"В гостях у русского народного оркестра"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Борисова Елена Владимировна

занятие проводится с целью знакомства детей с инструментами русского    народного оркестра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_r.n.orkestra.docx24.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                «В гостях у русского народного оркестра»

                    Музыкальное занятие в старшей,  группе

                                       Борисова Елена Владимировна

             музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

            МКДОУ детского сада «Тополек» комбинированного вида
           Маслянинского района Новосибирской области

Цель:   -  создание условий для  знакомства детей с инструментами русского
             народного оркестра

Задачи: - познакомить с группами  народных инструментов в оркестре;

              - развивать музыкальное восприятие, тембровый слух;

              - воспитывать любовь к народному творчеству;

              - развивать  коммуникативные способности и поддерживать

                положительный эмоциональный настрой;

Оборудование: записи народной музыки, народные инструменты

 (бутафорская балалайка, гусли, ложки, бубны, трещотки, свистульки),

мешочек с игрушечными строительными инструментами,  мультимедийный

проектор, презентация,

Предварительная работа: дети на предыдущих занятиях знакомятся с

понятиями оркестр, дирижер, с  русскими  народными инструментами, их

 названиями, разучиваются игры «Дирижер», «Балалайка», танец «Во саду

 ли, в огороде», слушаются русские народные песни, наигрыши.

Действующие лица: Ведущий – музыкальный руководитель,  Незнайка  и

                                  Дирижер - родители

                                            Ход занятия:

Дети под русскую народную музыку «Камаринская»  входят в зал.

Музыкальный руководитель.- Здравствуйте, ребята! Вы узнали музыку под

которую зашли? (ответы). Да, это русская народная музыка. А инструменты

вы узнали? (слышится голос, в зал вбегает Незнайка)

Незнайка. - Я знаю, я знаю…! Я для этого к вам и прибежал. У меня здесь

много всяких инструментов (достает из мешка игрушечные строительные

инструменты- молотки, пилы и др…) Я знаю, что на инструментах можно играть музыку всем вместе. Но должен быть руководитель с палочкой. Вот я

и буду вашим бригадиром, а вы моя музыкальная команда.  Правда у меня

здесь на всех инструментов не хватит. Давайте сначала мальчики будут играть (раздает инструменты).

Музыкальный руководитель.- Ну, хорошо, давайте попробуем. (Незнайка

машет палочкой, дети  пытаются играть…)

Незнайка. (недоуменно) – Как то не очень получается. Может у девочек

получится (раздает инструменты девочкам, они тоже пытаются играть).

Музыкальный руководитель. - Незнайка, я думаю, что ни у кого не

 получится играть музыку на этих инструментах, потому что они какие?

(дети отвечают, что строительные). А музыка  исполняется на каких

 инструментах? (дети отвечают, что на музыкальных). Но ты молодец, что знаешь, что чтобы  получилась музыка  нужны музыканты и руководитель.

 Ребята, скажите Незнайке, как называется группа музыкантов и кто ими

руководит?  (Дети называют: оркестр и дирижер).

Музыкальный руководитель. - А давайте, пригласим настоящего дирижера

 и он расскажет нам всем про русский народный оркестр. (В зал входит

 «Дирижер»)

- Здравствуйте, уважаемый дирижер, не могли бы вы рассказать  нам  как

правильно  создать народный  оркестр?

Дирижер. - С удовольствием! Вы знаете, что в оркестре  инструменты

 подразделяются на группы. Возьмите ложки и бубны  (дети берут

  инструменты). А теперь играйте на них ритм,  который  я показываю

руками. (Ритмическое  упражнение. Дети играют на ложках и бубнах)

Дирижер. - Ну как, Незнайка, получается музыка?

Незнайка. - Получается...

Дирижер. - Это потому что все инструменты играют одновременно и они из

 одной группы.

Незнайка. - Как это из одной группы?

Дирижер. - В оркестре инструменты разделены по группам. Эти

 инструменты из группы ударно – шумовых  инструментов. (на экране

 появляется слайд с ударными и шумовыми  инструментами. Дети их

называют).
Незнайка. - А какие еще есть группы?

Дирижер. - Еще есть струнные инструменты. Посмотрите на экран (на

экране появляются струнные инструменты). Ребята, назовите для Незнайки

инструменты (дети называют).  

Музыкальный руководитель. - Мы пробовали только играть на гуслях.
Дирижер. - Ничего, если есть желание, пойдете учиться в музыкальную

 школу и научитесь играть на балалайке, домре.

Незнайка. - Так надо учиться? А я думал, что можно просто взять

инструмент и играть.

Музыкальный руководитель. - А я предлагаю вам поиграть и показать

 Незнайке как выглядит балалайка

                    Коммуникативная  игра  «Балалайка»

Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с

бутафорской балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Играющие, держась за руки, идут хороводным шагом и поют на мелодию песни «Ах вы,

сени:  «Я по улице гуляю, в балалаечку играю.    Ну-ка, бала – балалайка,

себе друга     выбирай-ка!»

Все останавливаются, поворачиваются лицом в круг. На повторение 3-4

тактов (без пения, ведущий выбирает из  числа играющих «друга», берёт его

за руку и выводит в центр круга.

На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с «другом» выполняют

любые знакомые танцевальные движения. Играющие берутся за руки и

начинают игру сначала.  Ведущий и его «друг» уже вдвоём идут

противоходом  внутри круга и имитируют игру на балалайке. На

повторение 3-4тактов (без пения) и ведущий и его «друг» выбирают себе

новых «друзей». В следующем повторении игры уже 4 человека

приглашают играющих, дальше – 8 человек. Игра продолжается до тех пор,

 пока все играющие не будут вовлечены в танцевальную импровизацию.

Незнайка. - Замечательно! Оказывается с инструментами можно просто

играть!
Дирижер. -  Продолжим?  Есть еще клавишно-язычковая группа. (на экране

слайд с инструментами. Дети называют их). Но играть  на этих

 инструментах тоже надо   учиться в музыкальной школе.  А вот потанцевать

 под эти инструменты мы можем прямо сейчас.

                                Танец «Во саду ли, в огороде»

Незнайка. - Здорово! Это все группы?

Дирижер. - Есть еще группа  духовых инструментов и к ним относятся (на

слайде духовые инструменты). У нас есть свистульки (раздаются

свистульки, дети играют на них по взмаху дирижера).

Незнайка.-  Кажется, все хорошо, но у нас не получится сыграть в оркестре,

 мы не умеем играть на многих инструментах.

Дирижер. - Это не страшно. Зато вы можете попробовать себя в роли

 дирижера. А играть будут две группы – духовая и ударно – шумовая.

                                      Игра «Дирижер»

/инструменты лежат по кругу. Дети под  русскую народную мелодию

«Калинка-малинка» на проигрыше  двигаются по кругу. На куплет

 поднимают инструменты и по сигналу дирижера играют на них. Дирижером становится  тот ребенок, которому не достался инструмент. /

Незнайка.-  Вот как весело получилось. Почти как настоящий оркестр! Но я понял, чтобы стать настоящим музыкантом, нужно много и старательно

учиться. Я теперь часто буду к вам забегать, что-нибудь  еще новенького

узнаю.
Музыкальный руководитель. - Забегай к нам почаще. Мы тебе расскажем о

 симфоническом оркестре.

Незнайка. - Обязательно приду. Я про такой оркестр даже и не слышал

  (прощается, уходит).

Музыкальный руководитель. - Спасибо вам, уважаемый дирижер. Нам

было очень  интересно общаться с вами (дирижер прощается с детьми и

 уходит).

Рефлексия. - Ребята, а на каком  инструменте вы хотели бы научиться играть

или какой инструмент вам понравился больше всего? (Ответы детей,

 занятие заканчивается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у русской народной сказки»

Развлечение для всех возрастных групп...

Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...

Русский народный оркестр

Русский народный оркестр....

Педагогический проект «Инструменты русского народного оркестра» (старшая группа)

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

Проект "Инструменты русского народного оркестра "

Проект "Инструменты русского народного оркестра "...