Мастер – класс для педагогов по теме: «Разучивание песен с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка по музыке

Каландадзе Лидия Михайловна

Мастер - класс для педагогов по разучиванию песни с дошкольниками 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов  

по теме: «Разучивание песен с детьми дошкольного возраста».

Цель мастер-класса: Повышение профессионального уровня педагогов, передача опыта применения методов и приемов по разучиванию песен с дошкольниками, познание нового посредством активной деятельности участников мастер – класса.

Задачи: 

-Представить педагогам алгоритм (методы и приемы) разучивания песни  с детьми дошкольного возраста.

-Расширить и уточнить представления педагогов по вопросу  развития творческих способностей посредством пения.

-Убедить педагогов в важности и целесообразности развития песенного творчества детей.

- Создать положительный эмоциональный настрой.

- Способствовать сплочению коллектива педагогов.

- Формировать положительное отношение к коллегам.

Используемый материал: мольберт, иллюстрация, фортепиано, экран (презентация), схемы, дерево, нотки (оранжевые, зеленые, синие).

Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чебурашка»  по использованию различных методов и приемов по разучиванию песен с детьми дошкольного возраста.  Повышение уровня исполнительского мастерства (песенного творчества)

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов и методов разучивания песен с дошкольниками. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса

Актуальность: результат владения детьми песней зависит от нашего совместного труда. Я как, музыкальный руководитель, в музыкальном зале  знакомлю детей с песней, разучиваю, но закрепление полученных умений и навыков уже происходит в группе с воспитателями.  Поэтому от нашего с вами совместного труда будет зависеть успех исполнения песен. Я очень рада, что у нас данное сотрудничество имеется. Чтобы оно было более продуктивным для вас этот мастер – класс.

1. Теоретическая часть.

Вопрос педагогам:влияет ли пение на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка?

Педагоги: Да, конечно.

Хорошо, давайте уточним, какое влияние на развитие ребенка оказывает пение. (выкладываю схему на мольберте)

1. Пение способствует развитию речи детей. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Песни поются протяжно, это способствует четкому произношению текста, отдельных звуков и слогов.

2.В процессе пения активизируются  умственные  способности  детей.Пение развивает у детей  привычку к длительному сосредоточению внимания. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора! Дети это знают и стараются сосредоточиться!

3. Пение в хоре объединяет детей, создает  условия  для  их  музыкального  эмоционального общения. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

4. В  пении  успешно  формируется  весь  комплекс музыкальных способностей:  эмоциональная  отзывчивость  на  музыку, ладовое  чувство,  музыкально - слуховые  представления,  чувство  ритма.

5.Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

6. Эстетическое развитие - воспитание музыкального вкуса малыша.

Итог теоретической части:

- Ветлугина  Наталья Алексеевна,  являющаяся  основоположником  отечественной современной школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке,  обогащаются  переживания  ребенка,  активно формируются музыкально - сенсорные и, особенно, музыкально - слуховые представления звуковысотных отношений''. Помимо  этого,  пение  тесно  связано  с  общим развитием  ребенка  и  формированием его личностных качеств.

Вопрос педагогам: Какие трудности возникают у детей с разучиванием песни и дальнейшей ее демонстрацией?

Варианты ответов:

- Плохо запоминают текст.

- Недостаточное понимание и осознание основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер, прием  исполнения,  певческое  дыхание  и  др.) необходимых  для точного  и выразительного  воспроизведения авторского замысла.

- Отсутствие заинтересованности у детей к песням.

Существует определенный алгоритм разучивания песни с дошкольниками и сейчас мы этот алгоритм разберем на примере песни «Есть маленький домик у кошки» (автор: Горбина). Но сначала мы подготовим голосовой аппарат к пению.

1. Нужно принять правильное положение корпуса, т.е. выполнить певческую установку:

- сидеть (стоять) ровно, не сутулиться, корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения, дыхание брать свободно (не брать дыхание в середине слова).

- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

- нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью некоторых упражнений.

Например,

«Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Песня «Петь приятно и удобно»

1.Если хочешь сидя петь –

Не садись ты как медведь.

Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей!

Припев: Раз - вдох, и запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи - всё свободно-

Петь приятно и удобно!

2.Если хочешь стоя петь –

Головою не вертеть.

Встань красиво – подтянись

И спокойно – улыбнись!»

2. Выполнить упражнения на дыхание.

«Надуваем шарик!»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик.

Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»).

Важно:

Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей. Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком».

3. Далее можно выполнить распевки, фонопедические упражнения. С детьми проводятся распевки, ф.упр. только в игровой форме.

«Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко»

Греем левую – шепотом, правую с голосом «А…»

«Мчусь, как ветер, на коньках (Ж-ж-жих!)
Вдоль лесной опушки... (Ф-ф-фых!)
Рукавицы на руках, (Ш-ш-ших!)
Шапка на макушке..»

Переход из грудного регистра в фальцетный и обратно с произношением гласных.

Распевки подбираются в соответствии с возрастными особенностями.

Примеры распевок.

В младшей, группе:

«Сорока – сорока, где была, далеко, кашку варила, детушек кормила…»,

В средней группе:

«Барашеньки, крутороженьки, по горам ходят, по долам бродят»

В старших группах:

«Василек, василек, мой любимый цветок»

«По дороге Петя шел и горошину нашел, а горошина упала, покатилась и пропала. Ох, ох,ох,ох где то вырастет горох»

Важно: Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

После того как голосовой аппарат подготовлен мы можем приступать к разучиванию песни.  

1 этап: Первый этап  - Знакомство с песней.

Показываю иллюстрацию к песни.

«Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Рано утром на небе проснулось ласковое солнышко. Расправило солнышко свои теплые лучики и засветило так ярко, что от солнечного света проснулась мама – кошка. Мама – кошка потянулась,умылась и замяукала от удовольствия (помяукать как мама-кошка). Потом проснулся котенок, он тоже потянулся и замяукал (помяукать как котенок). «Гав» - радостно пролаял щенок – «Я тоже рад солнышку» (погавкать радостно).  Маленький поросенок никак не хотел просыпаться и захрюкал сначала лениво (похрюкать лениво), потом настроение его улучшилось и он похрюкал - весело.  А что дальше произошло у жителей нашего двора  вы узнаете если послушаете песенку.»

Слушание. Демонстрирую песню на фортепиано.  

Вопрос к педагогам: О чем нам поведала песенка?

Ответ: о том, что кошка, котенок, собачка и поросенок  вместе живут дружно, рано просыпается кошечка, привет говорит котенку и песику, и поросенку. Солнце светит милее и дружба их сильнее.  

Вопрос:  Какой характер у песни?

Ответ: ласковый, добрый, радостный.

Вопрос: А вы хотите, чтобы радость была с вами весь день?

Ответ: да.

Тогда давайте все вместе споем эту песенку».

На этом этапе решались следующие задачи:

- было подготовлено восприятие к содержанию и смыслу песни;

- был создан эмоциональный настрой детей, созвучный характеру музыкального образа произведения.

Применен метод и прием: рассказ, рассматривание иллюстраций, беседа.

Вид деятельности детей – слушание.

При слушании  выполнено требование:  яркость, эмоциональность, увлеченность.

Проведено обсуждение с детьми, в ходе которого, выявлено отношение детей к песне,  уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа.

Важно:

Детей необходимо заинтересовать, для этого используются различные педагогические методы привлечения внимания детей, так как без естественного детского любопытства невозможно чему — то научить. После прослушивания обсудить о чём поётся в песне, детям должны быть понятны все её слова и смысл. У детей, внимательно прослушавших песню, должно возникнуть желание её выучить.

2. Второй этап - Разучивание песни.

Частично мы уже подготовили голосовой аппарат, мы мяукали как мама - кошка, как котенок, лаяли как собачка, и даже хрюкали. Тем самым мы разогрели наш голосовой аппарат, развивали звуковысотный слух, внимание.

2.1. Объяснить где куплет и припев, вступление, проигрыш. Выложить схему.

2.2. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).Пропеть мелодию на  слог «ТА» или «На» начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.

Можно применить метод «Музыкальное эхо»

Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо.

2.3. Звуковысотный показ рукой.

Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

«М.Р. Ребята, в начале песни, во вступление (припеве) звуки в мелодии ровные? Или длинные и короткие?

Дети: длинные и короткие.

М.Р. Попросим наши ручки помочь нам  (прохлопать ритмический рисунок вступления с пением)»

2.4. Разучивание стихотворной части песни (с хорошей артикуляцией, даже немного утрируя) с тем ритмическим рисунком, которого требует мелодия.

Для разучивания текста использовать максимально простые схемы, то есть наглядные картинки должны быть понятны малышам (мнемотаблицы).

На экране схема.

 Для того, чтобы детям легче было запомнить песню, кроме многократного повторения предложить выполнять несложные движения под музыку: покачивание руками, поднимание рук вверх, движение хоровода, и так далее.

Кроме того, движение руками при исполнении песни отвлекает детей от форсированного напряженного звучания, дети поют более естественно.  

Если есть в песне непонятные слова, объяснить их.


Для закрепления мелодии пропеть песню хором без музыкального сопровождения, используя только движения.

Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всем ансамблем), подгруппами( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно).

- по рядам;
- отдельно мальчики,
- отдельно девочки;
- пение с солистами.

-цепочкой

2.5. Впевание песни:

-Формирование качественного звучания песни от начала до конца. Обращать внимание на дыхание, фразировку песни, одновременное начало и окончание песни.

-Создавать эмоциональный настрой на исполнение песни.

-Необходимо, чтобы при исполнении песни, дети не забывали о правильной певческой постановке (спина прямая, руки свободно опущены вдоль корпуса тела, ноги немного расставлены – чуть уже, чем на ширину плеч).

-Поддержка мотивации. Для малышей – герой, для старших конкурсное выступление среди девочек и мальчиков.

Также можно поддержать мотивацию,например: для «Деда Мороза», потому что услышав эту песню в исполнении детей, он непременно придёт на праздник и подарит подарки; порадовать маму на празднике мам — «День матери» или «8 марта»; привлечь весну и солнышко для установления тёплой погоды «Встречаем весну» и другие.

На этапе разучивании песни решались следующие задачи:

-освоение мелодии, текста, ритма песни, основных приемов выразительного исполнения для создания музыкального образа.

- отдельная проработка наиболее сложных мест, поэтапное  разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому. Работа над фразой и чистотой интонации.

Методы и приемы работы: личный показ музыкального руководителя, применение упражнений.

На этапе «Впевание».

Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.

Тренировать выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.

Методы и приемы работы: пропевание песни целиком (по куплетам), эмоциональный настрой на исполнение посредством  чтения стихов, фото- и видео материалами.

3. Заключительный этап – исполнение песни.
Задача:  создание необходимого эмоционального настроя.

В целом требуется около 6 занятий, чтобы разучить песню. У детей младшего возраста может быть и больше, так как еще нет должной усидчивости.

4. Рефлексия

Сейчас предлагаю подвести итог.

На мольберте находятся три нотки разного цвета (красная, желтая и зеленая) .

- Ораньжевый – узнала много нового и интересного,  буду использовать в своей практике.

- Синий – не узнала ничего нового и интересно, в практике использовать не буду.

- Зеленый – хорошо провела время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Мастер--класс для родителей "Проведение пальчиковых игр с детьми дошкольного возраста".

Пальчиковые игры  используются в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх дет...

Мастер-класс "Использование керамических конструкторов на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Разработка мастер-класса по использованию керамических конструкторов на занятиях с дошкольниками. Новый нетрадиционный конструктор интересен детям своей похожестью на настоящие строительные кирпичи и ...

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Тема: Волшебница вода

Экспериментирование - способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в общих ситуациях....

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста

Алгоритм разучивания песен с детьми дошкольного возраста1. Знакомство с песней- Беседа перед песней- Выразительное исполнение- Вопросы по содержанию- Пение воспитателя без сопровождения 2. Уточни...