Программа дополнительного образования"Танцевальная ритмика"
рабочая программа

Дубкова Надежда Олеговна

Для музыкальных руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ritmika_dlya_detsada.docx42.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 20

_________________________________________________________________________

143441, Московская область, г.о. Красногорский, д. Путилково,

Спасо-Тушинский бульвар, д. 4

Тел. 8-498-731-71-94     Эл. почта:  sc20.putilkovo@mail.ru

ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА»

   

Составила музыкальный руководитель Дубкова Н.О.

 

 

г.о. Красногорск 2023г

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

-   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе.

-   Срок реализации учебного предмета.

-   Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

-   Форма проведения учебных аудиторных занятий.

-   Цели и задачи учебного предмета.

-  Методы обучения.

-  Описание материально-технических условий учебного предмета.

 II. Содержание учебного предмета

-  Сведения о затратах учебного времени.

-  Учебно-тематический план.

 III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 IV. Формы и методы контроля, система оценок

-  Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

-   Критерии оценки.

 V. Методическое обеспечение учебного процесса

-  Методические рекомендации педагогическим работникам.

-  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

-  Список рекомендуемой нотной литературы.

-  Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

         C появлением программ  по  развитию  и  воспитанию  творческих способностей детей дошкольного возраста изменились и формы работы дошкольных образовательных учреждений, содержание и структура занятий. Внимание педагогов сегодня обращено на психическое развитие ребенка.  Данная программа  даёт  возможность  путем  танцевальных  движений  и импровизации  под    музыку    развивать  у детей способность  к самостоятельному  творческому  самовыражению.  У ребят формируется умение  передавать услышанный  в  музыке  образ  в   движениях,  пластике.  Этим занимается  учебный  предмет  «Танцевальная ритмика».  Предмет важен для  общего  развития ребенка и для раскрытия его музыкальных способностей.  

Срок реализации учебного предмета 2 года. Первый год обучения – дети с 4 до 5 лет, второй год обучения – дети с 6 до 7 лет.

Форма проведения занятий мелкогрупповая ( до 10 человек) 2 раза в неделю по 40 минут.

 Цели и задачи учебного предмета

 Цель учебного предмета -  пробуждение  и  развитие  у  детей  дошкольного

возраста эстетического отношения к миру;  снятие  мышечного  и  психологического напряжения посредством танцевального движения.

 Задачи учебного предмета:                                          

1.  развивать музыкально-ритмические способности детей, координацию,

ориентировку в пространстве;

2.  развивать  творческие  способности  посредством  танцевального

искусства;

3.  учить отражать в жестах  и  движениях  ролевое  и  игровое

перевоплощение;

4.  работать над развитием у детей пластики, моторики, эмоциональности;

5.  развивать восприятие музыки во  взаимосвязи  музыкального  и

танцевального искусства.  

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесно-образное объяснение, беседа, рассказ;

- наглядный качественный показ;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

- практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов, разучивание композиций).

Описание материально-технических условий учебного предмета.

Материально-техническая  база  образовательного  учреждения  соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебная аудитория для занятий ритмикой просторная, светлая, оснащена необходимым оборудованием (фортепиано, музыкальным центром).

II. Содержание учебного предмета

При  работе  с  детьми  дошкольного возраста  музыкальные  игры  и  пляски составляют  неотъемлемую  часть  эстетического  воспитания . Они помогают разностороннему развитию музыкальности детей, развиваю, эмоциональность  и образность  восприятия  музыки,  чувство  ритма,  музыкальную память.  Для  того, чтобы  музыкальная  игра,  пляска  могли  выполнять  свои воспитательные  задачи,  надо  научить  детей  владеть  своим  телом,  координировать свои движения, согласовывать их с содержанием музыкальной игры, пляски. Данная программа предусматривает работу над развитием движений детей, объединяя в себе физическое и  музыкальное воспитание. Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски –  это  основные  движения:  ходьба,  подскоки,  бег.  Движение,  связанное с  музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей. Одно  из  основных  условий  успешной  работы  по  развитию  движений  – целенаправленный выбор упражнений и правильная их последовательность.

Первый год обучения.

 Вся работа делится на 5 разделов.

  1. Ритмические упражнения на середине зала
  2. Партерный тренаж
  3. Элементы танцев, плясок
  4. Навыки ориентировки в пространстве
  5. Музыкальные игры

Ритмические упражнения на середине зала

- хлопки – обычные, синкопированные.

- притопы – одинарные, двойные, удар.  

- работа с предметом – мяч.

Продвижение в пространстве

- изучение плана класса – 8 точек, положение en face.

- рисунки в танце – линия, круг, диагональ.

- шаги, бег – с носка, на пятках, на полупальцах, марш, лѐгкий бег, бег                

 с высоким поднимание ног.

- прыжки - подскок, sautй по VI позиции.  

Партерный тренаж

 - сгибание и разгибание стоп, сидя и лѐжа на коврике.

 - «цветочек»

 - «дерево»

 - «лягушка»

 - «кошечка»

 - «коробочка»

 - «лодочка»

 - махи ногами лѐжа на спине и на животе

 - «велосипед»

 - «корзиночка»

 - растяжка

 - port de bras сидя на коврике.

Сказка с элементами партерных упражнений

Чтобы научиться управлять своим телом, ребенок должен овладеть следующими умениями:

1.Произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении.

2. Различать и сравнивать мышечные ощущения.

3. Определять соответствие характера ощущений (напряжение-расслабление)

характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость).

4.Менять  характер  движений,  темп,  ритм,  опираясь  на  контроль  своих

ощущений.

Большую  помощь  в  развитии  этих  умений  оказывает  работа  с  образом. Адекватные  образы  фантазии,  яркие  эмоции  позволяют  сделать движение  более точным и правильным. В  детском  возрасте  способность  подчинять  свою  психическую  жизнь  ярким живым образам фантазии совершенно естественна, слово у ребенка очень близко к конкретному образу, насыщенно эмоциональным содержанием. Упражнение  дает  ребенку  возможность  испытать  разнообразные  мышечные ощущения, направлять внимание на них, различать и сравнивать. По ходу развития сказки следует акцентировать внимание на воспроизведении эмоций героев, их мимического выражения, тем самым,  пробуждая и раскрепощая эмоции в детях.  

Элементы танцев и плясок

- боковой галоп, галоп с половиной поворота

-  ковырялочка

-  выставление ноги на пятку или на носок во всех направлениях

Музыкальные игры

- «самолеты»

- «паровозики»

- «угадай-ка»

- «ниточка-иголочка»

- «кошки-мышки»

- «великаны-гномы»

- «листопад»

- «зеркало»

- «медведь и дети»

- «зоопарк»

Второй  год обучения

  1. Ритмические упражнения на середине зала
  2. Партерный тренаж
  3. Элементы танцев, плясок
  4. Навыки ориентировки в пространстве
  5. Музыкальные игры

Ритмические упражнения на середине зала:

- хлопки – «блинчики», «тарелочки», «бубен», «колокола», «радуга»

- притопы – одинарный, двойной, удар.

- работа и предметом – мяч  

Продвижение в пространстве

- рисунки в танце – линия, круг, диагональ, «змейка», «воротики»

- танцевальные шаги, бег – с носка, на пятках, на полупальцах, марш, марш на полупальцах, лѐгкий бег, бег с высоким подниманием ног.

- прыжки – подскок, трамплины, «лошадки».

Партерный тренаж

- сгибание и разгибание стоп, сидя и лѐжа на коврике.

- «цветочек»

- «дерево»

- «лягушка»

- «кошечка»

- «коробочка»

- «лодочка»

- махи ногами лѐжа на спине и на животе

- «велосипед»

- «корзиночка»

- растяжка

- port de bras сидя на коврике.

Элементы танцев и плясок

 - боковой галоп с половиной поворота

 - шаг польки

Музыкальные игры

  - «кошки – мышки»

  - «зеркало»

-  музыкальная  импровизация  -  на  заданную  преподавателем  музыку  дети

импровизируют  –  сочиняют  движения  под  музыку.  Здесь  дети раскрепощаются, подбирая движения так, как они слышат музыку. При импровизации развивается музыкальный слух, чувство ритма, умении двигаться в пространстве.

В результате занятий в течение двух лет ребенок должен овладеть своим телом, уметь  координировать  свои  движения,  распределять  их  в  пространстве, согласовывать  свои  движения  с  музыкальным  материалом  с  постепенны усложнением  заданий  в  течении  обучения;  должен  уметь  отражать  в  жестах  и движениях игровые образы, уметь перевоплощаться.

Описание упражнений

Ритмические упражнения на середине зала

Хлопки:

- Обычные (ровные) – хлопок в ладоши на сильную долю такта или на каждую долю такта музыкального размера.

- синкопированные – смещение акцента с сильной доли такта на слабую.

«Ладушки» - хлопки ладонями перед собой или за спиной, объединѐнный в три удара.

- «Блинчики» - на счѐт «раз» удар правой ладонью по левой параллельно полу, на «два» удар левой по правой.

- «Тарелочки» - ладони обеих рук имитируют скользящее движение оркестровых тарелок. Могут быть большими и маленькими.

- «Колокола» - и. п. руки в стороне. На «раз» хлопок над головой, далее руки

возвращаются в и.п.  

- «Бубен» - левая рука (опорная) ударяет по правой (2,4,8 раз), затем руку

меняют. Хлопки около плеча.

Притопы:

- Одинарный – удар ногой сверху об пол на сильную долю такта.

- Двойной – на счѐт «и» удар рабочей ногой от пола, на «раз» удар рабочей ногой в пол.  

Работа с предметом (с мячом):

Музыкальный размер 3\4. Исходное положение – дети стоят лицом в круг.

- «раз» - выполняется передача мяча через пол ребѐнку справа.

- на следующую сильную долю такта ребѐнок принявший мяч исполняет поворот вокруг себя.  

Так движение продолжается по кругу. Музыкальное сопровождение может

меняться.

      Партерный тренаж

1.  Сгибание стопы: обе стопы сгибаются одновременно, затем поочередно,

круг стопой поочередно, затем обе стопы вместе. Музыкальный размер:2\4.

2.  Цветочек: ноги согнуты в коленях и прижаты к корпусу, корпус наклонен

к ногам, руки внизу. На первую музыкальную фразу корпус вместе с руками

поднимается  - «цветочек просыпается»;на вторую фразу медленно раскрываются

руки – «распускается бутон»;на третью фразу руки закрываются (наверх) –

«цветочек закрывается»;и на четвертую фразу корпус опускается вниз.

Музыкальный размер:3\4.

3.  Дерево: сидя, ноги широко разведены в стороны, руки наверху.

Покачивание руками из стороны в сторону и сгибание поочередно к правой и к

левой ноге. Затем сгибание вперед. Музыкальный размер:3\4.

4.  Лягушка: ноги согнуты в коленях стопа к стопе, колени лежат на полу,

руки согнуты в локтях перед собой, ладони направлены к зрителю. Поочередно открываются руки в стороны, затем поочередно поднимаются наверх, затем корпус

опускается вниз на ноги, а руки делают круговые движения – лягушка плывет.

Музыкальный размер: 2\4.

5.  Кошечка: стоя на руках и согнутых ногах выгибается спина вверх и

прогибается вниз – кошечка злится и кошечка добрая. Музыкальный размер: 2\4.

6.  Коробочка: лежа на животе достать ногами до головы. Музыкальный

размер: 2\4.

7.  Лодочка: лежа на животе, взявшись руками за голеностоп раскачиваться,

при этом прогнувшись в спине; вытянув руки и ноги и прогнувшись в спине

раскачиваться вперед и назад, имитируя лодочку. Музыкальный размер: 2\4.

8.  Махи ногами лежа на спине: ноги поднимаются поочередно наверх,

характер движения резкий. Музыкальный размер: 2\4.

9.  Растяжки: лежа на спине взять ногу, вытянутую в колене и тянуть к

плечу, весь корпус при этом лежит на полу. Растяжки на поперечный шпагат,

правый и левый шпагаты. Музыкальный размер: 3\4.

       

Сказка с элементами партерных упражнений

Сказка «Цыпленок и солнышко».

На даче, в старом сарае, в корзине сидела наседка, занимающаяся очень важным

делом: высиживанием птенцов. Все цыплята уже вылупились, а одно яйцо все еще оставалось  целым.  И  вот,  когда  наседка  на  минутку  отошла  от  гнезда,  скорлупа треснула и из яйца появился маленький желтый цыпленок. Он прыгнул на ножки и пошел из сарая. (Ходьба).

Цыпленок вышел на лужайку, оглянулся по сторонам, посмотрел вверх и увидел что-то  большое,  яркое,  желтое  и  теплое.  Что  это?  Цыпленок  подумал-  что  это?

«Это –Большой цыпленок, который вылупился раньше него»-подумал маленький цыпленок, и решил пойти к нему в гости. Идет  по  тропинке,  а  вокруг  него  бабочки  летают. (Бабочка).  Цыпленок  тоже  хотел полетать,  как  бабочка,  да  ничего  у  него  не  получилось.  Он  огорчился  и  пошел дальше.  Вдруг  на  тропинку  тихо  выползло  что-то  длинное,  тонкое,  высоко поднимающее голову, и прошипело:

-  Ты куда шагаешь, цыпленок? (змея)

-  Я  иду  к  своему  брату,  вон  тому  цыпленку.  –  сказал  цыпленок.  Змея

рассмеялась,  ведь  она-то  знала,  что  это -  солнышко,  и  уползла.  А  цыпленок  за  это время научился быстро ходить и даже бегать. И чтобы быстрее добежать до брата, побежал. (бег). Бежит, поглядывает вверх, не спрятался ли большой братец, и вдруг видит: рядом с ним летает кто-то большой с огромными крыльями.

-  Ты что там делаешь? – пропищал цыпленок. – Уходи от моего брата!

Но птица его не услышала – так высоко она летала, и улетела (птица). Оглянулся цыпленок  по  сторонам,  а  рядом  с  ним  стоит  кто-то  пушистый,  ласковый,  спинку выгибает,  мурлыкает.  Не  знал  цыпленок,  что  это  самый  страшный  для  него  зверь -кошка.  И,  наверное,  пропал  бы  наш  цыпленок,  если  бы  не  увидела  мама,  что  он куда-то  ушел.  Побежала  она  его  искать  и  ужасно  испугалась,  увидев  рядом  с  ним

кошку.  Надо   выручать сыночка.  Схватила  мам-курица  в  клюв  веточку,

расставила и понеслась на кошку, размахивая веточкой (веточка). Никогда кошка не видела такую курицу, испугалась и удрала. А курица так переволновалась и устала, что

ей захотелось попить. Повела она цыпленка к пруду и велела никуда не отходить, но он все равно убежал вперед и едва не свалился в воду, потому что увидел, что там плавает  кто-то  очень  красивый  (рыбка).  Мама  попила  водички  и  повела  цыпленка домой,  объяснив  ему,  что  надо  играть  с  цыплятами,  и  что  в  небе  был  вовсе  не цыпленок, а солнышко.

 

 

 Описание упражнений к сказкам

1. Ходьба. Сидя на коврике работа стопы.

2. Бег. Лежа на спине, 2 ноги подняты наверх, прямые, двигаются вперед-назад не сгибаясь.

3. Книжка. Сидя на полу, начиная сгибать голову, затем плечи, наклониться к

ногам и достать животом до ног.

4.  Птица.  Сидя  на  коврике,  ноги  раскрыты  широко  в  стороны,  руки  лежат  на ногах.  Скользя  рукой  по  ноге  лечь  на  правую,  затем  на  левую  ногу.  Затем  руки поднять наверх и лечь вперед.

5.  Бабочка.  Поза  лотоса,  стопа  к  стопе.  Раскачиваться  из  стороны  в  сторону, касаясь поочередно коленями пола.

6. Змея. Лежа на животе, Ноги вместе, подняться на вытянутые руки, оторвав от

пола верхнюю часть корпуса, голова прямо.

7. Кошка. Выгибание и прогибание спины, стоя на коленях.

8. Рыбка. Лежа на животе, прогнуться в спине и достать головой до ног.

9. Веточка. Лежа на спине, ноги поднять на 90 градусов и держать. Ноги должны быть прямые.

10. Пчелка. Сидя на коленях, руки под мышками, локти в стороны. Подняться на ногах и соединить локти впереди, сесть обратно и прогнуться в спине.

11. Паук. Сидя на попе, поднять таз наверх, стоя на руках и ногах и держать.  

12.  Кораблик.  Лежа  на  животе,  держать  руками  ноги  за  пятки  и  поднимать одновременно наверх.  

13. Черепаха. Сидя на коленях, лечь животом на ноги, тянуть руки вперед.

14. Горка. Стоя на руках и ногах, стопы на полу. Затем опуститься на корточки.

15. Лягушка. Лежа на животе, Колени в стороны, ноги соединены стопа к стопе.

16.  Лошадка.  Сидя  на  коленях,  ноги  в  стороны,  руки  в  стороны,  медленно подниматься и опускаться.  

17.  Носорог.  Стоя  на  четвереньках,  взять  правой  рукой  правую  ногу  и  тянуть наверх.

18. Ящерица. Лежа на животе, руки под ногами, поднять ноги наверх.

19. Лисичка. Стоя на коленях руками держаться за пятки.  

20.  Зайчик.  Сидя  на  коврике,  поднимать  руками  поочередно  правую  и  левую

ноги вперед.

21.  Медведь.  Ноги  широко  раскрыты  в  стороны,  поднять  поочередно  руками ноги наверх.

22. Улитка. Лежа на спине, Забросить две прямые ноги за голову.

23.  Осьминог.  Лежа  на  спине,  забросить  согнутые  ноги  за  голову,  колени положить на пол.

24. Орешек. Сидя на коврике, ноги согнуть и прижать к туловищу, обхватив их руками. Упасть назад и раскачиваться вперед – назад.

25. Качели. Как кораблик, только раскачиваться вперед – назад.

26.  Лодочка.  Лежа  на  животе,  руки  и  ноги  прямые,  прогнуться  в  спине  и раскачиваться вперед – назад.  

27.  Маятник.  Лежа  на  спине,  поднять  ноги  на  90  радусов  и  раскачивать  из стороны в сторону.

28.  Муравей.  Поза  лотоса,  руки  за  головой  в  замке,  локти  в  сторону.  Достать локтем до колена.

29.  Морская  звезда.  Лежа  на  животе,  руки  и  ноги  в  стороны,  одновременно поднять руки и ноги наверх.

30. Месяц. Лежа на животе, одна нога согнута в колене, колено лежит на полу. Прогнуться в спине и достать головой до прямой ноги.

31. Павлин. Стоя на четвереньках, правой рукой взять левую ногу и тянуть ее к голове.

32. Страус. Стоя, от головы наклониться вниз и достать головой до колен.

33.  Аист.  Две  ноги  параллельно, одна  за  другой, руки  в  стороны, наклониться вперед.

34. Кольцо. Стоя на коленях, прогнуться назад и достать головой до пяток.

35. Елочка. Стоя, ноги врозь, руки в стороны, наклониться в сторону и достать рукой до стопы.

36.  Петушок.  Стоя  на  четвереньках,  бросить  согнутую  ногу  к  голове,

прогнувшись в спине.  

37. Мостик.

38. Замок. Лежа на спине, ноги в замок и забросить за голову.  

39. Летучая мышь. Сидя на коврике, ноги согнуты в коленях, руками взять ноги за пятки и поднять в сторону, вытянув ноги.  

40. Кузнечик. Сидя на коврике, ноги раскрыты в стороны, присогнуты в коленях, руки под ноги, наклониться вперед.  

      Музыкальные игры

 1. Самолеты. Сидя на коврике руками делать круговые движения, затем встать и бегать по залу, с окончанием музыки сесть на коврик.

2. Угадайка. Дети сидят на лавочке, а один ребенок изображает какого-либо

зверя. Дети угадывают зверя.

3. Ниточка – иголочка. Держась за руки ходим по залу на полупальцах.

4. Кошки -  мышки. Ведущий – кошка, ловит детей – мышей.  

5. Великаны – гномы. Великаны – дети встают на полупальцы и поднимают руки наверх, гномы – дети садятся вниз.

6. Зеркало. Дети стоят по парам друг напротив друга. Одна половина под музыку исполняет движения, а другая половина должна повторить их зеркально.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Основными  навыками  и  умениями,  которые  должны  приобрести  дети  на

уроках ритмики, являются:

-  осознанное восприятие музыки, ее темпа, характера;

-  ритмически правильное изображение элементов музыкально речи;

-  умение  контролировать  смену  мышечных  ощущений  в  процессе

напряжения и расслабления мышц;

-  умение  координировать  движения  и  согласовывать  их  со  строением

музыкального произведения;

-  освоить виды ходьбы и некоторые танцевальные движения.

IV. Формы и методы контроля, система оценок 

Преподаватель  не  выставляет  оценок.  Результаты  работы  ребѐнка  на  уроке  могут быть оценены словесно, либо в виде поощрительных призов.

Способы определения  результативности:

- Текущий  контроль  развития  дошкольника  осуществляется  преподавателем  на каждом занятии посредством наблюдения за работой детей.  

- Итоговое занятие  в форме открытого урока для родителей  в конце каждого

полугодия. На итоговом уроке должны быть представлены все формы работы: это и упражнения из разминки, упражнения на ощущение тех или иных средств музыкальной выразительности, и  музыкально-двигательные игры.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Специфика  музыкального  воспитания    определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.

Дошкольникам  свойственна  конкретность  мышления,  непосредственность  и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни. Их внимание неустойчиво,  что  постоянно  требует  смены  впечатлений.  Учитывая  это,  педагогу необходимо  уметь  быстро  переключаться  на  различные  виды деятельности, постоянно вводя в урок что-нибудь новое (в формах работы, методических приемах, репертуаре),  чередуя  упражнения,  требующие  сосредоточенности,  с  легкими заданиями  и  игрой,  которая  является  самым  эффективным  методом  в  работе.  При этом  специфические  музыкальные  задачи  не  должны  заслонять  задач общевоспитательного  порядка:  необходимо  приучать  детей  к  дисциплине,  труду, развивать чувства ответственности, развивать коммуникативные способности детей, воспитывать честность и доброту. Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода  прыжках,  с  соблюдением  правильного  положения  корпуса,  упражнениях, тренирующих различные группы мышц, танцевальных движениях, играх.

В  работу  по  ритмике  входят  следующие  темы:  воспитание  восприятия характера  музыки,  регистр,  темп,  динамика,  метроритм,  строение  музыкального произведения, музыкальные жанры. Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, уроки строятся комплексно. Часто разные темы прорабатываются на одном и том же

музыкальном примере. Педагог планирует материал в зависимости от состава группы и уровня восприятия детей. Очень хорошо, если есть возможность сочетать, по мере необходимости,  задания  по  ритмике  с  соответствующей  темой  по  сольфеджио. Включение одного и того же музыкального материала в различные упражнения на уроках ритмики и сольфеджио вполне возможно и даже желательно. Произведения, прослушанные  и  исполненные  на  уроке  сольфеджио,  лучше  закрепятся  в  памяти через  движения,  которые  усиливают  эмоциональное  воздействие  музыки, способствуют яркости восприятия художественного образа.

На начальных этапах работы,  дети  интуитивно  воспринимают  и  передают  в движении характер, темп, динамику, метроритмические особенности произведения в различных игровых и творческих упражнениях. Например, ощущая сильную долю,  дети  отмечают  ее  хлопками,  наклоном

корпуса, броском мяча и т. д. (что в дальнейшем поможет им в определении размера), выполняя  простейшие  ритмические  рисунки,  они  не  имеют  еще  понятия  о длительностях.  После  ряда  заданий,  выполняемых  интуитивно,  педагог  постепенно знакомит  детей  с  элементами  музыкальной  речи,  подводя  их  к  сознательному освоению музыкальной грамоты.  

         Детям  дошкольного  возраста  свойственна  свободная  творческая  деятельность, которая  проявляется  интуитивно  в  играх,  движении  под  музыку,  фантазировании различных мелодий. В  процессе  занятий  педагог  руководит  творческими  поисками  детей, стимулирует и направляет их фантазию. Используя способность детей к подражанию, педагог умело  организует  детское  творчество,  показывая  для  начала  возможные варианты  выполнения  задания.  Это  способствует  пробуждению  инициативы  и

Воспитанию самостоятельности  у  детей.  Практические навыки,  приобретенные  в процессе  интуитивной  творческой  деятельности,  постепенно  подводят  детей  к осознанному  творчеству.  Например,  импровизированная  игра  под  музыку связывается с определением регистра, темпа и т.д. Проявление  творческой  инициативы  детей  должно  находить  у  педагога поощрение и одобрение. В отдельных случаях педагог может осторожно и тактично указать на ошибки. Большое значение в работе с дошкольниками имеет эмоциональный «климат» на  уроке.  Положительные  эмоции  у  детей  способствуют  быстроте  и  легкости усвоения, уверенности в своих силах. Решающую роль при этом играет педагог, его творческая  инициатива  и  изобретательность  в  выборе  различных  методических приемах, индивидуальный подход к детям, умение вовремя поощрить их, терпение, доброжелательность и выдержка в работе. В  процессе  обучения  широко  используется  дидактический  материал  в  виде различных наглядных пособий, помогающих освоению тематического материала   – карточки с длительностями (ритмическими группами), картинки, а также на уроках

ритмики используются флажки, мячи, скакалки, ленточки и др., детские ударные и музыкальные инструменты.  

 

VI. Списки  нотной и методической литературы

1.  Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. «Осень золотая. Музыкально- игровой материал» (для дошкольников и младших школьников). - М., Владос. – 2000.

2.  Андреев М. «Дождик песенки поѐт». - М., Сов. Композитор. – 1981

3.  Андреева М, Конорова Е. «Первые шаги в музыке». - М., Музыка. – 1979.

4.  Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». - М., Сов. Композитор. – 1984.

5.  Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». - М., Сов. Композитор. – 1991.

6.  Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». - М., Музыка. – 1987.

7.  Гродзенская Н. «Слушание музыки в начальной школе». - М., Музыка. – 1967

8.  Конорова Е. «Методическое пособие по ритмике». - М., Москва. – 1972.

9.  Лифиц И., Франио Г. «Методическое пособие для 1-го класса». –  

М., Москва. – 1995.

10.   Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио «Мы играем, сочиняем и поѐм для дошкольной группы. – С-Пб, Композитор. – 1998

11.   «Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет». - М., Просвещение. – 1984.

12.   Франио Г. «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей». - М., Сов.

Композитор. – 1989.

 

 

 

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников. "Танцевальная ритмика" Автор Т.И.Суворова

Технология "Танцевальная  ритмика" Автор Т.И.СувороваВ  программу  входят 6  книг "Танцевальная  ритмика", книги  "Танцуй, малыш"  и  "Танцуй, малыш -2", "Олимп...

Перспективное планирование по новой технологии "Танцевальная ритмика" Автор Т.Суворова

Перспективное  тематическое  планирование  с  применением  новой  технологии развития  музыкально-ритмических  движений  для  детей  подготовител...

«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования –кружок «Танцевальная ритмика»»

Выступление  с  докладом  из  опыта  работы - участие в  межрегиональном  семинаре-практикуме:Тема: «Комплексный  подход  к  специфике  и...

Методическая разработка Программы кружка дополнительного образования "Танцевальная ритмика"

В Программе представлен материал проведения занятий ритмикой для детей- дошкольников 4-7 лет. Программа реализуется в течение двух лет. На занятиях  в игровой форме дети разучивают танцевальные д...

Дополнительного образования детей «Танцевальная Ритмика»

Дополнительного образования детей «Танцевальная Ритмика...

Рабочая программа "Танцевальная студия "Детская танцевальная ритмика" дополнительное образование

Цель программы: - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей п...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА АВТОР ПРОГРАММЫ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА» Т.И.СУВОРОВОЙ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВААВТОР ПРОГРАММЫ«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА»Т.И.СУВОРОВОЙ...