Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях
статья по музыке

Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях в детском саду

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях

«Музыка – необходимый душевный атрибут

человеческого существования»

/Аристотель/

Все прекрасное – из детства! А патриотизм?  Что такое вообще патриотизм?

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

 Какова же роль музыки в патриотическом воспитании?

И патриотизм и музыка  затрагивают эмоциональную сферу человека. И особенно ребенка. Воздействуя на чувства, они дают мощный толчок для нравственного развития, развития эмпатии – сопереживания. Музыкальное искусство расширяет кругозор ребенка, обогащает его духовный мир. Ребенок приобретает больший, в сравнении с другими видами деятельности, объем впечатлений, так как музыкальное восприятие (музыкальное мышление, способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами) надолго остается в памяти ребенка.

  1. Тема любви к родителям, родственникам, к своему дому

Для ребенка  дошкольного возраста  Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. День матери, отца, пожилого человека, 8 марта – песни и танцы на эту тему понятны и доступны даже младшим дошкольникам.

2.Тема Родины

Праздники, досуги , посвященные государственным праздникам. День Победы, день снятия блокады Ленинграда, 23 февраля.В старшем дошкольном возрасте понятие Родины приобретает более широкие черты. Дети с удовольствием поют песни о Родине, о родном городе, о подвиге народа.

3.Народный фольклор.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Я использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.  Таким образом, даются понятия: «русская народная музыка», «русские народные инструменты», «русские народные песни и танцы».

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д.  Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

4.Любовь к природе

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников, так как природные явления и объекты, окружающие ребенка с рождения, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.

  В репертуаре каждой возрастной группы в течении года есть музыка на ту или иную тему. Вместе с воспитателями я стараюсь максимально раскрыть смысл текста каждой песни, чтобы расширить не только музыкальный кругозор , но и словесный запас воспитанников.

    Мне очень нравится песня « Здравствуй, Родина моя» музыка. Чичкова, сл. В. Орлова. Она наиболее полно передает те чувства, какие испытывают дошкольники в плане патриотического воспитания . Наши воспитанники всегда с удовольствием ее исполняют. (включить запись с концерта)

    В заключение хочется отметить: нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. Ребенок – зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. То, что упущено в детстве, очень трудно  наверстать в зрелые годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

патриотическое воспитание на музыкальных занятиях

«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» — писал Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца не возможно. Чувство патриотизма так многообразно по своему соде...

Презентация "Нравственно- патриотическое воспитание на музыкальных занятиях"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в   детях, заложить нравственные основы, которые сделаю...

Интегрированное музыкальное занятие - формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «День Народного Единства».

Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. Узнавать и называть символы страны: флаг, герб, ...

Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «Родина моя»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...

Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях

                                             “Каждый ребенок рождается д...

Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в старшей группе «Россия Родина моя»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...

Презентация: "Организация работы по патриотическому воспитанию на музыкальных занятиях"

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...