Сказки - шумелки
консультация

Каминская Елена Дмитриевна

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkishumelki.docx25.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

На основе материалов можно  устраивать мини- музыкальные   спектакли  для детей  дошкольного возраста, что учит  слушать других, уступать, сопереживать и взаимодействовать.

                                   МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. 

С помощью занимательных сказок – шумелок, дети  познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. 


     ВЫБОР  ТЕКСТА 


1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму. 
2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия. 
3. Определите заранее смысловые акценты и паузы. 
                                        ВЫБОР  ИНСТРУМЕНТОВ 
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также  звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте    соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём  звукоизвлечения, громкость, продолжительность. 
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше  предлагать или один более  сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок    уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

                                          ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

     Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть.        Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов,подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей дошкольников, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.    Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но,  в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление  ребёнка, его творческую инициативу,идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, ас 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

Методика  Екатерины и Сергея  Железновых: 

                                  Сказка - шумелка «Трусливый заяц»


Жил-был в лесу заяц-трусишка. 
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!


Шуршим пакетом


Испугался заяц и бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!


стучим ложками 


Бросился заяц бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!


шлёпаем руками по ногам


Побежал заяц из леса к речке.


быстро встряхиваем кастаньеты


А на берегу речки лягушки сидели.


проводим палочкой по рубелю 


Увидели они зайца и прыг в воду.


проводим палочкой по металлофону 


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. 


медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан 

ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ  (инсценировка и шумовой оркестр)


Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше. 
«У меня просто волшебный голос», - сказал большой хрустальный 
бокал. И он зазвенел. 


ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ


«У нас тоже очень приятные голоса», - сказали две чашечки. Одна из них была побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились. «Мы вместе можем сыграть песенку», - сказали чашечки и зазвенели.


ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН


« Мы тоже умеем играть», - сказали деревянные ложки и сыграли что-то весёлое.


ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ


«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но интересный голос». И она загремела:


БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ


«Разве это музыка?», - закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не слышно! Вот как надо играть!», - и она громко застучала.


КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН


«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте теперь меня». И она зазвонила, как колокол:


СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА


Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала: 
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!» 
И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. 
И это был самый лучший голос!

«Теремок»


Стоит в поле теремок.


БУБЕН


Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.


КОЛОКОЛЬЧИК


Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает 

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ


— Я, мышка-норушка! А ты кто?


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.


КОЛОКОЛЬЧИК


Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ТРЕУГОЛЬНИК


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка

— А ты кто?


ЛОЖКИ


— А я зайчик-побегайчик.


ТРЕУГОЛЬНИК


— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.


ТРЕУГОЛЬНИК


Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ШУРШАЛОЧКА


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.


ШУРШАЛОЧКА


Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ШУМЕЛОЧКА


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик - побегайчик


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка

— А ты кто?


ШУРШАЛОЧКА


— А я волчок-серый бочок.


ШУМЕЛОЧКА


— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.


МЕТАЛЛОФОН


Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ПО БАРАБАНУ


— Я, мышка-норушка.


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик - побегайчик


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка


ШУРШАЛОЧКА


— А я волчок-серый бочок.— А ты кто?


ШУМЕЛОЧКА


— А я медведь косолапый


БАРАБАН


Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.


Мнем  БУМАГУ


Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился


Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.


КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА


Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!


РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

МЕТАЛЛОФОН

Методическая разработка

Музыкального руководителя Скрынниковой Евгении   Александровны.

Цикл сказок – шумелок «Времена года»

Песенка апреля

Всем сегодня не до сна:

В гости к нам идёт Весна!

Дождь Весняночку встречал,

Песенку ей напевал. (удары по верхним нотам металлофона)

Холодам уж не бывать:

С Весной апрель спешит опять!

Льётся трелями капель,

Веселит Весну Апрель! (глиссандо на металлофоне)

Лес Весняночку встречает,

Её привет свой посылает! (подуть в пустую пластиковую бутылку)

А потом, а потом,

Загремел тут первый гром! (удары в барабан)

Ветер солнышко позвал,

С Солнцем веселиться стал.

Он летал, он свистел,

Весну порадовать хотел! (подуть в пустую пластиковую бутылку)

Старались дружно не напрасно.

Пришла Весна! Ну, здравствуй, здравствуй!

Лету очень рады дети

Лето к нам спешит опять,

Мы спешим его встречать!

В лес зелёный побежим,

У природы погостим.

А в лесу зелёном,

Треск во всю идёт,

Знать, неподалёку,

Мишенька бредёт. (использовать сухую длинную шишку)

Стой, немного помолчи.

Слышишь? Дятел тут стучит. (использовать деревянную колотушку)

От цикад по травам треск,

Слушает их даже лес. (помять фольгу)

Речка плещется, журчит,

Да по камушкам бежит. (глиссандо на металлофоне)

Всё теплом согрето,

Вот, что значит лето!

Осенняя картинка

Пожелтел осенний сад,

Листья с веточек летят.

Шорох всюду: тут и там.

По деревьям и кустам. (шуршать пакетом)

Там картофель убирают,

Клубни в вёдра все бросают. (удары в барабан)

Тут со свёклы листья режут,

Слышен всюду тихий скрежет. (рвать бумагу)

Каждый всё собрать успел.

Вот и дождик подоспел!

Динь-динь-динь, кап-кап-кап,

Застучал он звонко так! (удары по верхним пластинам металлофона)

По стеклу, по крыше.

Громче, громче… Тише! (металлофон)

За окном метель метёт

Тихо-тихо ночь плывёт.

А метель метёт, метёт. (водить ладошкой по поверхности барабана или

коробки)

По стеклу стучит в наш дом,

Завывая за окном. (контейнер, заполненный мелкой крупой или песком)

А в камине треск от дров,

Вот каков, вот каков! (использовать длинную сухую шишку)

Кошка нежится, мурчит,

Мышка под полом шуршит. (шуршать пакетом)

А на льду коньки звенят,

Вот забава для ребят! (треугольник)

Под ноги нам снег летит,

И скрипит, скрипит, скрипит. (пальчиками давить на пакет с крахмалом)

Цикл сказок о животных

Зайчик и его друзья

На опушке Зайчик жил,

Барабанить он любил. (стучать в барабан)

И ещё с друзьями Зайка

Крепко, преданно дружил.

Кто они? Узнаем дети.

И друзей Зайчишки встретим.

На ёлочке пушистой Белочка живёт,

С утра орешки вкусные

Грызёт, грызёт, грызёт! (постучать орешками друг о друга)

Дятел лес оберегает,

Да по дереву стучит. (деревянная колотушка)

Насекомых разгоняет,

Деревья вылечить спешит.

Это кто там на дорожке?

Третий друг-колючий Ёжик.

Он торопится, бежит,

Золотой листвой шуршит. (шуршать пакетом)

С друзьями Зайка мирно жил,

Дружбой очень дорожил.

Но всегда, всегда в лесу

Боялся встретить он Лису.

А Лиса была хитрушка:

Зайкину нашла избушку,

И давай скорей стараться

Через чащу пробираться.

Сухие ветки затрещали,

Дятлу весточку послали. (использовать длинную сухую шишку)

Дятел клювом застучал-

Друзей на помощь он позвал. (деревянная колотушка)

Нужно Зайку выручать,

От беды его спасать.

Белочка по веткам скачет,

Как весёлый, звонкий мячик. (деревянные ложки)

Ветки листьями ей машут:

Помоги Зайчишке нашему. (шуршать пакетом)

Ай, ай, ай! Тарарам!

Не ходи, Лисица, к нам!

Ёж в клубочек закрутился,

Под ноги Лисе скатился. (глиссандо по ксилофону)

А Лисица, ну бежать,

След хвостом свой заметать. (водить ладошкой по поверхности коробки)

Будешь ты, Лисица, знать,

Как Зайчонка обижать!

У него друзей есть много

И они всегда помогут.

Лошадка

Весело бежит Лошадка

И копытами стучит. (удары деревянными ложками друг о друга)

Впереди ручей огромный

И водичка в нём журчит. (глиссандо на металлофоне или звенеть бубенцами)

Не проехать. Как же быть?

Может, мостик смастерить?

Эй, друзья-бобры, спешите,

Мост построить помогите!

Застучали топоры, (удары деревянными предметами)

Дружно трудятся бобры.

Вот по новому мосту

Лошадка весело бежит.

Ей ручей уже н страшен, (глиссандо на металлофоне или звенеть бубенцами)

В дивный лес она спешит. (шуршать пакетом)

 СКАЗКА-ШУМЕЛКА "ЗИМА В ЛЕСУ"

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму (бегать пальцами по барабану)

А белочки прыгали по веткам, собирая шишки (кастаньеты)        

И вот с неба стали падать снежинки (удары палочкой по металлофону )

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок (удары по треугольнику)

Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы (шуршать бумагой)

У всех было много еды: белки грызли орешки (удары деревянными ложками)

                       

Сказка-шумелка «Медедь»


«Шел однажды медведь по лесу 
(барабан).Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска). Завыл медведь, застонал.(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). 
–Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (
барабан) сук (тёрка)и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка 
(дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. 
(терка).
Скакала по веткам белочка: 
(шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит 
(терка).
Пробегал мимо олень: 
(трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит 
(тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (
голос).
- Ой, упал медведь!
Сук 
(смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые  сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...

«Сказки - шумелки»

Мастер – класс  для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...

Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"

Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....

Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"

Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...

Музыкальная дидактическая игра «Сказки шумелки»

Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...

Музыкальные сказки с шумовым исполнением «Сказки-шумелки»

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового воспр...