Проект "Инструменты русского народного оркестра "
проект по музыке (старшая группа)

Проект "Инструменты русского народного оркестра "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_instrumenty_russkogo_narodnogo_orkestra.docx701.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Ласточка»

Проект

«Инструменты

русского народного оркестра»

интересно.gif

Исполнители проекта: Музыкальный руководитель

   Шайтанова О.В., Воспитатель: Ложкина А.А.

пгт. Козулька

2023год

Паспорт проекта

«Инструменты русского народного оркестра»

Вид проекта:

По тематике: творческо – исследовательский.

По составу участников: групповой.

Срок реализации: долгосрочный – 6 месяцев (с 9 января по 1 июля 2023года).

Участники проекта: дети старшей группы «Цыплята», педагоги и родители.

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта:

Для детей:

Познакомить детей с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.

Познакомить со звучанием русских народных инструментов.

Развивать   ритмическое чувство, динамический слух, моторику рук,  через игру на детских музыкальных инструментах.

Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.

Формировать эстетический вкус детей.

Для педагогов:

Организовать предметно – пространственную среду для самостоятельной деятельности детей по привитию интереса к русской национальной культуре, используя музыкальные альбомы, музыкально-дидактические игры, просмотр видеофильмов о русских народных инструментах, слушание в аудиозаписи звучания этих инструментов, загадки, сказки, совместное музицирование.

Для родителей:

Создавать условия для знакомства ребенка с русским народными    музыкальными произведениями в домашней обстановке.

Совместное создание с детьми игровых музыкальных инструментов.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она

ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,

его неповторимость и индивидуальность.

Специально организованные занятия, развлечения и самостоятельная музыкальная деятельность позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

Создание методической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами: создание презентации «Русские народные инструменты», альбомов: «Музыкальные инструменты», «Паспорта музыкальных инструментов».

Сбор сведений о русских народных музыкальных инструментах: загадки, видео и аудиоматериалы из различных источников: журнал «Музыкальный руководитель», интернет ресурсы.

Подбор музыкального репертуара для игры на музыкальных инструментах в оркестре.

Консультации с педагогами «Значение музыкальных инструментов в развитии ребенка», «Как организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей».

Выступление на родительском собрании с темой «Музыкальные инструменты своими руками», информация на сайте детского сада «Поиграем со звуками», «Значение музыкальных инструментов в развитии детей».

Заключение договора с Детской школой искусств пгт Козулька.

Выдвижение гипотез при реализации проекта: «Чему научатся дети, педагоги, родители?».

Чему научатся дети:

Чему научатся

педагоги:

Чему научатся

родители:

Узнают, почему инструменты являются русскими

 Участвовать в организации детского оркестра

Повышение интереса к детскому музицированию

Историю возникновения инструментов

Как выглядят инструменты

Организовывать самостоятельную музыкальную деятельность  с использованием музыкальных инструментов занимательно, интересно

Появление интереса и желания играть в оркестре

К какому виду (струнные, духовые или ударные) инструменты относятся. Способы извлечения звуков на этих инструментах

Возникнет интерес к проблеме музыкального воспитания детей

Прогнозирование «музыкального будущего» своего ребенка

Играть в оркестре  и согласовать свою игру с другими музыкантами под руководством дирижера  

Более активно взаимодействовать с музыкальным руководителем

Сотрудничество с педагогами ДОУ

2. Реализация проекта:

Теоретическая часть:

Познакомить детей с литературными произведениями, где речь идёт о  русских народных музыкальных инструментах: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

Познакомить с историей создания инструментов.

Практическая часть:

НОД  - занятия № 1, 2, 3.

Показ презентаций, видеофильмов «Русские народные музыкальные инструменты», видеозаписи выступления оркестра народных инструментов.

Слушание сказки «Приключение Чевостика и дяди Кузи» из аудио энциклопедии «Путешествие в страну Знаний», автор Дмитрий Суслин, детское издательство «Елена». 

Использование музыкально-дидактических игр для развития ритмического и тембрового  слуха, (Приложение №4)

Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук. (Приложение №5)

Беседы «Русские  народные музыкальные  инструменты», стихи, загадки о русских народных музыкальных инструментах (Приложение №6)

Вечер развлечений «В гостях у Петрушки» (Приложение №7).

Игра на музыкальных инструментах русских народных мелодий в оркестре.

Активизация самостоятельной музыкальной деятельности детей, пополнение уголка самостоятельной музыкальной деятельности детей альбомами «Паспорта музыкальных инструментов», «Музыкальный магазин», «Русские народные инструменты», «Загадки и рассказы о русских народных инструментах».

3.Заключительный этап:

Обобщение и систематизация полученных знаний: музыкальная гостиная «Инструменты русского народного оркестра» (совместно с преподавателями детской школы искусств) (Приложение №8).

Фиксирование результатов полученных знаний: накопление иллюстративного и информационного материала по теме, создание презентации проекта, выставка самодельных музыкальных инструментов, диагностика.

Нормативная база:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ

№ 273» от 29.10.2012 г.

  1. ФГОС ДО № 1155 от 17.10.2013 г.
  2. «Стратегия развития и воспитания в РФ до 2015 г.» от 29.05.2015 года №996-р г. Москва (Приобщение детей к культурному наследию)

Принципы ФГОС ДО,

реализуемые в проекте:

  1. Построение НОД на основе индивидуальных

способностей каждого ребенка

  1. Сотрудничество детей и взрослых
  2. Сотрудничество с семьей
  3. Учет национальной культуры
  4. Возрастные особенности
  5. Поддержка инициативы детей

Музыкально – дидактические игры

Приложение № 4

Для развития ритмического слуха

«Учитесь танцевать»

Игровой материал: большая матрёшка и маленькие по числу играющих детей.

Ход игры: У  каждого ребёнка свой стул, перед которым он сидит на полу. У педагога большая матрёшка, у детей – маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких» - педагог  отстукивает своей матрёшкой ритмический рисунок. Дети одновременно  повторяют. При повторении игры ведущим может стать ребёнок.

 

«Наше путешествие»

Игровой материал: металлофон, бубен, барабан, музыкальный молоточек, треугольник.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о  своём путешествии. «Послушайте, сначала я вам расскажу. Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (игра на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмичные удары в бубен). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки. Игра проводится с подгруппой детей.

 

«Весёлые подружки»

Игровой материал: Фигурки матрёшек в разных сарафанах, ложки.

Ход игры:  «Познакомьтесь, ребята, к нам  в гости пришли весёлые подружки: Даша, Глаша, Маша, Наташа (выставить в ряд). Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так  танцует Даша!» (отстукиваем  ритмический рисунок). Дети повторяют ритм деревянными ложками.  Игра проводится с подгруппой детей.

«Весёлые гудки»

Игровой материал:

Магнитная доска или фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, полоски из бумаги (6 штук): длинные - долгий звук, короткие - короткий звук.

Ход игры:

«Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывёт по морю. Он хочет вас поприветствовать своим весёлым гудком».

Дети выкладывают звук полосками. Аналогично с паровозом.

 

«Поймай  ритм»

Ход игры: Дети стоят  в кругу. Звучит русская народная мелодия.  Воспитатель выделяет хлопком сильную долю, затем дети «по цепочке».

 

Для развития тембрового слуха

«Определи инструмент»

Игровой материал:  2 трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: Двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один  исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

 

«На чём играю?»

Игровой материал: детская ширма, карточки по числу играющих (она поделена пополам – на одной половине нарисован муз. инструмент, другая – пустая для фишки), фишки, муз. инструменты.

Ход игры: Детям раздают несколько карточек. Ребёнок-ведущий играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте. Дети определяют инструмент и закрывают фишкой вторую половину карточки.

 

«Музыкальные загадки».

Игровой материал: металлофон, бубенчики, треугольник, бубен, трещотки, ложки.

Ход игры: дети сидят перед ширмой, за которой находятся музыкальные инструменты и ведущий. Ведущий проигрывает мелодию. Дети отгадывают, что за инструмент звучит. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 

Упражнения  для развития

мелкой моторики рук

Приложение № 5

«Ворона»

Раз, два, три, четыре, пять,        

Руки подняты вверх, поочередно сжимаем  пальцы правой руки.

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,        

Сжимаем пальцы левой руки.

Червячки пошли гулять!

Вдруг ворона подлетает,         

Скрестить руки в запястьях, машем крыльями.

Головой она кивает!                 

Положить ладонь на ладонь.

Каркает:  «Вот и обед!»          

Ладонь на ладонь, «ворона открывает клюв».

Глядь, а червячков уж нет!      

Разводим руки в стороны.

 

«Художники»

Я взял бумагу,                         

Показываем  ладонь левой руки.

Карандаш,                               

Поднять указательный палец правой руки.

Нарисовал дорогу.                 

Указательным пальцем провести по ладони левой руки.

На ней быка нарисовал,        

Показать рога коровы левой рукой.

А рядом с ним -  корову.       

Показать рога коровы правой рукой.

Налево – дом,                          

Соединить ладони влево в виде крыши.

Направо – сад,                        

Скрестить запястья рук,  кисти вверх.

В саду двенадцать кочек.      

Мелко пробежать пальцами по обеим ладоням.

На ветках яблоки висят         

Поднять руки вверх, как «фонарики».

И дождичек их мочит.           

Потряхивая кистями, опустить руки вниз.

Я встал на стол,                   

Выставить левую  руку вперёд ладонью кверху.

Поставил стул,

Сжать кулак правой руки и ударить по левой руке.

Тянусь, как можно выше,      

Потянуться, руки вверх.

И свой рисунок приколол,     

Стучим кулачком правой руки, как «молотком».

Совсем неплохо вышел!         

Руки вперёд, большой палец вверх.

 

«Капли»

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва,                  

Медленные хлопки по коленкам.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.                    

Быстрые  хлопки по коленкам.

Ну а потом, ну а потом,

Все бегом, бегом, бегом.                   

Очень быстрые хлопки по коленям.

Мы на небо  посмотрели,                    

Ладонь ко лбу, посмотреть вверх направо, затем налево.

Капельки: «Кап-кап!» запели.           

Потряхивая кистями, опустить руки вниз.

Мы плечами поведём   

И все капельки стряхнём!                   

Движение плечами вверх-вниз.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!          

Мелкие  бегающие движения пальцами  левой руки по правой руке от плеча до запястья.

«Гусеница»

Левая рука стоит на локте, ладонь отведена назад.

Маленькая гусеница по листу ползёт,  

Указательный палец правой руки - гусеница». «Гусеница» ползёт по листочку (по ладони левой руки).

Листик как конфетку целый день грызёт! 

«Скребёт» пальцем правой руки (гусеница)по ладони и пальцем левой.

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

В коконе, как в домике, зиму проспала.

Правая  рука в кулаке левой руки (гусеница в коконе).

А весной той куколке надоело спать,

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей («бабочка»), машем крылышками.

 

 

 

 

 

 

 

 

   

  

 

Приложение № 6

Русские народные музыкальные  инструменты

 Балалайка.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать,
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен, чтобы играть музыку).

Балалайка

К какому виду инструментов относится балалайка? К струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (У нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балалайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие инструменты.)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит»?

А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

 Домра.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка,
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Домра

 Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей). Называлась она «домришка»  до самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их.

А вот какие родственники есть у русской домры? У грузин– чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар.

 Чем домра похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус  у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый, как половина шара).

 Гусли. 

Гусли

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.



Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми».

Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше  давным – давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». 

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Гусляр

 

Гусляры

Колокола.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокол – какой музыкальный инструмент? Струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Колокола

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык, как и у нас во рту. Этот язык металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем  можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине.

Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.  Вот как выглядят оркестровые колокола.

Гармонь.

«То толстеет, то худеет, на весь дом голосит». Что это? (Гармонь)

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с ребенком песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, день рождения только раз в году». На каком инструменте играл крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)

 

Как называют гармонь в этой загадке? Русская, звонкая, нарядная, двухрядная. Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы ее назвали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный»? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический», в нем работает невидимка-воздух.

Гармонь

Свирель.

А на ней пастух играет,
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопелкой».

Свирель

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же, ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры.

В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. И свирель – это духовой инструмент.

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в  Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные наигрыши можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? Напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи, а это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его.

Рожок и свирель.

Стихи

о музыкальных

инструментах

скрипичный анимационный.gif

Задания

для самостоятельной

деятельности

дети.png

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=180x1024:format=jpg/path/scfb0bdc6a2c7d28d/image/iece193c807571cf7/version/1395126262/image.jpg

В цирке медвежонок пляшет, 
И задорно бубном машет, 
Лапой по нему стучит. 
Бубен радостно звенит.

Подошел к нему медведь, 
Чтобы малышу подпеть. 
В лапах тот же инструмент, 
Удивительный момент.

Бубенцов бубновых звон, 
Слышится со всех сторон. 
Бубен — это вам не шутка. 
Молодцы у нас мишутки.

Вопросы и задания
• Дети встают в круг. Один получает бубен, играет на нем простую мелодию и передает бубен соседу по кругу. Тот должен повторить эту мелодию и исполнить свою, которую повторяет следующий по кругу.
• Что в природе напоминает вам звучание бубна?
• Нарисуйте портрет бубна в виде солнышка с лучиками. 

ложки.jpg

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдет любой!

Ложки — пусть не фортепиано. 
Но у них свое пиано. 
Есть и форте, даже трели, 
Как у струн виолончели.

Если виртуоз играет, 
Ложки будто бы летают. 
Их в руках по три, по пять, 
Трудно даже сосчитать.

Вопросы и задания:
• Педагог раздает детям деревянные ложки. Затем включается музыка, и дети должны подыграть на ложках этой музыке.
• Дети делятся на группы. Каждая группа — ансамбль ложечников. Дети должны придумать какую-либо простую мелодию и исполнить ее на ложках.
• Дети делятся на пары. Один человек в паре играет роль обычной столовой ложки, другой — музыкальной. В сценке дети рассказывают, как их ложки служат людям и чья судьба интереснее

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=240x1024:format=jpg/path/scfb0bdc6a2c7d28d/image/i0d26e22d00d942f0/version/1395123918/image.jpg

Я, конечно, не орган, 
Я всего лишь барабан. 
Но могу любые звуки 
Я исполнить, были б руки.

Вот две палочки, держите, 
По мембране постучите. 
Слышите, как я пою? 
Тишины я не люблю.

Если где-то марш, парад, 
Послужить всегда я рад. 
Я даю сигналы к бою, 
Я не плачу и не ною.

Я, конечно, не орган. 
Но зато я барабан. 
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!

Вопросы и задания:
• Детям раздаются палочки. Все они барабанщики. Каждый выбирает объект, по которому он будет бить палочками. Затем включается музыка, и дети должны барабанить в такт музыке.
• Придумайте сказку о волшебном барабане, который своей дробью помогал людям в трудных ситуациях.
• Нарисуйте веселый портрет барабана в образе пузатого улыбающегося господина. 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=240x1024:format=jpg/path/scfb0bdc6a2c7d28d/image/i95b98847ba7e1afb/version/1395124198/image.jpg

Колокольчик — музыкант, 
У него большой талант, 
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.

Пусть он кроха и юнец.
Колокол — его отец. 
Музыкальный инструмент, 
Нужный всем в любой момент.

Громко колокол поет, 
В колокольнях он живет. 
Людям музыка его 
Ближе и родней всего.

 

На моем велосипеде 
Колокольчик есть из меди. 
Служит он вместо звонка. 
Слышен звон издалека.

Вопросы и задания:
• Где еще в жизни людей и в природе встречаются колокольчики?
• Представьте, что вы колокольный мастер и вам заказали сделать сказочный колокол. Нарисуйте этот колокол и расскажите, как и из чего вы его будете делать.
• Почему для колоколов строят колокольни?
• Кто такой звонарь? 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=270x1024:format=jpg/path/scfb0bdc6a2c7d28d/image/if08a059a6e89f5bc/version/1395124424/image.jpg

У детей в ладошах птички, 
С виду птички — невелички, 
Только птички не порхают, 
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят, 
Дети их ко рту подносят, 
Дуют в птичек — те свистят, 
Всех в округе веселят.

Милые свистульки это, 
Выкрашены ярким цветом, 
Деревянные, из глины, 
Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель, 
На весеннюю капель, 
На звенящий ручеек, 
И на солнечный денек.

Вопросы и задания:
• Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
• Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
• Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.

 

ЧУДО-СВИСТУЛЬКА

— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны, — расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.

Вопросы и задания:
• Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
• Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
• Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?

Приложение № 7

Вечер развлечений «В гостях у Петрушки» в старшей группе.

Ведущий:

Мы собрались в зале, дети, по приглашению Петрушки. Он прислал нам вот это письмо! (показывает конверт).

Вот что написано в письме: «Дорогие дети! Я знаю, что вы очень любите музыку и музыкальные занятия. Я тоже люблю музыку, да и без вас очень скучаю. Поэтому приглашаю всех в музыкальный зал. Давайте устроим праздник музыки! Петрушка».

Мы собрались в зале, но где же Петрушка?

За ширмой раздается крик: «Ой-ей-ей!»

Ведущий:

Кто это кричит?

Петрушка:

Это я, Петрушка!

Ведущий:

Где же ты?

Петрушка:

Я здесь! Здесь! Никак вылезти не могу! На меня инструменты какие-то упали!

Ведущий:

Вот беда какая! А какие инструменты?

Петрушка:

Музыкальные! Я не знаю, как они называются!

(Петрушка поочередно играет то на одном, то на другом инструменте, дети называют эти инструменты).

Ведущий: Вот теперь  мы узнали, обо что ударился Петрушка. Петрушка, выходи к детям! Сейчас я помогу тебе выбраться! (Протягивает руку за ширму, делая вид, что помогает Петрушке).

Петрушка (на ширме):

Здравствуйте, дети! Хорошо вы инструменты знаете! А у меня еще есть еще картинки русских народных инструментов. Сейчас я их принесу!

Петрушка приносит картинки.

        Проводится музыкально – дидактическая игра

«Узнай инструмент русского оркестра»

Далее Петрушка проводит следующие конкурсы:

«Беги к инструменту русского народного оркестра».

В разных местах зала лежат музыкальные инструменты. Под музыку дети гуляют по залу. Когда петрушка говорит: «Раз, два, три, девочки, к трещотке бегите!» - девочки бегут к названному инструменту, а мальчики остаются на местах.

Задания можно усложнить, например, к скрипке беги! (Бежать нельзя, т. к. скрипка не является инструментом русского оркестра).

«Картинки»

Нужно правильно сложить картинки, на которых изображены музыкальные инструменты.

«Загадки»

Угадать, о каком инструменте идет речь.

Колокольчики на нем,

По нему мы громко бьем,

С ним играть сейчас мы будем,

Дайте в руки звонкий…..(бубен)

Очень весело и четко

Затрещит сейчас…..(трещотка)

Если скучно нам немножко.

То возьмем мы в руки…..(ложки)

Звон летит во все концы.

То играют…..(бубенцы)

Очень весело и поет,

Если дунете в нее,

Не палочка, не трубочка.

А что же это?.....(дудочка)

В озорные три струны

Все в России влюблены…..(балалайка)

Деревянные ладошки,

А звучат, как будто ложки,

Ну-ка, дайте мне ответы,
Что же это…..(кастаньеты)

Сам Садко на них играл,

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун! …..(гусли)

«Гусли»

Дети стоят в кругу и передают инструмент рядом стоящему ребенку на сильную долю такта запева русской народной мелодии «Калинка». На припев – у кого оказались гусли, тот становится гусляром, выходит в круг, садится на стул и играет, остальные дети хлопают в ладоши.

«Оркестр»

Дети играют в оркестре под веселую русскую народную музыку. Петрушка – дирижер.

«Музыканты»

По кругу на полу лежат музыкальные инструменты, но их на один меньше, чем играющих. Под музыку дети бегут по кругу. Музыка внезапно обрывается, дети должны взять любой инструмент. Игра продолжается, пока не останется один победитель. Петрушка играет с детьми.

Ведущий:

Как нам интересно было с тобой, Петрушка! Сколько интересных затей ты нам принес! И в подарок тебе мы хотим подарить веселый танец «Барыня – сударыня».

Петрушка: А я хочу вам подарить альбом «Инструменты русского народного оркестра». Желаю вам вырасти настоящими музыкантами, любить музыку и почаще с родителями посещать музыкальные концерты! До новых встреч!

 

Приложение №8

Встреча в музыкальной гостиной

«Инструменты русского народного

оркестра»

Цель: Расширение музыкального кругозора детей, развитие познавательного интереса к музыке.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить «вживую» со звучанием русских народных инструментов: балалайки, гуслей, гармони и баяна.
  • Обогащать словарный запас музыкальными терминами.
  • Познакомить с алгоритмом изготовления самодельных игрушек – инструментов.
  • Способствовать накоплению познавательного опыта детей через исследовательскую деятельность и экспериментирование со звуками.
  • Петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер частушек, передавая многообразие оттенков, эмоций, настроений.
  • Учить двигаться в соответствии с музыкой.
  • Ритмично играть на детских музыкальных инструментах.

Развивающие:

  • Развивать музыкальные способности посредством различных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к музыке.
  • Сформировать положительное отношение, интерес к народной музыке, русским народным инструментам.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, культуру общения со сверстниками.

Предварительная работа:

Дети, воспитатели и родители участвуют в проекте «Инструменты русского народного оркестра»

Материал к занятию:

  • Музыкальные инструменты: балалайка, гусли, гармонь, баян.
  • Детские инструменты: барабан, бубен, маракасы, колокольчики, трещотки, деревянные ложки, свистульки.

Ход встречи:

Дети в русских костюмах парами входят в зал под русскую народную мелодию «Сударушка», садятся на стулья.

Музыкальный руководитель (муз. рук.) поет:

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки,

Звонкие соловушки, умные головушки,

Здравствуйте!

Обращается к детям: «Давайте поздороваемся со всеми нашими гостями!»

Дети поют:

Здравствуйте!

Музыкальный руководитель.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.

«Добрый день!» - говорим мы всем, кто пришел сюда,

Тем, кто любит музыку, дружит с ней всегда!

Сегодня чудо-музыка собрала в зале нас.

И с музыкой-волшебницей проведем мы этот час!

И в танце мы закружимся, в веселом ритме музыки,

И целый мир подружится, когда она споет.

И грусть, и боль забудутся под переливы музыки,

В сердцах ненастье кончится, когда она придет!»

Дети, сегодня в зал вы вошли под русскую народную музыку, надели русские народные костюмы, и в нашем зале вы видите русские народные инструменты. Как вы думаете, о чем мы сегодня мы будем говорить в нашей музыкальной гостиной? (Предполагаемые ответы детей: о музыке русского народа). А еще мы с вами послушаем звучание инструментов русского народного оркестра.

Музыкальный руководитель:

Итак, первая загадка:

Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит!

А всего–то три струны ей для музыки нужны!

Кто такая, отгадай-ка, это наша…(Балалайка)

Наш первый гость - преподаватель детской музыкальной школы ........ Выходит музыкант, здоровается.

Музыкант: А знаете ли вы, ребята, почему балалайку назвали балалайкой? Слово «балалайка» произошло от слова балагурить, т. е. баловаться. Давайте рассмотрим балалайку. Как вы думаете, из чего сделана балалайка? Правильно, из дерева. А на что похожа балалайка? На круг?.....

На квадрат?..... На треугольник? Правильно! А теперь сосчитаем, сколько струн на балалайке. Одна, две, три… На балалайке три струны. А знаете ли вы, ребята, как называют музыканта, играющего на балалайке?  (Познакомить со звучанием балалайки, наигрыш русской народной мелодии)

Музыкальный руководитель:

Звонче балалайки в целом мире нет.

Она исконно русский народный инструмент.

Пели под нее, плясали, и грустили, и вздыхали.

В праздники под ахи-охи потешались скоморохи!

А еще под балалайку пели частушки. Вы знаете, ребята, что такое частушки?

(Музыкант исполняет на балалайке мелодию частушек, частушки  «Небылицы – перевертыши» исполняют дети).

Музыкальный рук.:

Загадка вторая.

В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная, русская, двурядная,

Заиграет, только тронь, как зовут  ее?  (Гармонь)

Муз. руководитель:

У нас в гостях преподаватель ДШИ ..............................Предоставим ему слово.

Гармонь – родственница самого величественного музыкального инструмента органа. Из чего сделана гармонь? (Из дерева и металла). У гармони есть кнопки, на которые нажимает музыкант, и меха, которые музыкант растягивает. Музыканта, играющего на гармони, называют ……………

(Наигрыш русской народной мелодии)

Музыкант - баянист:

А баян появился на свет 100 лет тому назад в 1907 году. Родом он из старинного города Тулы. Вышел он из многочисленной семьи гармошек. А сотворил его гармошечных дел мастер Петр Стерлигов. И дали имя инструменту не какое-нибудь, а гордое, в честь древнерусского певца - сказителя Бояна. Да таким звучным получился инструмент, что его скоро узнала вся Россия! Имя этого русского народного инструмента – баян. Скажите, ребята, как называют музыканта играющего на баяне? (Дети отвечают).

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет и поет, если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.

Весельчак и буян голосистый мой баян!

Музыкальный руководитель:

Гармонь, баян – дуэт российский,

И голоса, как на подбор,

Она – погромче, он – потише,

Такой меж ними уговор.

«Живая» музыка народа –

Бальзам для сердца и души!

Сотворена самой природой,

Любуйся ею и пляши!

Танец «Барыня – сударыня»

(музыка в аудиозаписи, ансамбль Надежды Бабкиной)

М.р.:

Загадка третья.

На чем в гостях вдали от дома

Играл Садко царю морскому?

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун!

Слово предоставляется преподавателю ДШИ ………………

Гусляр: Звончатые гусли – самые давние из струнных инструментов. Когда–то ходили по русской земле странники – сказители. Они знали множество былин, но не рассказывали их, а распевали, сопровождая пение игрой на гуслях. Не было в то время ни телефонов, ни радио, ни телевизоров. Люди внимательно вслушивались в каждое слово сказителей, а после благодарили их хорошей едой, ночлегом, одеждой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич, Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. Музыканта, играющего на гуслях, называют гусляром. Я ставлю гусли на колени и поочередно защипываю струны пальцами. Изготавливают гусли из деревянной колоды ели, сосны или кедра, которую расщепляют под нужные размеры.

Музыкальный руководитель:

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы,

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли!

Звучит соответствующая мелодия на гуслях в исполнении гусляра (желательно с пением).

Далее:

Игра «Гусляр».

Дети стоят по кругу и передают детские гусли друг другу на запев песни «Калинка» (звучит ф-но). На ком закончился запев - тот и гусляр. Ребенок выходит в круг, садится на стул, и играет на гуслях под припев песни «Калинка» вместе с гусляром, все дети хлопают в ладоши.

Музыкальный руководитель: Гусли, балалайка, гармонь, баян – это инструменты русского народного оркестра. Но чтобы играть на них хорошо и умело, нужно много учиться. И у вас это все впереди! Но на многих инструментах вы уже можете играть. И сейчас мы организуем оркестр русских народных инструментов. Возьмите в конвертах за своими стульчиками детские ударные  и духовые инструменты. И наши гости тоже будут оркестрантами.

Но кого–то в нашем оркестре не хватает! Слушайте загадку.

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент,

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!   (Дирижер)

Выступление оркестра

Музыкальный руководитель:

На этом мы сегодня заканчиваем нашу встречу в музыкальной гостиной. Мы благодарим музыкантов, согласившихся прийти к нам в гости и показать свое мастерство!

Вам спасибо всем за уменье и знанья,

Вы сегодня заслужили похвалу и признанье!

До новых встреч, дорогие друзья!

Дети  выходят из зала.

 

Перспективный план проекта «Инструменты русского народного оркестра»

Старшая группа «Цыплята» МКДОУ Д/с №1 «Ласточка» пгт Козулька 2023 год .

Месяц

Тема

Форма занятия

Цель

Примечание

февраль

«Русские народные инструменты» - занятие №1

НОД

Знакомство детей с миром народных музыкальных инструментов

Сказка «Про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»

Игра «Музыкальный магазин»

Совместная

деятельность

детей и воспитателя

Учить детей организовывать игру на музыкальных инструментах определенным сюжетом

За основу взят материал Т. Ю. Тютюнниковой из программы «Элементарное музицирование»

март

апрель

«Путешествие в страну русских народных инструментов» - занятие №2

НОД

Формировать умение классифицировать инструменты на группы (струнные, ударные, духовые).

Использование мультимедийной установки для показа слайдов, дидактическая игра «Узнай инструмент»

Слушание сказки «Приключение Чевостика и дяди Кузи» их аудио энциклопедии «Путешествие в страну Знаний»

Дидактические музыкальные игры на развитие тембрового и ритмического слуха, пальчиковые игры  

Просмотр записи концерта оркестра русских народных инструментов имени

 «Русские народные инструменты»

Загадки, рассказы о музыкальных инструментах, рассматривание альбомов, картинок, разгадывание кроссворда

Совместная деятельность воспитателя и детей

НОД и самостоятельная деятельность

Свободное от НОД время, в режимных моментах

Совместная деятельность воспитателя и детей

Закрепить и расширить знания детей о русских музыкальных произведениях, истории их создания

Развивать ритмический и тембровый слух детей

Отметить, что такое «оркестр», сколько в нем музыкантов, кто руководит оркестром

Определять на слух звучание струнных, ударных и духовых народных инструментов

Сформировать желание слушать народную музыку, исполняемую на русских народных инструментах

Автор Д. Суслин, издательство «Елена»

Название игр см. в приложении №4

Обратить внимание детей на то, что каждый инструмент в оркестре имеет свое место, играет свою партию

Материал взят с сайта YouТube.com

Внести литературный и иллюстративный материал в зону свободной музыкальной деятельности (Приложение №6)

май

июнь

«Музыкальные инструменты русского народного оркестра» - занятие №3

«У Петрушки в гостях» - приложение №7

«Музыкальные инструменты своими руками»

Итоговое мероприятие «Инструменты русского народного оркестра» - приложение №8

НОД

Развлечение

Самостоятельная деятельность детей и педагогов

Музыкальная гостиная

Развитие музыкальных и творческих способностей через приобщение к русскому народному искусству

Закрепление темы

Научить детей изготавливать инструменты из обычных вещей, наполняя их различным содержимым

Закрепление знаний, полученных в проекте, слушание музыкальных инструментов «вживую»

Игра в ансамбле русских народных мелодий, разучивание танца «Барыня - сударыня»

Сборник Т. А. Светличной «Праздники без проблем» изд. «Сфера» Москва 2006 год

Выставка «Музыкальные инструменты своими руками» - совместная деятельность детей и родителей

Мероприятие совместно с преподавателями детской школы искусств

Мониторинг

достижений детьми планируемых результатов

программы «Истоки», автор Л. А. Парамонова

За основу инструментария  диагностики  взят раздел

«Игра на детских музыкальных инструментах»

учебника «Музыкальное воспитание дошкольников»

авторов

О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М.П. Палавандишвили.

Издательство «Москва», «Просвещение» - «Владос» 1994 год

Д - Достаточный уровень

С – Близкий к достаточному

    Н – Недостаточный уровень

Имя

ребенка

Общие сведения о русских народных инструментах, почему инструменты называются «русские»

Классификация инструментов (струнные, духовые, ударные)

Дидактические игры

на развитие

тембрового

слуха

Дидактические игры

на развитие ритмического слуха

Понятие

«оркестр»,

«дирижер»

Желание

заниматься

самостоятельной музыкальной деятельностью

начало проекта

конец проекта

начало проекта

конец проекта

начало проекта

конец проекта

начало проекта

конец проекта

начало проекта

конец проекта

начало проекта

конец проекта

 

 

 

Результаты мониторинга проекта

«Инструменты русского народного оркестра»

Достаточный уровень поднялся на 68%

Низкий уровень опустился на 12%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...

Методика разучивания русской народной песни в оркестре детских музыкальных инструментов.

Методическая разработка разучивания русской народной песни "Я на горку шла" в оркестре детских (ударных) музыкальных инструментов.Состав инструментов: Металлофоны, бубны, треугольники, ложки, трещотка...

Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"

На музыкальном занятие дети  знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....

Русский народный оркестр

Русский народный оркестр....

Педагогический проект «Инструменты русского народного оркестра» (старшая группа)

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

"В гостях у русского народного оркестра"

занятие проводится с целью знакомства детей с инструментами русского    народного оркестра...