"ВеДеДо"
проект по музыке (младшая группа)

Иванова Лариса Васильевна

Соблюдения режима дня через синтез слова и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vededo.docx30.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание:

1. Актуальность……………………………………………3.

2. Синтез слова и музыки…………………………………4.

3. Работа с песнями в ДОУ и дома………………………6.

4. Этапы работы………………………………………….10.

5. Результаты наблюдений за освоением песен в ДОУ..14.

6.Использованная литература …………………………..17

7. Примечание……………………………………………18.

Возраст: 2-3 года.

Тип проекта: музыкально-педагогический.

Цель: воспитания навыков самообслуживания и соблюдения режима дня через синтез слова и музыки.

Задачи: - поддерживать единые требования к организации жизни детей и выполнению режима дня, формировать у них навыков самообслуживания в семье и детском саду;

-стимулировать у детей положительное эмоциональное состояние;

-поддерживать их активность дома и в детском саду;

-развивать речь, движения, мышление, внимание детей;

-воспитывать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми;

-формировать организованность, культурное поведение и другие положительные качества личности ребёнка.

Актуальность.

Известно, что полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте является основной дошкольного развития ребёнка. Своевременное и квалифицированное педагогическое содействие такому развитию значительно эффективное последующих попыток наверстать упущенное.

Одним из основных документов, организующих работу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) сегодня, является Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС). Они ставят перед педагогами сложные задачи и требуют, чтобы их работа:

-содействовала психическому развитию и успешной социализации малышей,

-обеспечивала освоение и соблюдение ребёнком режима дня,

-помогала интеграции образовательных областей,

-согласовывать с тем, что происходит в семьях воспитанников ДОУ.

В соответствии с ФГОС, программа дошкольного образования должна обеспечить «…решение образовательных задач в совместной  деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования». Для этого нужны новые педагогические средства и такие методические решения, которые позволяют:

- поддерживать единые требования к организациижизни детей и выполнению режима дня, формированию у них навыков самообслуживания в семье и в детском саду;

- стимулировать у детей положительные эмоциональные состояние,

- поддерживать их активность дома и детском саду;

- развивать речь, движения. Мышление, внимание детей;

- воспитывать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми;

Синтез слова и музыки как средство развития детей.

Музыка- один из наиболее действенных и доступных средств воспитательного действия на детей дошкольного возраста. Она воспринимается ребенком раньше других видов искусства, всегда вызывает эмоциональный отклик. Развитие музыкальной восприимчивости помогает ребёнку войти в мир прекрасного, а своевременно начатое музыкальное воспитание положительно сказывается на общем и эстетическом развитии детей. Традиционно, музыкальное воспитание ориентируется на то, чтобы:

-доставить детям радость;

-побуждать их к активности;

- прививать любовь к музыке;

- развивать способность к восприятию музыки (слух, музыкальную память, чувство ритма);

- вызывать активный отклик в повседневной жизни (желание проявлять себя в пении, связывать с музыкой свои движения, танцы и игры).

Музыка вызывает эмоциональный отклик уже у 3-4 месячных младенцев. В раннем возрасте и дошкольном возрасте правильно подобранные музыкальные произведения доставляют детям радость. Побуждают их к активности, способствуют развитию слуха, памяти, чувства ритма. Музыка вызывает у детей желание петь, двигаться, действовать.

Ребёнку осознанно нравится песни. Которые поют специально для него и про него. В такую минуту активность проявляют даже те дети, которые оставались пассивными на групповых занятиях. Известный учёный, «бабушка» системы воспитания детей раннего возраста Н.М.Аксарина показала, что музыкальные игры, прослушивание песен или пение с детьми 2-3-го года жизни надо проводить не только на музыкальных занятиях, но и во время прогулки, а также в ходе их самостоятельной деятельности.

При правильно организованном прослушивании песен и музыки у детей улучшаются навыком аудирования, а развитие умения слушать и понимать речь способствует повышению культуры воспитания музыкальных произведений. Классик отечественной психологии А.Р Лурия писал, что из всего многообразия звуков можно выделить две системы. Которые имеют особенно большое значение для формирования человеческого слуха. К ним относятся музыка и звуковая речь. В отличие от слуха животных человеческий слух формируется под влиянием музыки и языка. Синтез слова и музыки помогает развитию речевого слуха детей. Повышает у них культуру речи. Его легко связывать с непосредственными переживаниями детей, с их бытом и игрой.  Недаром популярная уже почти сто лет песня провозглашает: «Нам песня строить и жить помогает!».

Однако, до последнего времени присутствие песен в жизни дошкольников было достаточно ограничено. Этому есть много причин. Традиция исполнения песен для детей в семье, которая была распространена в сельской общине, ушла из нашей жизни. Воспитательная программа детского сада предусматривает занятия пением и прослушивание музыки. Однако этим очти исключительно занимаются музыкальные руководители. До недавного времени распространение музыки для маленьких детей сдерживалось малодоступностью и сложностью использования звуковоспроизводящей техники. Сегодня развитие цифровых технологий сняло и эту проблему. В отечественной музыкальной и поэтической культуре детства крайне мало педагогически выстроенных музыкальных и поэтических произведений о жизни малышей.

В течение нескольких лет большой коллектив педагогов, композиторов, поэтов, художников, звукорежиссёров. Специалистов в области цифровых технологий проводил интенсивную работу по решению этой проблемы. В результате этого содружества была создана серия педагогически выверенных поэтических и музыкальных произведений. Они содействуют развитию ребёнка, дают материал для занятий с ребёнком в семье, помогают радостному и содержательному пребыванию малыша в детском саду.

Серия ВеДеДо состоит из отдельных выпусков, которые предназначены для воспитательной работы с детьми дома и а ДОУ. Эта работа нацелена, прежде всего, на то чтобы формировать у детей способность выполнять режим дня и вырабатывать навыки самообслуживания. Главное, что всё это происходит на основе единых требований, отвечает спонтанности ребёнка и позволяет избегать принуждения детей, которое традиционно присутствует при овладении режимными моментами.

Работа с песнями в Доу и дома.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – главные институты социализации ребёнка. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями. Для организации такого сотрудничества важны материалы для совместной работы.

Материалы серии ВеДеДо побуждают поддерживать проявление самостоятельности детей и учить самообслуживанию, облегчают усилия по воспитанию ребёнка и помогают малышу:

-осваивать и соблюдать режим дня (подъём, поход в детский сад и т.п.);

-овладевать навыками самообслуживания (одевание, умывание и т.п.);

-развивать речевой слух и повышать культуру речи;

-получать удовольствие и творчески воспринимать музыку.

Дома, в семье утром и вечером песни серии ВеДеДо помогают ребёнку:

-проснуться с хорошим настроением;

- встать с постели, сделать зарядку, умыться, причесаться, попить воды, одеться;

-не грустить по дороге в детский сад в связи с предстоящим расставанием с родными и попрощаться с ними до вечера;

-вечером встретить своих родителей и поделиться с ними своими впечатлениями о жизни в детском саду;

-поужинать;

-поиграть;

-охотно выполнить вечерние гигиенические процедуры;

-прослушать литературное произведение (стихи, сказку, рассказ и др.), которое ему прочитают взрослые;

-пожелать всем спокойной ночи и расстаться с родителями до утра.

В дошкольном образовательном учреждении песни помогают воспитателям организовывать и упорядочивать повседневную жизнь детей без психологического принуждения. Песни превращают трудные и неинтересные для ребёнка процедуры самообслуживания (мытьё рук, приём пищи, одевание и т.п.) в осмысленное и привлекательное игровое действо. Песни помогают организовать взаимодействие детей в группе и на прогулке, стимулируют и обогащают их познавательную работу в ходе знакомства с окружающим миром, художественного творчества, в труде.

Детские песни и едины по своей педагогической сути методические материалы, которые используются и дома в ДОУ, помогает организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса. Опыт использования ВеДеДо в детских садах позволил выработать рекомендации по распределению обязанностей между сотрудниками.

Заведующий (ая) выступает инициатором инновации. Организует взаимодействие работников ДОУ с родителями на основе ответственное отношение к её выполнению.

Методист или старший воспитатель одним из первых знакомится с материалами ВеДеДо, с комплексами материалов для родителей и воспитателей. Методист организует знакомство с материалами и совместное прослушивание дисков. Вместе с воспитателями и специалистами определяет этапы освоения ВеДеДо в детском саду и рекомендуемый порядок использования песен в семьях воспитанников. Методист создаёт условия для обмена и распространения опыта воспитателей по работе с песнями в режимных моментах, проводит с воспитателями и музыкальным руководителем работу по развитию их коммуникативной компетенции, помогает овладеть навыками конструктивного диалога с родителями и т.п.

Воспитатель -главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как успех взаимодействия с родителями, так и эффективность работы с детьми.

Психолог -организатор и непосредственнй участник всей работы по подготовке сотрудников детского сада и родителей к работе с ВеДеДо. На основе изучения интересов и запросов родителей психолог помогает формировать положительное отношение к использованию детских песен в семье. Психолог проводит разъяснительную работу с членами педагогического коллектива ДОУ и родителями о значении песен для развития ребёнка, о способах положительного влияния на этот процесс.

Музыкальный руководитель – вдохновитель и организатор работы с педагогическим коллективом, с родителями и их детьми. Он одним из первых знакомит детей с песнями, обсуждает прослушанные песни с детьми, помогает понять их содержание тем детям, которые испытывают в этом трудности. Музыкальный руководитель помогает детям исполнять песни в удобном для детского голоса диапазоне, способствует формированию восприятия музыки во взаимосвязи с жизнью детей в детском саду и семье, поддерживает интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений.

Опытное освоение инновационного учебно - методического комплекта ВеДеДо в ДОУ показывает, что формальный подход к использованию детских песен малоэффективен. И наоборот, если воспитателям и музыкальному руководителю удалось установить партнёрские отношения с семьями детей, создать атмосферу заинтересованности и взаимной поддержки, то успех приходит легко. Чтобы помочь педагогическим коллективам в организации этой нелёгкой работы, методические рекомендации по использованию ВеДеДо включает описание плана освоения УМК в ДОУ и его ключевых элементов.      

                                                                         

1 этап – подготовительный: включает в себя постановку целей, задач, определение методов и приёмов исследовательской работы. Предварительная работа с детьми, выбор оборудований, изучение методической литературы по данной теме.

Как работать с родителями.

После того воспитатель начал регулярно использовать песни в определённых моментах режима дня и установил, что дети положительно относятся к музыкальному сопровождению их жизни в детском саду, они могут приступить к работе с родителями. Лучше всего это сделать на родительском собрании. Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий:

-расскажите детям о целях комплекта ДеДеДо и назначении входящих в него песен. Объясните, как они помогают в развитии малышей.

-организуйте совместное послушание детских песен и расскажите о методике их использования в семье.

-постарайтесь убедить родителей  в том, что детей надо знакомить с песнями постепенно. Обратить их внимание на то, что желательно отвести на знакомство с первой песней не менее недели. Это срок зависит от того, как быстро малыши воспринимают песню и начинают действовать в соответствии со стихами. Подчеркните, что не знакомство со всеми песням может потребоваться от трёх до пяти месяцев, с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

2 этап – основной: на этом этапе происходила вся большая часть работы по приобщению ребят к музыке. Эта работа была разделена на блоки: работа в ДОУ взаимодействие с музыкантом, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с детьми.

Как песни жить помогают.

Для того чтобы детские песни стали действенным инструментом воспитательной работы. Они должны удовлетворять достаточно жестким требованиям к их содержанию, языку, словарному запасу, выразительным средствам музыки. Чтобы поддерживать овладение режимными моментами, они должны образовывать систему, которая охватывает весь режим дня ребёнка от подъёма до отхода ко сну.

Хорошо известно, что побуждать детей к самообслуживанию лучше начинать в 2-3 года. В таком возрасте это происходит значительно успешнее. Для малышей подобные действия являются новыми, и они готовы к проявлению самостоятельности. Овладевая самообслуживанием, малыш знакомится со свойствами окружающих предметов. Он приобретает первичные знания о величине, цвете, форме, количестве. Развиваются восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Ребёнок действует совместно со взрослым, который называет предметы, фиксирует с помощью слов наблюдения ребёнка. В результате общения развивается речь, воспитываются первые социальные навыки и правила поведения.

3 этап -завершающий.

О результативности использования детских песен.

Очевидно, что главное требование к новой педагогической разработке – её образовательная результативность. Разработчики инновационного учебно- методического комплекта «Весёлый день дошкольника» оценивали её с нескольких точек зрения: с позиции детей, родителей и работников ДОУ. Главным инструментом оценки качества разработки с позиции родителей и работников ДОУ стали их отзывы, готовность использовать новые детские песни со своими воспитанниками. Имеющиеся отзывы свидетельствуют, что детские песни хорошо принимаются и родителями, и работниками ДОУ. По мере освоения материалов УМК мы снова и снова слышали рассказы о том, как использование песен облегчает воспитательную работу, просьбы о подготовке новых произведений для работы с детьми. В значительной мере благодаря этим запросам были подготовлены дополнительные тематические серии, о которых сказано выше. Готовность продолжать использование песен, включение в работу новых произведений послужило главным индикатором успешности УМК среди взрослых.

Оценивание педагогической результативности новых материалов, их влияние на воспитание детей, на изменение их поведения, проводилось на основе наблюдения за развитием детей. Оказалось. Что когда материалы серии ВеДеДо используются педагогически корректно, с учётом содержащихся в них рекомендаций, их влияние на развитие детей достаточно заметно. По мере введения песен в работу ДОУ, воспитатели в своих наблюдениях начинали фиксировать следующие моменты:

-дети без капризов просыпаются и встают под звуки соответствующей песни;

-дети охотно выполняют утреннюю зарядку, пьют воду, применяют водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты, в том числе, под звуки соответствующей песни;

-воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов;

- дети побуждают других членов семьи выполнять утреннюю зарядку;

-дети знают порядок одевания, выполнение гигиенических процедур;

-дети, родители которых, стали интересоваться ими, некоторые стали вместе с папами принимать душ;

-дети стали увереннее и охотнее одеваться, Проблема с одеванием детей быстро исчезнет;

-дети с удовольствием причёсываются под песню. Даже те, кто редко подходит к зеркалу, под песню с удовольствием причёсываются;

-дети, изучившие правила дорожного движения под песню, побуждают родителей соблюдать сигналы светофора;

-дети аккуратней раздеваются;

-дети знают, что каждая вещь должна стоять на своём месте. Они убирают игрушки в своём уголке, самостоятельно складывают одежду и вещи в шкаф;

-дети усваивают новые для них слова, которые приводятся в песнях («снеговик», «Снежная баба» и т.п.);

-во время прослушивания песни о поведении за столом дети сами (без напоминаний воспитателя) начинают пользоваться с салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги и т.п.;

В заключении можно сказать, что попадая в добрые руки учебно –методический комплект «Весёлый день дошкольника» на далее помогает сделать жизнь ребёнка и в детском саду более яркой. Распространение новых информационных технологий, которые упростили работу с записями, сделали доступным широкое использование цифрового фото и видео создают качественно новую информационную среду, где синтез слова и музыки естественно дополняется цифровыми литературно музыкальными композициями, помогает общению и, в конечном итоге, развитию личности ребёнка. Объединяя на общем материале усилия всех участников образовательного процесса, детские песни па далее помогают эстетическому развитию детей. Воспитанию у них чувства доброты и красоты.

Результаты наблюдения за освоением песен в ДОУ.

Название песни

Отношение детей

Результат основания

Примечания

1.

«Светофор»

Детям песня нравится.

Количество: 9

По словам родителей, песня очень помогает освоению детьми правил дорожного движения. Дети настаивают, чтобы родители следовали сигналам светофора.

Дети рассказывают, что когда они идут в детский сад, то вспоминают эту песню.

2.

«В раздевалке»

Дети слушают с удовольствием. Иногда начинают подпевать исполнителю. Количество: 11

Дети стали аккуратней раздеваться и складывать вещи в шкаф.

Дети приходят в разное время. Песня звучит перед завтраком и после возвращения с прогулки.

3.

«Завтрак»

Слова из песен очень нравится детям. Они начинают чаще обращать внимание на то, что у них сегодня на завтрак.

Во время прослушивания многие дети стали задавать вопросы, обсуждать слова песни. Поведение за столом улучшается.

Включаем песню во время завтрака, но часть детей отвлекается и разговаривает

4

«Любимые книжки»

Песня вызывает у многих детей заинтересованность.

Количество: 8

Многие запомнили, что если песня звучала, то сейчас им будет что-то рассказывать или читать книжку.

Включаем песню перед занятием художественной литературой.

5.

«Глоток воды»

Услышав первые слова песни, дети понимают, что надо делать.

Количество: 7

Многие стали просить родителей, чтобы им утром обязательно давали воду.

Песня детям нравится, слушают и с удовольствием подпевают. Особенно детям нравится припев.

6.

«Выходим на прогулку»

Деткам песня понравилась, многие стараются подпевать.

Количество: 12

Дети освоили последовательность одевания.

Включаем песню в процессе одевания.

7.

«Перед обедом»

Песня понравилась детям, многие подпевают

Количество: 9

Дети узнают музыку и слова песни. Они вспоминают, что перед обедом нужно вымыть руки.

Включаем после возвращения с прогулки.

8.

«За обеденным столом»

Песня нравится детям. Помогает запомнить названия блюда.

Количество: 7

Во время прослушивания многие дети сами выпрямляют спину. Правильно ставят ноги. Стали есть аккуратнее.

Включаем во время обеда.

9.

«После тихого часа»

Песня нравится, дети с удовольствием подпевают.

Количество: 12

Дети усвоили, что после пробуждения нужно подвигаться.

Включаем после пробуждения детей.

10

«Хорошие дети»

Песня нравится детям, многие подпевают.

Количество: 9

Воспитывается у детей уважение и добрые чувства друг к другу.

Способствует повышению самооценки.

Использованная литература:

1. Доронова Т.Н. «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях. Поем в детском саду. Методическое руководство для работников ДОУ». Москва 20011.

2. Журнал «Музыкальный руководитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть самостоятельными с "ВеДеДо"

Презентация раскрывает деятельность МБДОУ ЦРР д/с№7 «Остров сокровищ» в Республике Саха (Якутия) по внедрению парциальной программы Коренблита С.С. «Весёлый день дошкольника&ra...

Работа экспериментальной площадки "ВеДеДо"

План конспект. Работа экспериментальной площадки по "ВеДеДо"...