Консультация для педагогов "Специфика музыкальной деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи".
консультация

В данной статье рассматриваются особенности работы и специфика музыкальной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Отмечается важность использования на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики. Раскрываются ее компоненты. Также рассмативается структура занятия и отмечаются особенности  его проведения с детьми данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._dlya_pedagogov_ot_muz._rabotnika.docx18.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Специфика музыкальной деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"

        Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.

        Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

        Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

        В нашем дошкольном отделении КГБОУ ШИ 1, в логопедической группе находятся дети с тяжёлыми нарушениями. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

 Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

    В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей  отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов,  плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.

     Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

    Специфика музыкальной работы с детьми с ТНР предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики.

  В специальной литературе логоритмика рассматривается, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется  посредством слова, движения и музыки.

Логоритмическая деятельность включает в себя следующие элементы :

1. Артикуляционная гимнастика

 - это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* развивать певческие способности детей

* формировать артикуляцию различных звуков.

*закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

* развивать дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ

*учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

* развивать чувство ритма.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

2. Пальчиковая гимнастика

Важное место на музыкальных занятиях имеют пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

3. Дыхательная гимнастика

 - разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох-длинный выдох)

* тренировка силы вдоха и выдоха.

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

4. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов, в том числе и самоделок. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки. Прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

  Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

5. Коммуникативные игры и танцы.

Танцы и игры с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкального занятия (подготовительная к школе группа):

Общая длительность занятия – 30 минут.

1.Спокойный вход.

2. Валеологическая песенка - распевка (создание положительного настроя, подготовка голоса к пению)

3. Музыкально-ритмические движения (используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса)

4. Активное слушание музыки (слушание музыкальных произведений с движениями под музыку)

5. Пальчиковая гимнастика

6. Музыкально – дидактическая игра

7. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

8. Пение, песенное творчество

9. Музыкально-ритмические движения (ритмика, коммуникативные танцы, хороводы)

10. Речевые /музыкально-подвижные/ коммуникативные игры.

 Речевой материал на музыкальных занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки, раздаточный материал.

Главным принципом достижения эффективности в работе музыкального руководителя с ТНР является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логочас по теме "Зима". Совместная деятельность воспитателя с детьми ТНР (тяжёлое нарушение речи) старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми с тяжёлым нарушением речи старшего дошкольного возраста. Логочас включает: образовательные, воспитательные, развиваюшие задачи. Конспект разработан на осов...

Работа по самообразованию "Проектная деятельность в логопедической работе с детьми,имеющими тяжёлые нарушения речи(ОНР)".

Актуальность проблемы:Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.Д...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Памятка "Коррекционно-развивающая работа инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжёлыми нарушениями речи"

В памятке обозначены задачи и направления работы инструктора по физической культуре и музыкального руководителя с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста».

Система Су Джок настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок младшего дошкольного возраста. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю cвою жизнь....

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...