«Техника Bodi Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4-7 лет, в том числе у детей с ОВЗ »
учебно-методический материал по музыке

Сабитова Гузель Талгатовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №59 комбинированного вида" Советского района г.Казани

 

                       

 «Техника Bodi Percussion как средство формирования чувства ритма у                          

    детей 4-7 лет, в том числе у детей с ОВЗ »

Подготовила музыкальный руководитель:  Сабитова Гузель Талгатовна

                                            Казань 2024

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

                        «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

Бехтерев Владимир Михайлович.

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья».

                           Бехтерев Владимир Михайлович.

Цель:

постепенная выработка сознательного и чувственного восприятия ритма, ощущаемого как спонтанное жизненное проявление и дающего  возможность переживать чувство гармонии и переплетения ритма музыки и собственного тела.

 Задачи:

- согласование движений с темпом, характером и ритмом музыки; стимулирование внимания;

- самостоятельный поиск двигательных приемов при выполнении тех или иных команд ведущего;

- координирование слуховых, двигательных, тактильных и коммуникативных качеств восприятия.

Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, по данным системы здравоохранения состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технология получила

название «здоровьесберегающие технологии».

В современном мире появилось огромное кол-во музыкальных инструментов и техники игры на них, и люди стали забывать, что их собственное тело само по себе является уникальным музыкальным инструментом с различным звучанием. И сегодня я предлагаю вам уделить внимание технологии «Боди-перкуссия», которая широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры боди-перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят» и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных движений.

Перкуссия тела хороша тем, что её может освоить каждый. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект.

C:\Users\Юлек\Desktop\144e520d157d906c114b51f78beabe27.png

Историческая справка

Историческая справка

Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек додумался продолжить свои руки и ноги в барабанных палочках, вытянул губы в свирель, а вместо грудной клетки или бедер начал бить по натянутым кожаным мембранам и дереву.

С целью коммуникации африканцы на алмазных шахтах для разговоров между собой топали ногами в резиновых сапогах, создавая телесно-перкуссионную технику. Так рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с помощью телесно-перкуссионной техники.

Немного позже перкуссия тела переросла в форму безмолвного протеста. Во времена индустриальной революции бастующие британцы стучали деревянными башмаками, ударяя их один о другой. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.

Body Percussion (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:

1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).

Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.

3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Музыканты современности назвали такое направление «боди-перкуссия» или телесная перкуссия – музыка нашего тела. Это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый.

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями,   потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов»:

• пощёчины с открытым и закрытым ртом,

• клацанье языком,

• свист,

• стук.

Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия.

1.Педагог, на фоне шлепков по коленям с детьми, выразительно и ритмично декламирует текст.

2. «Эхо» текст по фразам, педагог – дети.

3. Декламирование текста по-разному: громко, тихо, басом и т.д.

4. Добавляем движения: метрические шаги в рассыпную, по кругу, с поворотами, остановками, приседаниями и т.д.

На музыкальных занятиях я ввожу элементы перкуссии постоянно. Дети увлечённо их осваивают.

У воспитанников развиваются чувство ритма, слуховое внимание, улучшается координация, зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

Предлагаю вашему вниманию упражнения и музыкальные игры, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Упражнение «Птички» - сначала выполняем со словами, затем молча.

Го-лубь / хлопок в ладоши правой рукой и по груди

Во-ро-бей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.

Зя-блик / хлопок в ладоши правой рукой и по груди

Со-ло-вей / хлопок в ладоши, хлопок по груди правой, затем левой рукой.

С помощью этого упражнения у детей развивается слуховое внимание, речь, зрительная память, чувство ритма.

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

М. Р.:

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

М. Р.:

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

М. Р.:

Ударные инструменты

В боди-перкуссии можно использовать любые сподручные средства, например, ударные инструменты – бубен, барабан, палочки, деревянные и металлические ложки, кубики, тарелочки

«Ехал грека через реку» способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.

Ехал грека через реку /хлопок по груди правой, затем левой рукой. 

Видит грека в реке рак /хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук 

Сунул грека руку в реку /скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно

 Рак за руку грека цап /  «замок»

Вот такие схемы можно использовать для занятий техникой Боди перкуссия.

C:\Users\avks\Desktop\19298e300b395cb238079545fbd280d7.jpg

В заключение хочу отметить, что применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.

Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.

Вывод: Плюсами телесной перкуссии являются:

     Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;

•        Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;

     Хорошо привлекает внимание детей.

 Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа),

•        Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,

•        Снятие мышечных зажимов,

•        Возможность самовыражения, и высказывания без слов,

•        Развитие социальных и коммуникативных навыков.

Телесная перкуссия при работе с группой даёт:

     Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа),

    Уверенность в себе, снятия зажимов и стеснения,

     Снятие мышечных зажимов

     Возможность самовыражения, и высказывания без слов,

     Развитие социальных и коммуникативных навыков.

•        Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,

•        Снятие мышечных зажимов,

•        Возможность самовыражения, и высказывания без слов,

•        Развитие социальных и коммуникативных навыков.

Немецкий музыкант и композитор Карл Орф говорил: «Самым активным инструментом человека было и есть его тело. Слушать и слышать своё тело, играть на нём, как на перкуссии это значит пропускать музыку и её ритм непосредственно через себя». Систему боди-перкуссии, активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности. Надеюсь, и в вашей практике она найдёт своё место. Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».

В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...

Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...

Музыкальные игры как средство формирования чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией

В статье рассматривается эффективность включения музыкальных игр в логопедическую работу с детьми дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию....

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....