"МЕЛОДИЯ ВЕСНЫ"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Тихонова Юлия Викторовна

Методическая разработка ОД с детьми подготовительного к школе возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_melodiya_vesny.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект  НОД

художественно-эстетическое развитие, музыка

подготовительная группа


Тема: «Мелодия весны».

Тематическое комплексное музыкальное занятие.

Цель: развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

продолжать учить воспринимать окружающую действительность с помощью музыкальных образов;

упражнять детей в выразительной передаче звуковых образов;

Развивающие:

способствовать развитию звуковысотного слуха;

способствовать развитию хоровых способностей;

способствовать развитию музыкально-ритмических движений;

способствовать формированию познавательного интереса детей средствами музыки и изобразительного искусства;

стимулировать желание детей высказываться о музыке;

Воспитательные:

обогащать эмоциональную сферу детей средствами музыки, живописи, литературы.

Методические приемы:

Наглядно – слуховые:

прослушивание музыки в исполнении оркестра, фортепиано, педагога

Наглядно - зрительные:

знакомство с картинами-пейзажами через слайдовые презентации (применение ИКТ)

Словесные:

художественное слово (загадка, стихи, беседа)

Практические:

музыкально – дидактическая игра,

пение,

танец.

Приемы интерактивной деятельности детей:

работа индивидуальная, в подгруппах, группе.

Музыкальный репертуар:

П. И. Чайковский «Подснежник»

Г. Свиридов «Весна»

Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского «Весенний будильник»

«Весенняя капель» - звуковая дорожка

Фонопедическое упражнение Карл Орф «Весенние голоса»

Художественная литература:

С. Я. Маршак «Апрель»

Наглядно – иллюстративный материал:

Слайдовая презентация «Мелодия весны»

(музыкальное сопровождение презентации «Весна» Г. Свиридов);

Материал дидактической игры «Подари лучик солнышку».

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедийный проектор;

музыкальный центр, диск;

фортепиано;

фланелеграф;

детские музыкальные инструменты (треугольник, металлофон, колокольчик, трещотка, свистулька, коробочки с крупой, молоточки).

Виды деятельности:

музыкально-ритмические движения;

артикуляционная гимнастика;

слушание музыки;

пение;

музыкально – дидактическая игра;

элементарное музицирование;

танец – импровизация.

Использование авторских методик и технологий:

 Карл Орф

Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование»

Радынова О. П. «Музыкальные шедевры»

Информационно – коммуникативные технологии

Литература:

«Дошкольное воспитание» 1998.- № 4.-с. 135

«Музыкальный руководитель» 2005.- № 1.-с. 77

Мерзлякова, С. И. «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» //«Музыкальный руководитель» 2010.- № 2.- с. 2

Радынова, О. П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с. 3

Радынова О. П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» // Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

Скопинцева, О. А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников» /Скопинцева О. А. - Волгоград, 2010

Тарасова, К. В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г. - №1. – с. 10

Тютюнникова, Т. Э. «Просто, весело, легко» // «Музыкальный руководитель» 2009.- № 5.-с. 4

Ход занятия.

Слайд 1.

Педагог исполняет на фортепиано произведение собственного сочинения «Весеннее пробуждение». Дети заходят в зал.  Желающие подходят к педагогу и слушают музыку.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня

замечательный весенний день. Как ожила природа,  сколько звуков на улице: поют птицы, звенит капель. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебный мир музыки Весны.

Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц)

Дети:

Музыкальный руководитель:

Ребята, как вы думаете, мы с вами можем изобразить своим голосом звуки природы весной? Дети:

Музыкальный руководитель:

Конечно, да. Давайте вспомним звуки весенней природы и попробуем изобразить их своим голосом.

Я предлагаю вам послушать мой рассказ и кто хочет, может повторять за мной.

Фонопедическое упражнение «Голоса весны»

   

Пригрело весеннее солнышко. Давайте порадуемся теплому солнышку

Поднимаем руки вверх и поем свой звук

С пригорка побежал веселый ручеек

Можно предложить работу в подгруппах: как «журчит» ручеек у девочек, а как у мальчиков

Болтаем языком

До краев наполнил большую глубокую лужу

На глиссандо опускаемся голосом в нижний регистр

Перелился через край

Делаем голосом «волну»

И дальше побежал

Булькаем языком

Выбрались из-под коры жучки

жжж-жжж в низком регистре

и букашки

ззз-ззз в более высоком

расправили крылышки

крш, крш

и полетели кто куда

трр-трр-трр, шепотом

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало

шур-шур, шур-шур

И вылез ежик

сопят носом

Ожил под теплым весенним солнышком и муравейник

каждый поет свой звук

Лес наполнился птичьими голосами

Подражаем голосам птиц

Вот и пришла весна

Поднимаем руки вверх и поем свой звук

Музыкальный руководитель:

Отлично, молодцы. Как красиво у нас с вами получилось изобразить голосом пробуждение природы, какая красивая мелодия весны получилась.

Скажите, чьи песенки прозвучали в этом рассказе?

Дети:

Музыкальный руководитель:

а можем ли мы с вами изобразить ручеек по- другому, не только голосом?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Конечно, в движении, и сейчас мы с вами побудем в роли веселых ручейков.

Двигательное упражнение «Ручеек».

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал

Бежим

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал

Присаживаемся на корточки

То снова он пустился вскачь

Бежим вприпрыжку

То будто бы уснул

Остановиться, присесть

Увидел речку – прыг туда

Прыжок вперед

И сразу утонул

Присели или легли на пол

 

Музыкальный руководитель:

Молодцы, мы с вами очень похоже показали разные ручейки.

Что мы теперь будем делать? Чем бы вы хотели заняться? Может быть мы сядем на стульчики, поближе к инструменту?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Весна – очень красивое время года, и многие художники посвятили свое творчество этому времени года.

Сейчас я предлагаю посмотреть, как художник Левитан изобразил весеннюю природу в своих картинах.

Слайд 2-10.

Музыкальный руководитель:

Оживает природа под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Ребята, какие первые весенние цветы вы знаете.

Дети:

Музыкальный руководитель:

а я знаю такой весенний цветок, как  подснежник.

Слайд11.

Весна приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт –

В лесу подснежник

Расцветёт.

Очень красивый, светлый, нежный весенний цветок.

Посмотрите, как подснежник растет в лесу, какой это красивый, нежный, и в тоже время отважный цветок, который не боится холода и снега.

Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы – музыку о нем.

Я предлагаю вам сегодня послушать  музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского. Если у вас возникнет желание подвигаться — вы можете это сделать при помощи рук и головы, не вставая со своих стульчиков.

Звучит «Подснежник» П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель:

Скажите, какая музыка по характеру?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Можно ли сравнить музыку с цветком, чем они могут быть похожи?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Как бы вы назвали музыкальное произведение?

Дети:

Музыкальный руководитель знакомит детей с портретом П.И. Чайковского.

Слайд 12.

Музыкальный руководитель:

Давайте покажем, как растут цветы на весенней полянке.

Упражнение – импровизация «Цветок».

Музыка П. И. Чайковского «Подснежник».

Сесть на корточки, голова и руки опущены, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок зацвел. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

   

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы конечно же согласитесь, что первый признак Весны – это яркое, теплое ….

Дети:

Музыкальный руководитель:

солнышко. Только Солнышко, которое вы сейчас видите у нас в зале, очень грустное.

На фланелеграфе бумажный макет солнца  без лучей.

Музыкальный руководитель:

Скажите, почему?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Конечно,оно грустное, потому что у него нет лучиков.  Чтобы оно светило ярче и веселее, я предлагаю спеть песенки солнышку, добавить ему лучиков. Обратите внимание, лучи разные по длине (длинный и короткий). Поэтому и песенки будут разными – короткими и долгими. Показ голосом длинных и коротких по длительности звуков.

Музыкально – дидактическая игра «Подари лучик солнышку».

Дети берут по очереди бумажный лучик, поют на слог «ля», добавляют луч на фланелеграф.

   

Музыкальный руководитель:

Молодцы, наше солнышко стало светить еще ярче и теплее.

Яркому солнышку обрадовались птички и весело запели. Хотите послушать мою песенку?Дети:

Музыкальный руководитель:

я предлагаю вам послушать мою песню и сказать, голоса каких птиц вы услышали в ней?

Исполняется вступление к песне «Весенний будильник» Муз. С. Соснина, сл. М. Садовского

Музыкальный руководитель:

Голоса каких птиц вы услышали?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Я хочу предложить вам вместе со мной исполнить эту песню. Голоса каких птиц (какие по высоте звуки) мы можем предложить исполнить девочкам, а каких – мальчикам? Почему?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Исполняется песня, дети поют на вступление и проигрыш.

   

Музыкальный руководитель:

Умнички. А теперь я хочу предложить вам сесть на ковер Хотите?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Скажите, какой весенний месяц идет сейчас?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Правильно, апрель.

Послушайте, даже  стихотворение С. Я. Маршака Апрель ожило под весенними лучами.

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель,

треугольник

По полям бегут ручьи

металлофон

На дорогах лужи

молоточки

Скоро выйдут муравьи

коробочки с крупой

после долгой стужи

погремушки

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник!

трещотка (дерев. палочки)

Стали птицы песни петь

свистулька

И расцвел подснежник!

Колокольчик

 

Музыкальный руководитель:

Я думаю, что это не простое стихотворение, а «музыкальное», и в нем спрятались, как вы думаете…

Дети:

Музыкальный руководитель:

песенки. Давайте подумаем, как мы можем услышать эти песенки? Что же может нам в этом помочь?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Предлагаю нам исполнить это стихотворение вместе с музыкальными инструментами. Давайте подберем музыкальные инструменты.

Дети берут инструменты. Музыкальный руководитель читает стихи, дети знакомятся со звуком инструментов, подбирают их к стихотворным строчкам.

Исполнение с инструментами.

   

Музыкальный руководитель:

Молодцы, у нас получился чудесный весенний оркестр. Чьи же песенки прозвучали в этом стихотворении?

Дети:

Музыкальный руководитель:

Скажите, какую музыку Весны мы с вами услышали сегодня?

Дети:

Музыкальный руководитель:

А сейчас я предлагаю вам исполнить веселый весенний танец .

Танец-импровизация.

Музыкальный руководитель:

ну вот, наше с вами путешествие с мелодией весны заканчивается. Что вам понравилось сегодня, что запомнилось?

Дети:

Музыкальный руководитель:

а чтобы вам еще хотелось узнать, послушать, спеть, станцевать?

Дети:

Музыкальный руководитель:

я хочу поблагодарить вас. Вы сегодня проявили себя как внимательные чуткие слушатели музыки, исполнители и музыканты. Мы с вами обязательно продолжим знакомиться с мелодиями весны. А сейчас я  желаю вам всем хорошего весеннего настроения и прощаюсь с вами.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа – концерт с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: « Мелодии путешествий».

На занятии дети знакомятся с П.И.Чайковским, его произведениями из "Детского альбома"...

Занятие по рисованию в старшей группе, тема «Мелодии весны»

рограммное содержание:Обучающие задачи:Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.Развив...

Мастер-класс:" Мелодия Весны" работы детей старшего дошкольного возраста, выполненные в разных техниках изобразительного искусства (рисование, пластинография, аппликация)

Индивидуальные и коллективные работы детей старшнго дошкольного возраста по изобразительному искусству направленные на развитие эстетических способностей детей....

Музыкальное занятие"Мелодия Весны"

Весна забыла свою свою мелодию, но мы поможем ей ее вспомнить.Презентация к занятиюhttps://cloud.mail.ru/public/uqaa/gg45uRz4o...

Беседа "Мелодии весны"

                         Весеннее пробуждение.  О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому что поя...

Сценарий развлечения «Мелодия весны» разновозрастная группа от 1,5 до 3 лет общеразвивающей направленности

Сценарий развлечения «Мелодия весны» разновозрастная группа от 1,5 до 3 лет общеразвивающей направленности...