должно быть не только лёгким и приятным времяпровождением, но и интересным.

Занятия с музыкальными инструментами я начинаю уже в группах раннего возраста.  На занятиях  ребята закрепляют навыки игры на инструментах, не имеющим звукоряда, таких, как бубны, маракасы,  муз. треугольник, ложки…

Венцом наших занятий  являются выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях ребята учатся быть ответственными, дисциплинированными,  внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Кружок "Веселые нотки" элементарное музицирование для дошкольников среднего возраста

Пояснительная записка и перспективный план работы на год....

ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах и элементарное музицирование.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам....

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

«Элементарное музицирование для детей дошкольного возраста с ОНР»

статья о элементарном музицировании для детей дошкольного возраста с ОНР...

Значимость элементарного музицирования на музыкальных занятиях в детском саду

Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с ран...

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя на тему: Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования

Речь идёт о новых, скажем точнее, новейших тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих  говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личност...