"Откуда берется звк?"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Залина Сергеевна Бесолова

Конспект интегрированной НОД в старшей группе в рамках проекта «Волшебный мир звуков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iod_otkuda_beretsya_zvuk.docx43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Откуда берется звук?»

Конспект интегрированной НОД в старшей группе в рамках проекта «Волшебный мир звуков».

Музыкальный руководитель - Бесолова З.С.

Педагог по изодеятельности - Кайтукова Тамара Руслановна.

Воспитатель - Дзиова А.М.

СП МБДОУ «Детский сад №7» г.Алагир (д/с №6)

2023г.

1 часть: «Откуда берется звук?»

Цель: Познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.

Задачи: 

  • воспитывать интерес к звучащему миру
  • развивать наблюдательность
  • развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
  • учить извлекать звуки из различных предметов и определять характер их звучания
  • развивать творческие, художественные и музыкальные способности детей, активизировать психические процессы и обогащать эмоциональную сферу.
  • учить детей навыкам работы с масляными мелками.

Ход занятия.

Слайд 1. Заставка с названием. Музыка для входа.

Музыкальный руководитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Но сначала поздороваемся.  

Слайд 2. На экране разные животные.

М.Р. Кого вы видите на экране? Все эти животные издают разные звуки. Выберите себе любое из них и поздоровайтесь его голосом, при помощи звуков, которые оно издает. Здороваемся.

М.р: Мы сейчас с вами издавали разные звуки. Но кроме них, в мире еще множество других звуков. И мы отправляемся с вами в мир волшебных звуков. Давайте помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас.

Слайд 3. Звуки мира. (дети минуту слушают)

М.Р. Итак, что вы услышали?

Дети: Шаги и речь людей, звонок телефона, топот детей в группе, шум на кухне.

М.Р. Как можно назвать такие звуки? Они называются – шумы.

М.Р. Шумами называют звуки, которые нас окружают. Иногда они бывают тихие, иногда громкие, иногда очень громкие. Это звуки природы, например, шум ветра, грохот водопада, крики животных и птиц или раскаты грома. Но есть и шумы, которые производит человек. Давайте с вами поиграем. Я буду включать шумы, а вы их угадывать.

Фонограммы различных шумов (а. Буренина «театральные шумы»).

Дети угадывают.

М.Р. Ребята, звуки, которые мы слушали – это бытовые шумы. А кроме них, какие еще звуки есть в окружающем нас мире? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам спеть песню.

Исполняем песню «Уалдзæг».

М.Р. Звуки, которые мы с вами издавали – какие они? Правильно, музыкальные! А кто или что их может издавать? Верно, люди или музыкальные инструменты. А вы можете отличить бытовые звуки от музыкальных? Давайте, проверим это.

Викторина «Музыкальные и не музыкальные звуки».

Цель: закрепление понятия музыкальных и не музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель:

Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или к не музыкальным.

«Музыкальные» - поднимаете синие карточки,

«Не музыкальные» - поднимаете зеленые карточки.

  • Пение мальчика (муз.)
  • Скрип двери (не муз.)
  • Звучание женского хора (муз.)
  • Шум моря (не муз.)
  • Подметание пола щеткой (не муз.)
  • Стук мяча (не муз.)
  • Игра на скрипке (муз.)
  • Игра на фортепиано (муз.)
  • Шум трактора (не муз.)
  • Звучание симфонического оркестра (муз.)

М.Р. Молодцы! Мы все время что – то слышим, и мир вокруг нас – звучащий. Как же образуется звук? Об этом с вами хочет поговорить Ариана Майрамовна, которая пришла к вам сегодня с очень интересными предметами.

Дети подходят к столу, на котором лежат металлическая линейка, балалайка, расчески по количеству детей.

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы линейка начала издавать звук?

(Линейку одним концом прижимают к столу и дергают за свободный конец – раздается звук).

  • Что происходит с линейкой? Она дрожит.
  • Заставьте звучать балалайку. Что вы для этого сделали? Что происходит со струной, когда она звучит? Она дрожит.
  • Попробуйте извлечь звук из расчесок. Почему ваши расчески звучали? Что у расчесок дрожит? Какой звук у расчески – тихий или громкий?

Делается вывод о том, что если дрожит – значит звучит.

Творческое музицирование

М.Р. Ребята, я предлагаю вам организовать оркестр из наших расчесок. Мы сыграем на них, как на музыкальных инструментах, а я буду солисткой, у меня тоже есть необычный музыкальный инструмент – ножницы. А у представителя какой профессии есть ножницы и расческа? Правильно, у парикмахера. Тогда сейчас мы исполним необычную ПАРИКМАХЕРСКУЮ польку.

Дети и музыкальный руководитель исполняют Парикмахерскую польку.

М.Р.  А сейчас я приглашаю вас в нашу музыкальную мастерскую.

Музыкальная мастерская: «Волшебные коробочки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня здесь есть обычные коробочки из-под йогурта и резиночки. Как вы думаете, можно из них сделать какой-нибудь музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала, как струна? (резинку надо просто надеть на коробочку от йогурта).

Воспитатель раздает детям разноцветные коробочки от йогурта, и резинки. Предложить детям поэкспериментировать с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте. Дети должны убедиться, что у них в руках действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно довольно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Звук получается значительно более яркий.

М.Р. Ребята, ваши новые инструменты мы обязательно используем в будущем. А сейчас я хочу рассказать вам что-то интересное. Тамара Руслановна недавно рассказала мне один секрет. Оказывается, звуки бывают не только тихие и громкие, шумовые и музыкальные, но и ЦВЕТНЫЕ! Хотите убедиться в этом?

Педагог по изодеятельности: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Я хочу подарить вам волшебную музыку. Она необычная, в ней живут краски. Давайте, послушаем ее и попробуем их найти в ней.

Слушание музыки: «Флейта и контрабас».

Педагог по изодеятельности: Ребята, что вы услышали? Какие инструменты звучали? А голоса у них были похожи или отличались? Верно, у флейты голос высокий, яркий, звонкий, а у контрабаса более низкий, глухой. А от чего зависит их голос? Правильно, от размера. А как вы думаете, какого цвета их голоса? Обсудить.

Дидактическая игра.

Педагог по изодеятельности: Ребята, посмотрите, у меня здесь есть целая палитра цветов на этих карточках. А вот и наши инструменты. Давайте, попробуем, слушая музыку, подобрать подходящие цвета для наших инструментов и сложить их рядом с ними на столе. Под музыку подбирают подходящие цветные карточки.

Педагог по изодеятельности: Достает раскраску с психоделическим рисунком. Ребята, смотрите, что у меня есть! Это рисунок, в котором и живет та самая музыка, которую мы с вами слушали. Только здесь чего-то не хватает… Правильно, красок! Все кусочки моего рисунка рассыпались. Их нужно раскрасить и собрать вместе, чтобы рисунок стал живым, чтобы он зазвучал. Давайте, все перейдем в нашу мастерскую и раскрасим эту музыку, которая изображена на бумаге.

Дети переходят в мастерскую и выполняют под музыку свое задание.

Работа ведется масляными мелками. Каждый ребенок раскрашивает свой фрагмент рисунка.

Педагог по изодеятельности: Наши кусочки готовы? А теперь мы можем их собрать вместе. Собирают.  Видите, у нас получилась настоящая музыкальная картина.

Педагоги: Вам понравилось то, чем вы сегодня занимались?  А что вам понравилось больше всего? А что было самое интересное? А с чем бы вы еще хотели поиграть? После всего, что вы сделали, у вас хорошее настроение? Тогда давайте, поделимся им с другими. Мы отнесем нашу музыкальную картину на выставку, где все смогут ее увидеть. Она будет радовать всех, а не только нас!

Дети относят картину на выставочный стенд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим "Откуда берется хлеб?"

Презентация к занятию для детей старшей группы  по ознакомлению с окружающим миром...

Консультация для родителей на тему: «Откуда берется агрессивность?»

Консультация для родителей на тему:«Откуда берется агрессивность?»...

Конспект занятия "Откуда берется хлеб?"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе"Откуда берется хлеб?"  В ходе занятий знакомим детей с трудом хлебороба, сельскохозяйственной техникой.   Расширяем кугозор, развиваем р...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Откуда берется ветер и почему он движется

Министерство образования Саратовской областиМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 216»        «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР И ПОЧЕМУ О...

Исследовательская работа "Откуда берется звук?"

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности....

Откуда берется мёд.

Конспект занятия по изобразительной деятельности....