Игровое слушание: «Совместная деятельность с детьми. 3-е слушание» для детей 6-7 лет
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Иванова  Галина Николаевна

Развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на классическую музыку посредством игровых ситуаций, игре на ДМИ, музыкально-дидактических игр, ритмодекламаций,  оркестровок и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-e_slushanie_na_sayt.docx356.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\rec\Потерянные файлы\МОИ ДОКУМЕНТЫ МАМА 2013 НОВ\ГАЛИНА     ДОКУМЕНТЫ\Документы Мама\Документы Мама\КАТЕГОРИЯ  2010-2011\КАРТИНКИ Для презентации\для презентации НОТЫ ИНТСРУМЕНТЫ\1280869945_gulj5rfi4lkjoxy.jpg

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель:  развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку посредством игровых ситуаций, игре на ДМИ, музыкально-дидактических игр, ритмодекламаций,  оркестровок и др.

Задачи:

  1. Обогащение слухового опыта при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.
  2. Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов.
  3. Обучение анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.
  4. Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

3-е слушание организовывается музыкальным руководителем в группе или театральной комнате (с использованием ИКТ), в «Музее музыкальных инструментов» в период  после прогулки, перед обедом, в течении 20-25 минут.

Условия реализации:

  1. Реализуется в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, руководителя изостудии.
  2. Используются интеграция искусств, обращение к полихудожественным формам деятельности детей для развития эмоциональной отзывчивости к музыке.

Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:

  1. Связь музыки с ведущими интересами детей, их жизнью на темы «Игрушки», «Животные», «Времена года», «Праздники», «Мои родные и я сам», «Как рождается музыка и какой она бывает».
  2. Сочетание в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки.
  3. Имровизационность  – создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Период

Программные задачи

Репертуар

Интеграция с другими областями

СЕНТЯБРЬ

2-я неделя

Знакомить детей с музыкальными и немузыкальными звуками. Прочитать стихотворение «Звуки». Предложить детям озвучить его на шумовых и музыкальных инструментах.

«Песенка о звуках»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса

3-я неделя

Провести экскурсию в Мини-музей музыкальных инструментов. Познакомить с историей возникновения ударных, струнных и духовых инструментов. Предложить детям самостоятельно извлечь звуки из музыкальных инструментов.

Иллюстрации, музыкальные инструменты

Развитие речи: Обогащение словарного запаса 

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов.

4-я неделя

Прослушать произведение, вспомнить его название. Предложить детям оркестровать произведение, изобразить характер в движении. Сделать фотографии детских импровизаций.

Ё.Нака,

«Танец дикарей»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

Предложить детям просмотреть презентацию. Вспомнить название маршей, изученные ранее (см.ст.группу). Предложить детям изобразить марширующих персонажей маршей.

Презентация

«Три кита в музыке».

Аудиотека ранее изученных маршей.

Художественно-эстетическое  развитие:

Рисунки с изображением марширующих персонажей.

2-я неделя

Предложить детям рассмотреть иллюстрации с изображением осени (сентябрь, октябрь). Сравнить с произведения с поэтическими словами А.С.Пушкина и А.Н.Толстого. Найти отличия. Познакомить с народными приметами этих месяцев. Разучить их.

П.Чайковский «Сентябрь. Охота»;

«Октябрь. Осенняя песня».

Развитие речи: Знакомство с поэзией А.С.Пушкина и А.Н.Толстого.

Разучивание народных осенних примет.

3-я неделя

Знакомить с металлическими звуками. Предложить детям рассмотреть металлические инструменты в музее музыкальных инструментов. Предложить детям оркестровать ритмодекламацию «Веселый старичок»

Экскурсия «Металлическая фантазия».

Д.Хармс,

«Веселый старичок»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса

4-я неделя

Предложить детям МДИ «Музыкальный магазин» на развитие музыкальной памяти. Вспомнить ранее изученные произведения. Уметь дать характеристику каждому произведению.

Ю.Ефимова «Вальс игрушек»; Ё.Нака,

«Танец дикарей»; К.Канэда «Марш гусей»; П.Чайковский «Осенняя песня».

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

НОЯБРЬ

1-я неделя

Предложить детям рассмотреть русские народные инструменты и расположение их в оркестре.

РНМ

«Русские наигрыши»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

2-я неделя

Знакомить детей со стеклянными звуками. Предложить детям самим извлечь звуки из стеклянных шумовых инструментов (колокольчики, баночки, палочки).

Прослушать оркестровку пьесы в исполнении детей кружка по игре на ДМИ «Капельки».

Экскурсия «Стеклянное королевство». Д.Шостакович «Вальс-шутка».

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов.

3-я неделя

Продолжать детей знакомить со стеклянными звуками. Привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков.   Предложить оркестровать  ритмодекламацию.

Ритмодекламация «Хрустальные спицы».

Стеклянные шумовые инструменты.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать навыки коммуникативной культуры

4-я неделя

Провести беседу о предстоящем празднике Дне Матери. Провести беседу. Вспомнить стихи о маме. Предложить детям выразительно прочитать их и оценить чтение товарищей.

 Предложить нарисовать портрет своей мамы.

Презентация

«Притча о Маме».

Е.Дога «Вальс»

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать семейную принадлежность.

Художественно-эстетическое  развитие:

Нарисовать портрет мамы.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

Знакомить с понятием балет. Познакомить с либретто балета «Щелкунчик». Прослушать «Марш» и «Вальс снежных хлопьев» из балета, провести беседу, рассмотреть иллюстрации.

Балет «Щелкунчик» (видеозапись)

Развитие речи: Предложить детям сочинить небольшую зимнюю историю о пушистых и воздушных снежинках.

2-я неделя

Знакомить детей с обычаями празднования нового года в разных странах. Рассмотреть иллюстрации с изображением Дедов Морозов разных стран, выучить их имена.

Предложить детям написать письма Деду Морозу.

Иллюстрации Дедов Морозов разных стран.

Географическая карта.

Развитие речи: Развивать речь, пополнять словарный запас детей.

3-я неделя

Вспомнить произведение, провести беседу о его характере и изобразительности. Предложить детям вообразить себя гномами и изобразить характер героев в движении. Просмотреть мультфильм на мелодию Э.Грига и отобразить свои впечатления в рисунке.

Э.Григ «В пещере горного короля».

Мультфильм

«Гномы и Горный король»

Художественно-эстетическое  развитие. Рисование:

Отобразить свои впечатления на прослушанное произведение в рисунке.

4-я неделя

Прослушать английскую народную песню «Рождественские колокольчики». Вспомнить слова песни на английском языке. Предложить детям спеть песню и аккомпанировать себе на колокольчиках и бубенцах.

Английская народная песня «Джинг Беллс»

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать навыки коммуникативной культуры

ЯНВАРЬ

2-я неделя

Формировать у детей интерес к празднованию Рождества на Руси.

  • Знакомить детей с зимними обрядами, русскими народными обычаями,  играми и забавами празднования Старого Нового года.

Презентация «Рождество Христово». Разучивание щедровок и посевалок

Развитие речи: Обогащение словарного запаса

3-я неделя

Продолжать знакомить с пьесами П.Чайковского из цикла «Времена года». Определить изобразительный характер прослушанных произведений.

П.Чайковский

«Декабрь. Святки»;

«Январь. У камелька»;

«Февраль. Масленица».

Художественно-эстетическое  развитие. Рисование:

Предложить отобразить характер произведений в иллюстрациях

4-я неделя

Знакомить детей с русскими народными инструментами, правилами звукоизвлечения и расположением инструментов в оркестре русских народных инструментов.

Презентация

«Русские народные инструменты».

Русские народные мелодии:

«Ах, вы сени», «Пойду ль я, выйду ль я», «Калинка» и др.

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

Показать детям иллюстрации с изображением флейты и контрабаса. Рассказать об этих инструментах, о способах звукоизвлечения. Послушать фонограмму их звучания.

Муз. Г. Фрида

«Флейта и контрабас».

Оркестровка  РНП «Петушок» на блок флейтах

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

2-я неделя

Знакомить с оркестром духовых инструментов и особенностью расположением инструментов в оркестре.

Презентация:

«Духовые инструменты»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

3-я неделя

Знакомить детей с родами войск, с песнями солдат, с военным духовым оркестром.

Презентация «Защитникам отечества посвящается».

Художественно-эстетическое  развитие. Рисование:

Изготовление открытки для папы

4-я неделя

Продолжать знакомить детей с народными  обычаями, играми. Вызвать желание играть в игры. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Иллюстрации с изображением масленичных гуляний, Русская народная песня «Блины»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

МАРТ

1-я неделя

   Воспитывать чувство любви к маме, благодарности к ней.

Презентация

«Притча о маме»

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать семейную принадлежность.

2-я неделя

Продолжать знакомить с пьесами П.Чайковского из цикла «Времена года». Определить изобразительный характер прослушанных произведений. Уметь соотносить характер произведения с поэтическим словом.

П.Чайковский

«Март. Жаворонок»;

«Апрель. Подснежник»;

«Май. Белые ночи».

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

3-я неделя

Знакомить с медной  духовой группой музыкальных инструментов, учить различать тембры этих инструментов.

Экскурсия в музей «Медная группа духовых инструментов»

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

4-я неделя

Предложить детям МДИ «Веселые диски» на развитие музыкальной памяти. Вспомнить ранее изученные произведения. Определять характер произведений с помощью средств музыкальной выразительности.

Ранее изученные произведения

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать навыки коммуникативной культуры

АПРЕЛЬ

1-я неделя

  Знакомить с клавишной  группой музыкальных инструментов, учить различать тембры этих инструментов, развивать инструментальное творчество.

Предложить детям исполнить знакомую попевку «В школу» Е.Тиличеевой на клавишных инструментах (фортепиано, аккордеон, синтезатор).

Экскурсия в музей «Знакомство с клавишной группой инструментов»

Прослушивание произведений в исполнении рояля, аккордеона, клавесина.

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

2-я неделя

Знакомить с историческими традициями праздника русской Пасхи посредством       восприятия  классических произведений и шедевров художественной культуры.

П.И.Чайковский

«В церкви»;

«Песнопения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»;

Презентация «Пасха»,

Познавательное развитие:

Расширять кругозор детей

3-я неделя

 Знакомить с особенностью симфонического оркестра; пополнять словарный запас;   расширять и обогащать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре.

Презентация «Симфонический оркестр».

МДИ «Дирижер»

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

4-я неделя

Продолжать знакомство с инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и Волк».

Просмотр мультфильма «Петя и Волк», иллюстрации инструментов.

Познавательное развитие:

Расширять кругозор детей

МАЙ

1-я неделя

 Знакомить детей с историей создания сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Рассмотреть иллюстрации, прослушать фрагменты пьес, предложить найти соответствующие характеру иллюстрации

Портрет К.Сен-Санса.

Иллюстрации персонажей. Пьесы из цикла «Карнавал животных»

Развитие речи: Обогащение словарного запаса.

2-я неделя

 Воспитывать нравственно-патриотическое чувство дошкольников на основе формирования представлений о ВОВ и людях, одерживающих победу на фронте и в тылу.

Презентация

«Великий праздник Победы».

Песни военных лет.

Познавательное развитие:

Расширять кругозор детей

3-я неделя

 Знакомить детей с народными инструментами Алтая, природой и обычаями края. Учить приемам звукоизвлечения.

Предложить детям подыграть мелодию песни «Янгар» на алтайских народных инструментах.

Экскурсия «Музыкальные инструменты Алтая».

CD «Алтайские напевы»

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

4-я неделя

 Знакомить детей с  инструментами народов мира, воспитывать  любовь к Родине, интерес к народной музыке других стран.

Экскурсия

«Музыкальные инструменты народов мира»

Познавательное развитие:

Экскурсия в музей музыкальных инструментов

C:\Users\Галина\Pictures\20120912_110334.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

Сценарий открытого тематического мероприятия совместной деятельности с детьми с использованием элементов, здоровьесберегающих и игровых технологий для детей средней группы детского сада « Лесная Спартакиада»

Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей.Закрепить знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр....

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

Совместная деятельность с детьми по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах»

Совместная деятельность с детьми по ПДД   «Безопасное поведение детей на дорогах»...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Детям об этикете

Цель: формировать у дошкольников культуру поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....