Конспект музыкального занятия «Как зарождаются звуки»
план-конспект занятия по музыке

Бедарев Александр Александрович

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познаванию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

  1. Обучение детей в умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zarozhdayutsya_zvuki.docx30.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Филиал № 4 «Радуга» МДОУ детский сад «Родничок»

с. Турочак

Конспект музыкального занятия

«Как зарождаются звуки»

с использованием технологии исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель

Бедарев А. А.

С. Турочак

2022г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познаванию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Обучающие задачи:

  1. Обучение детей в умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Виды детской деятельности:

  1. Игровая
  2. Коммуникативная
  3. Музыкально-художественная
  4. Познавательно-исследовательская
  5. Трудовая

Оборудование: ноутбук, колонка, проектор, экран, световая колонка, линейки (металлические, деревянные), контейнеры пластиковые, резинки, гитара, бокалы (деревянные, пластмассовые, железные, стеклянные), бумага пергаментная.

Репертуар: «Здравствуйте» Я. Хисматуллина, музыкальная заставка «форт Боярд», звуки природы, танец разминка Соку Бачи вира, «Шутка» Селиванов.

Ход занятия: Дети входят в зал под музыку на  игру форт Боярд

(звучит музыка с видеозаставкой форт Боярд)

Муз. рук.: В образе мудреца Фура встречает.

Рис.1

Я рад приветствовать  вас дети у себя в гостях. Приглашаю окунуться в волшебный мир музыки. Но прежде чем начать нам наше увлекательное и загадочное путешествие, по форду которое таит в себе много музыкальных тайн необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих, а поможет нам песня.

Песенка «Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)

Рис. 2

М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – Целый мир.

Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая была бы у нас жизнь, если бы исчезли все- все звуки?

Дети отвечают: - Не интересной! – Не яркой! – Скучной!

М. Р. Ребята, а что  мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают: Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

Звуки бывают громкие и тихие.

Звуки высокие и низкие.

Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто-нибудь знает о том, что такое звук и как он рождается?

Дети. Нет!

Для того чтобы это узнать мы отправляемся в путь по Форту где вы соберете в ходе испытаний подсказки которые помогут вам выяснить как рождается звук. Узнав все тайны, в ходе испытаний вы получите ключи от сокровищницы.

Готовы?

Дети: да.

 М. Р. Итак первое испытание

Испытание 1: Что такое звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы гитара, линейки (металлическая и деревянная), резинки, контейнеры пищевые пластиковые.

М. Р. :(Мудрец Фура) Вот вам от меня первая подсказка я предлагаю поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)

 М. Р. Приглашает за стол.

Дети садятся за первый стол.

Затем каждому ребенку предлагается тронуть натянутые резиночки на контейнерах вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук и разгладить что происходит с резиночкой а сам показывает как дергать на примере гитары.

М. Р: Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Рис. 3

 А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну)какой звук звонче: металлический или деревянный?

Дети:  Металлический

Рис. 4

М.Р: Так на что похоже колебание? (на волну)

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первое испытание!

Первый ключ в вашей копилке.

Испытание 2:  «Звуки разные нужны, звуки разные важны».

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М. Р. Ребята, до того, как мы начнём второе испытание, вот вам моя подсказка я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками.

Рис. 5

 А теперь испытание определите какой звук звучит на слух.

М. Р. Ударяет по разным стаканам дети с закрытыми глазами угадывают

Рис. 6

М. Р.  Молодцы, ребята угадали все звуки! Проходим на места. Давайте сделаем вывод: что мы узнали на этом испытание? (Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята вот ваш второй ключ.

Испытание 3: Звучащие жесты

Задачи: через танец разминку подвести детей к тому, что из собственного тела можно тоже извлекать различные звуки (хлопки, шлепки, притопы, щелчки). Инструменты, которые всегда с собой, позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

 

Подводит детей к следующему испытанию на столе таблички с жестами (хлопки, щелчки, притопы)

М. Р. Вот вам моя следующая подсказка. Что же это означает?

Дети : отвечают (танец, звуки и т.д.).

М. Р. Давайте попробуем изобразить, что здесь нарисовано (подводит детей к тому, что из тела можно извлекать тоже звуки с помощью жестов).  

М. Р. Что же означают эти таблички?

Дети: отгадывают.

 М. Р. Испытание танец жестов внимание на экран.

Звучит музыка,  дети танцуют и повторяют движения звучащих жестов «Соку Бачи вира»

Рис. 7

Молодцы справились и с этим испытанием вот ваш третий ключ.

 

Испытание 4: вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)

Рис. 8

Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

М. Р. Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: Звук постепенно уходит вниз.

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) . А теперь постучите по металлофону и с сравните.  Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! Вот ваш четвертый ключ

Испытание№5 «Звучание бумаги»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы

М. Р.  Следующее испытание. Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить , попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: Издаваемый звук разный.

Рис. 9

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! И так слушайте испытание с помощью листочков помочь подыграть оркестру и станцевать.

Исполняется «Шутка»  муз. Селивановой

М. Р. Молодцы справились вот ваш пятый ключ.

Но чтобы попасть в сокровищницу нужно шесть ключей я готов вам подарить шестой ключ. Вам нужно ответить на вопрос, вспомните все испытания. Внимание вопрос. Что такое звук? И как он рождается?

Ответы детей

М. Р. Молодцы держите шестой  ключ от сокровищницы, но поспешите, время ограничено (дети получают сладкие призы монетки).

 М.Р. Вам понравилось у меня в гостях

Дети: да

   Я очень рад. Вы сможете теперь дома рассказать о своих достижениях своим родителям и вместе с ними пройти испытания ещё раз.

 Ребята, спасибо вам за вашу игру! До свидания!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФГТ "Рождение звуков"

Инструментальная музыка раскрывает внутренний потенциал детей. Развивает чувство ритма, эмоциональный отклик на музыку....

Конспект интегрированного музыкального занятия « Путешествие за звуками»

Подводить детей к пониманию того, что создать картину художнику помогает не только то, что он видит, чувствует, но и то, что слышит – это могут быть звуки природы, музыки.Обогащать детские впеча...

Конспект музыкального занятия в младшей группе "Комната звуков"

Музыкальное занятие для детей младшей группы детского сада. В игровой форме дети знакомятся с музыкальным инструментом - пианино....

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы

Конспект музыкального занятия "Необычные звуки " для детей подготовительной группы                            ...

Конспект музыкального занятия «Страна музыкальных звуков»

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной группы  «Страна музыкальных звуков»...

Конспект музыкального занятия (младший возраст) «ЗВУКИ ВЕСНЫ»

Занятие носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания, приобщение к  музыкальному и изобразительному искусству...