Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «музыка» в ДОУ посредством игровых технологий
методическая разработка по музыке

Телегина Екатерина Петровна

 Методическая разработка музыкального руководителя 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «музыка» в ДОУ посредством игровых технологий»

Разработал:

музыкальный руководитель,

Телегина Екатерина Петровна

 

 

 

 

г. Нягань

Формы организации музыкальной деятельности на занятиях «музыка» в ДОУ посредством игровых технологий

Методическая разработка музыкального руководителя

Разработал: музыкальный руководитель, Телегина Екатерина Петровна

Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки, музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю мотивировать детей к проявлению талантов, формируя в них уверенность в себе, своих силах.

  Дети раскроют свои способности в вокальном и танцевальном творчестве, драматургии, речевом развитии и физическом развитии.

  Именно в музыкальной деятельности происходит формирование образного мышления и воображения, этим она интересна и привлекательна для ребенка.

Цель: развитие творческого потенциала, образного мышления, речевой активности, развитие интереса к необычным формам исполнения.

Задачи: создать эмоционально положительную атмосферу, научить ориентироваться в пространстве, придумывать характерные действия персонажа.

«Андрей-воробей»

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей.

Гоняй галочек,

Из-под палочек.

  Педагог исполняет попевку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о чем в ней поется, о каких птичках. Все ли дети обратили внимание, что кроме воробья, еще поется про птичку галку и голубей. Рассказать детям об этих птицах. У воробья есть имя – Андрей. Проговорить с детьми текст.

Для детей 3-5 лет.

  Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. При исполнении попевки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения.

  Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ. Похвалить детей за проявленную фантазию.

Для детей 6-7 лет.

  Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. Позже, повторяя попевку на последующих занятиях, можно использовать трезвучия, поступенное движение мелодии, движения мелодии вниз и вверх, плавно-легато, отрывисто-стаккато, использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т.д.). Похвалить детей за разнообразное исполнение.

  Таким образом, развивается интерес детей к запоминанию необычных форм исполнения, чувство ритма, чистая интонация, внимание, желание и умение подражать, фантазировать, продолжает развиваться детская речь.

«Два кота»

Та, та, два кота,

Два пушистеньких хвоста.

Серый кот в чулане,

Все усы в сметане.

Черный кот залез в чулан,

И мышонка там поймал.

Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о чем (2 кота и мышонок) в ней поется, сколько котов, какого они окраса (цвета), объяснить непонятное слово «чулан». Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного манерно.

Для детей 4-5 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.

Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности подпевают, затем поют самостоятельно. При очередном исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.

Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ. Похвалить детей .

Для детей 6-7лет.

  Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности подпевают, затем поют самостоятельно.

  Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.

При исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т.д.).

  Обсудить с детьми, пофантазировать, что сделал черный кот с мышонком, когда его поймал (поиграл, съел, кот поймал мышонка, а тот вырвался и убежал в норку).

  Детям очень нравиться инсценировать эту песенку. Ребята придумывают различные движения своим героям. Выступают с песенкой как артисты на сцене (соло, дуэт, трио, квартет и т.д). Детям нравится, чтобы им аплодировали. Похвалить детей за образность исполнения . Все артисты молодцы!

  Таким образом, у детей развивается воображение, наблюдательность, умение передавать музыкально-двигательный образ. Дети учатся интонировать, петь ритмично, изменять характер движения с изменением текста, самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ в соответствии с текстом, эмоционально и выразительно придумывать интересные жесты, имитировать характерные действия персонажа (облизывается, все усы в сметане, крадется в чулан, ловит мышонка).

«Еж, еж»

-Еж, еж, где живешь,

Кому яблочко несешь?

- Я живу в густом лесу,

Маме яблочко несу!

Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.

Обсуждает с детьми о ком в ней поется (о ежике, который несет маме яблоко). Можно разделить песенку на две части (вопрос-ответ). Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного манерно.

Для детей 4-5 лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем вместе с детьми. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности подпевают, затем поют самостоятельно.

При очередном исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ.

Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.

Предложить ежику, другому ребенку спрятаться в центре круга (закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям и т. д. Похвалить детей .

Для детей 6-7лет.

Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности подпевают, затем поют самостоятельно. Песенку разделить на две части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.

Дети очень любят инсценировать эту песенку, придумывать различные варианты исполнения.

Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.

Предложить ежику, другому ребенку, спрятаться в центре круга (закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям и т.д.

Разделить детей: мальчики - ежики, прячутся в центре круга (закрывают лицо ладошками) ), девочки идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям, затем поменяться ролями.

Мальчик-ежик прячется (приседает, закрыв лицо ладошками) в центре зала, остальные дети делают вид, что ищут ежика.

Расставить стульчики по залу врассыпную, все дети - ежики прячутся за стульчики, воспитатель их ищет.

Можно использовать эту инсценировку в работе с родителями (на концертах, досугах, собраниях): все дети-ежики врассыпную по залу прячутся, родители ходят и ищут.

При исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Похвалить всех участников.

Таким образом, развиваются интонирование, навыки игровой выразительной и эмоциональной передачи образов (мимика, поза, жест, движение), умение ориентироваться в пространстве. Развивается быстрота реакции и творческое воображение.

«Стройка»

Тук, тук, молотком,

Мы построим новый дом.

Цель: развивать моторику двигательного аппарата, слуховое восприятие, артикуляцию, речевую декламацию (ритмо-декламация), ритмическую активность, сочетание речи и движения.

Задачи: развивать память, слух, ритм, обратить внимание на правильную артикуляцию. Передавать в движении и речи динамику «пиано» и «форте», формировать правильную осанку, учить детей координировать движения рук и ног, выполнять широкие движения и небольшие шаги, развивать детскую двигательную фантазию, развивать речь, развивать творческое воображение.

Дети стоят в кругу. Предложить детям приехать на стройку на транспорте, который они сами себе представят. Взять в руки руль и издавая разные звуки (тыррр,пых, жжжж и т. д.), ехать.

Издаваемые звуки разогревают мышечный речевой аппарат.

Стоп. Приехав на стройку, надеть воображаемые каски и взять инструмент.

Дети смотрят на педагога, который четко проговаривает текст, хлопая сначала метро-ритм, затем ритмический рисунок. Дети повторяют.

Сначала движения для рук: «Большой молоток» - правая рука - в кулачке сверху, левая рука – «гвоздик», снизу под правым кулачком и размашистым движением, проговаривая слова, ритмично ударять «большим молотком» по «гвоздю» пульсируя метро-ритм.(сначала четвертями).

Затем задания усложняются. Форте - проговариваем громко и соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие. Затем, прохлопываем ритмический рисунок и соответственно: форте- проговариваем громко и соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие.

Затем меняем руки: «Большой молоток» - левая рука - в кулачке сверху, правая рука – «гвоздик». Выполнить задание: исполнить форте или пиано, метро-ритм: сначала проговорить четверти –«та», потом слова с движениями, затем ритмический рисунок: проговорить четверти «та-та», восьмые «ти-ти», потом четко проговаривая слова.

Теперь руки убрать за спину.

Вопрос детям: «Как показать молоток и гвоздь без рук?»

(Ответ: Молоток – нога , высоко поднимать ногу согнутую в колене и опускать со стуком на пол , «стучать».)

- руки за спиной или на поясе.

*активно сгибая правую ногу в коленке и твердо опуская ее на пол, исполнить метро-ритм четвертями, сначала на форте проговаривая четверти «ТА-ТА»,потом метро-ритм со словами; затем действия те же, но проговариваем ритмический рисунок «ТА-ТА, ти-ти, ТА»…

* то же задание левой ногой,

* Вопрос детям: «Как ножкой показать маленький молоточек?»

(ответ: Нужно ножку поставить вперед на носочек).

* То же самое задание , что описано выше, только ножку ставим вперед на носочек и все действия выполнять на пиано и проговаривать шепотом.

* Предложить детям придумать свой вариант, изобразить молоток и гвоздь.

Таким образом, педагог оценивает для себя каждого ребенка по критериям: артикуляция, ритм, координация, интерес к игровому процессу, творческую инициативу.

Список литературы:

1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. -2-е изд., перераб. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-240 с.(2)

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по организации музыкальной деятельности в номинации: «Музыка.Культура.Дети.Творчество.» «Эх Масленица!»

Содержание педагогического проекта «Эх Масленица!»  1.Актуальность педагогического проекта «Эх Масленица!»2.Цели и задачи проекта;3.План проектной деятельности по достижению цели;4.Результат...

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников

«Музыкальная лаборатория» и «Музыкальная гостиная» как новые формы организации музыкальной деятельности дошкольников...

«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: «Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»...

«Музыкальные сказки, как актуальная форма организации музыкальной деятельности детей раннего возраста»

Воспитание ценностно–смыслового восприятия и понимания детьми раннего возраста музыкального искусства через драматизацию русских народных сказок....

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ «МУЗЫКА» В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки, музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю мотивировать детей к про...

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ «МУЗЫКА» В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки, музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю мотивировать детей к про...