«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста через боди-перкусию»
консультация по музыке

Тарбаева Елена Валерьевна

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке, это категория не только времяизмерительная, но и эмоционально – выразительная, образно – поэтическая, художественно – смысловая. Повышение эффективности развития чувства ритма является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида  №33 «Земляничка»

Консультация для педагогов ДОУ

«Развитие чувства ритма через боди-перкусию»

Описание: https://fons.pibig.info/uploads/posts/2023-05/thumbs/1685388942_fons-pibig-info-p-muzikalnii-ugolok-fon-pinterest-35.jpg

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Высшей кв. категории

Тарбаева Е.В.

2024г.

Вступительное слово:

Немецкий музыкант и композитор Карл Орф говорил:

«Самым активным инструментом человека было и есть его тело. Слушать и слышать своё тело, играть на нём, как на перкуссии это значит пропускать музыку и её ритм непосредственно через себя».

          Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, весна сменяет лето и т.д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам. Но сегодня, наше внимание  мы уделим  музыкальному ритму. Что же такое музыкальный ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Развитие чувства ритма способствует развитию речи  у ребенка, помогает ему  легко запоминать стихотворения и если чувство ритма несовершенно, то мы видим, что речь у ребенка  слабо развита,  она невыразительна или слабо интонирована. Чувство  ритма также способствует развитию интеллектуальных способностей  детей. Ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным и в  развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Из всех музыкальных способностей чувство  ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его  невозможно  и оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность  педагогов – музыкантов доказали обратное, самое главное, начинать развитие чувства ритма  нужно  как можно раньше. Уже с 5 лет это  гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие – то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых, музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, ритмических упражнений.

Каждый ребенок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого – то они хорошо развиты, а кому – то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание, память, музыкальный слух и чувство ритма.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке, это категория не только времяизмерительная, но и эмоционально – выразительная, образно – поэтическая, художественно – смысловая. Повышение эффективности развития чувства ритма является одной из актуальных проблем музыкального воспитания.

 Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности и во всех моментах музыкального занятия: в пении, в слушании, в танцах, музыкально - ритмических   движениях  и в игре на детских музыкальных инструментах и не только

Вот на этом мне хотелось бы остановиться более подробно!

Нетрадиционная технология «Боди-перкуссия»  «body percussion» , которая широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Боди-перкуссия – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.

Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.

Перкуссия (от лат. percussio — «постукивание») – многозначное слово:

1. Перкуссия - это группа ударных музыкальных инструментов, из которых звук извлекается ударом (молоточком, палочкой, колотушкой и проч.) или тряской (покачиванием, встряхиванием, переворачиванием и проч.) по звучащему телу (металл, дерево, кожа, пергамент, пластик).

Это самая многочисленная группа музыкальных инструментов. К ним относятся бубен, маракас, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей.

2. Перкуссия в медицине— выстукивание больного (пальцем или молоточком) для определения по характеру звука состояния внутренних органов.

3. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.

Музыканты современности назвали такое направление «боди-перкуссия» или телесная перкуссия – музыка нашего тела. Это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый.

Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:

• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями,   потирание ладоней и др.);

• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

• притопы (всей стопой, пяткой, носком);

• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Систему боди-перкуссии, активно используют педагоги по всему миру в различных видах деятельности. Надеюсь, и в вашей практике она найдёт своё место. Желаю всем творческих успехов и новых интересных находок в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по развитию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста : "Имя твое бессмертно". Авторская разработка.

Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город....

Тематический план системы мероприятий по развитию чувства юмора детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВремяОбщее времяБлок 1   Занятие 11.Знакомство с клоуном3  2. Игра «Клоун Тяп-Ляп»7  3. Этюд «Делай как Я»5  4. Игра «Пушинка» ...

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс...

Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно м...

Цветовой круг как средство развития чувства цвета детей старшего дошкольного возраста -опыт работы

Мы каждый день взаимодействуем с цветами - выбирая палитру нового интерьера, расцветку платья, тон макияжа или лака для ногтей, мы ищем подходящий к обстановке или атмосфере оттенок. В торговых павиль...

«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возрастачерез музыкально-ритмические движения»

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а, прежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский....